Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Мужчины, которые поют

«Десять голосов, которые потрясли мир». Так претенциозно, но совершенно справедливо критики назвали десятерых мужчин, которые составляют арт-группу «Хор Турецкого». Любая статья или рецензия на музыкантов не обходится без эпитетов в превосходной степени: уникальные, необычные и так далее в том же духе. Еще бы: они поют практически все, что спето до них, но переделывают это на новый лад и настолько удачно и оригинально, что любая старая, хорошо известная вещь кажется совсем свежей. Например, знаменитая блатная «Мурка» у них звучит как итальянская опера. Десять сладкоголосых мужчин буквально привели в экстаз зал Харьковского оперного театра.

Итак, арт-группа «Хор Турецкого» - это девять солистов с уникальными голосами, которым они могут заменить до десяти музыкальных инструментов и взять пять октав, плюс руководитель и дирижер хора Михаил Турецкий. В этом году хор отметит пятнадцатилетие, последние несколько лет он пользуется невероятной популярностью во всех странах: достаточно сказать, что в 2003 году «турецкие» выступали в одном из самых престижных концертных залов мира - нью-йоркском Карнеги-Холле, а мэр города Майями-Бич в Калифорнии учредил в честь хора ежегодный праздник. Самое интересное, что в Харькове прославленный коллектив выступал совершенно бесплатно. «Хор Турецкого» дал в Харькове благотворительный концерт в рамках проекта «Память и благодарность», который организовал президент Ассоциации национально-культурных объединений Украины Александр Фельдман. Около двухсот тысяч гривень, вырученных на выступлении в Харьковском оперном театре, пойдут на окончание строительства мемориала в Дробицком Яру. В оперном музыканты «разрывали» публику разнообразным репертуаром и невероятным вокальным жонглированием вечером, а днем они выступили в синагоге на Пушкинской. Здесь «Хор Турецкого» исполнял исключительно еврейские духовные и обрядовые песни. «Выступление в храме - это другое, - говорит Михаил Турецкий. - Сначала концерт для Бога, а потом уже для людей». «Хор Турецкого» изначально был создан как коллектив, исполняющий именно религиозные еврейские песнопения. Постепенно музыканты расширяли репертуар, но храмовая музыка по-прежнему числится в их арсенале. Духовную еврейскую музыку «Хор Турецкого» исполняет в каждом городе, где выступает, даже в российской глубинке, где в помине нет еврейской общины. Музыканты знакомят слушателей с богатой музыкальной еврейской культурой, из которой вышли многие православные песнопения. Несмотря на то, что в «Хоре Турецкого» не все евреи, есть полукровки, а два музыканта вообще не имеют отношения к еврейству, солисты помнят о своих культурных корнях и изучают традиции еврейского народа. Правда, соблюдать все предписания и требования религии не получается физически, в силу насыщенного гастрольного графика, сетует Михаил Турецкий: «Я понимаю, что нельзя быть немножко беременной, надо либо там, либо здесь, но для нас это компромисс. Мы летаем в субботу, мы не едим кошер, но хотя бы десять дней в году, например, в Йом Кипур все голодают. Все годы». Видели бы вы, как музыканты поют религиозные песни! Это не просто пение как своеобразная «фишка» «Хора Турецкого», они действительно воздают хвалу Богу - единому для всех нас, милосердному, любящему и призывающему любить. Наверное, поэтому возможны случаи, как тот, о котором рассказал руководитель «Хора...» Михаил Турецкий: однажды в Харькове, после совместного концерта с Иосифом Кобзоном к исполнителям подошел человек и признался, что раньше был антисемитом. «Но теперь, - передает его слова Михаил Турецкий, - я понимаю, как я был не прав!». То, что делает «Хор Турецкого», его руководитель определяет как своеобразную миротворческо-культурологическо-шоу-бизнес-развлекательную деятельность. В репертуаре коллектива более 350 песен! Кроме традиционных еврейских песен на иврите и идиш музыканты поют советские и мировые хиты, русские и украинские народные песни, французский шансон и итальянские канцоны, оперные арии, в том числе и женские партии - и все это на восьми языках. Свои воистину уникальные возможности «турецкие» во всей красе продемонстрировали харьковской публике. Первое отделение началось с попурри из самых знаменитых оперных арий и мюзиклов, где, при блестящем исполнении всех солистов, публику без остатка покорил своим редчайшим голосом Михаил Кузнецов. Это у него тенор-альтино - очень высокий голос, на стыке мужского и женского, причем это не фальцет, которым владеют все певцы-мужчины, говорит руководитель «Хора Турецкого», а природный голос, который позволяет солисту петь партии колоратурного сопрано. «Витасу можно отдыхать» - приходило на ум, когда пел Кузнецов. Безусловно, трудно передать все, что исполняли музыканты, а тем более, как они это делали. Это были знакомые всем и каждому песни, спетые в абсолютно необычной манере и самом широком диапазоне: музыканты берут пять октав от баса-профундо (бас, на октаву ниже обычного) Евгения Кульмиса до различных теноровых оттенков. А Артур Кейш вообще заменяет голосом одиннадцать предметов ударной установки, при этом еще два солиста подыгрывают ему, имитируя голосами трубу и гитару. Такое невероятное качество голосов и удивляет невероятно. Где можно было найти исполнителей с такими данными? Во всем «виновато» советское образование - лучшее в мире, уверяет Михаил Турецкий. Практически все музыканты окончили Гнесинку, а она куда сильней американских учебных заведений и не уступает лучшим в мире Лондонской и Парижской консерваториям, считает «главный турецкий». «Кроме блестящего образования у наших артистов были молодость и энтузиазм, - вспоминает Михаил Турецкий. - Было начальные хорошие данные. Именно хорошие. А дальше - кропотливая многочасовая, многоденная по тому, чтобы эти голоса стали распеваться, стали звучать, привыкать к разной акустике, к тому, чтобы петь в микрофон и без него».

«Любая старая известная музыка становится в нашем исполнении новой», - говорит Михаил Турецкий. И действительно, такие знаменитые, привычные советские песни, как утесовский «Извозчик», «Широка страна моя родная», «Ты одессит, Мишка» или же «Постой, паровоз» звучат так, будто это хиты, написанные совсем недавно, а не несколько десятилетий тому назад. Второе отделение, несмотря на то, что музыканты представляют в том числе и религиозные песни, такое же заводное и юморное, как первое. Стоит слышать, как еврейская молитва - как любит повторять Михаил Турецкий, родная сестра советской массовой музыки - «Сим шолом» плавно переходит в эти самые массовые советские, а госпел «Let my people go» звучит то как итальянская опера, то как эстрадная вещица. Ну, а когда Михаил Турецкий предлагает веселиться и хор начинает «Хава нагилу» зал почти что пускается в пляс. Хотя музыканты и призывали зрителей, не стесняясь, выходить в проходы и танцевать, а также петь вместе, зал раскачивался как-то тяжеловато. Потанцевать под «Летку еньку» в конце программы решились только самые смелые, сразу ретировавшись после ее окончания. Зато в едином порыве в завершении шоу зал пел вместе с хором один из его коронных номеров - «Мурку». Которая звучала как... классическая итальянская опера бельканто!

Я давно не видел в оперном такого аншлага и такого количества цветов, которые дарили артистам. Десятерых солистов зрители долго не отпускали, устроив им овацию минут на десять. Здорово, что через год, если все будет хорошо, мы вновь сможем увидеть музыкантов на харьковской сцене, как пообещал Михаил Турецкий. Жаль, что ждать придется целый год.

Филипп Дикань
Общественно-политический еженедельник "Объектив-НО"
Источник

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz