Соната
для скрипки и баритона
У
Жуковского симфонического оркестра скоро тройной юбилей - ему исполняется
45 лет, но грядут еще две круглые даты: 30 лет деятельности в коллективе
главного дирижера Сергея Скрипки и 40 лет работы в оркестре Леонида
Бара - известного нашего скрипача и хормейстера.
-
Леонид Николаевич, вы воспитанник Жуковской музыкальной школы, а впоследствии
- ее педагог и директор. Значит, музыка всегда в вашей жизни была
на первом месте. Не было никаких сомнений в том, чтобы свернуть с
пути?
-
Мы переехали в Жуковский из Москвы в 1962 г., когда отец получил работу
у Туполева. Я сразу поступил во второй класс музыкальной школы (первый
закончил в Москве). Мне повезло, я попал к высочайшему профессионалу
- к Татьяне Николаевне Казанской, она сейчас преподает в Школе имени
Гнесиных. Но все складывалось далеко не так радужно. В те времена
мальчишки бредили спортом, и я не был исключением. Мне хотелось ходить
не на уроки музыки, а играть в хоккей. И я начал обманывать родителей.
Говорил, что иду на урок, а сам бежал на каток. Так продолжалось месяца
полтора. Пока учитель сольфеджио не встретила на улице моего папу
и выразила соболезнование по поводу моей продолжительной болезни.
«Какой болезни?» - не понял отец, но быстро сообразил, в чем дело.
Дома состоялась разборка. Мама была человеком правильным, а отец очень
твердым. «Ты закончишь школу, - сказал он мне, - даже если не будешь
в дальнейшем музыкантом. Начал дело - доводи до конца». Я огрызнулся:
«Ладно, но только ради вас, мне это не нужно». Как же я им сейчас
благодарен!
Но
энтузиазм неожиданно появился. Гениальный педагог Татьяна Николаевна
применила очень нестандартный ход. Она привела меня в симфонический
оркестр и посадила за один пульт с Софьей Григорьевной Поповой - создателем
оркестра в нашем городе. Мне доверили играть в оркестре! И с тех пор
я в нем. Ровно сорок лет.
Началась
бурная музыкальная жизнь. Проводились фестивали симфонических оркестров.
Первый дирижер, который руководил нами, был сам Тэриан - народный
артист, возглавлявший тогда оркестр Московской консерватории. С тех
пор я не представляю воскресенье без репетиции.
-
Оркестр - не единственная ваша работа, вы хормейстер в хоре
Турецкого. А туда какими судьбами занесло?
-
Когда я работал в Жуковской музыкальной школе, мне позвонили с неожиданным
предложением: в Москве создается еврейский хор, не хотел бы я принять
участие? Я не дал сразу ответ, но любопытство заставило приехать в
Синагогу, где хор репетировал. О еврейской хоровой классике я понятия
не имел - в то время это был далеко не самый распространенный музыкальный
пласт. Кроме «Тумбалалайки» и «Семь сорок», мало кто что знал. А между
тем дед Исаака Дунаевского был не только композитором, но и кантором.
И тут, в синагоге, я услышал такое пение, такую музыку! Сразу понял
- это тоже мое. Отсюда уйти, как и из оркестра, я не смогу. В этот
же день я был зачислен в коллектив. Работу в школе пришлось оставить
- начались гастроли.
-
Слышал, что ваш хор иногда поет в аэропортах. Это правда?
-
Было такое дело. Первый раз запели в аэропорту, когда вылетали в Америку.
Прямых рейсов в Штаты тогда не было, летели через Ирландию, там была
дозаправка. Потом была еще посадка в Канаде, на полуострове Ньюфаундленд.
В терминале пришлось ждать, самолет задерживался. И Миша Турецкий
говорит: «Давайте попоем, а то тоскливо как-то». И мы запели. К нам
стали подходить люди, садиться рядом с нами, слушать. Так получился
маленький импровизированный концерт. А дальше - не знаешь, где найдешь,
где потеряешь. Среди ожидающих самолет пассажиров оказалась Марина
Ковалева - известный в международном музыкальном мире импресарио.
Знакомство с ней переросло в дружбу, которая продолжается и сегодня.
Она до сих пор устраивает нам концерты в США. И тогда в Нью-Йорке
она сделала нам концерт.
А
еще мы поем в аэропортах, когда у нас фиксируют перевес груза. Турецкий
начинает объяснять, что это необходимая аппаратура, костюмы. Нас спрашивают:
«А кто вы такие?» - «Мы - хор». - «Хор? Ну, так спойте», - однажды
заявил американский таможенник. Спели. «God bless America» - и никаких
проблем, проходите, ребята.
Интересных
гастролей было очень много. Запомнился прощальный тур Кобзона, он
пригласил нас с ним выступать во всех 100 городах с концертами, даже
в Чечне были.
-
Леонид Николаевич, что у нас в городе с культурой? Как вы оцениваете
ее сегодняшнее состояние?
-
Культура - это одно, искусство - другое. Их часто смешивают. Уровень
культуры падает и у нас в городе, и в стране. Достаточно включить
телевизор. Искусство - и профессиональное, и любительское - у нас
на хорошем уровне, а вот по улицам ходить не всегда приятно. Народный
артист России Александр Николаевич Лазарев, известный дирижер, когда
приезжал на один из юбилеев оркестра, сказал: «Есть такой город в
США Нью-Йорк, а недалеко от Нью-Йорка есть город Филадельфия. Есть
город Москва, а недалеко от Москвы есть город Жуковский. И вот я хочу,
чтобы Жуковский был так же известен своим оркестром, как Филадельфия
своим». Вот такую параллель он провел, когда у нас еще был самодеятельный
коллектив. Сейчас наш оркестр известен далеко за пределами города
и даже страны. Так что всех читателей «Жуковских вестей» приглашаю
на юбилейный концерт 29 мая. О билетах советую побеспокоиться заранее.
Юрий Луговской
1 апреля 2005 г.