Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Соната для скрипки и баритона

У Жуковского симфонического оркестра скоро тройной юбилей - ему исполняется 45 лет, но грядут еще две круглые даты: 30 лет деятельности в коллективе главного дирижера Сергея Скрипки и 40 лет работы в оркестре Леонида Бара - известного нашего скрипача и хормейстера.

- Леонид Николаевич, вы воспитанник Жуковской музыкальной школы, а впоследствии - ее педагог и директор. Значит, музыка всегда в вашей жизни была на первом месте. Не было никаких сомнений в том, чтобы свернуть с пути?

- Мы переехали в Жуковский из Москвы в 1962 г., когда отец получил работу у Туполева. Я сразу поступил во второй класс музыкальной школы (первый закончил в Москве). Мне повезло, я попал к высочайшему профессионалу - к Татьяне Николаевне Казанской, она сейчас преподает в Школе имени Гнесиных. Но все складывалось далеко не так радужно. В те времена мальчишки бредили спортом, и я не был исключением. Мне хотелось ходить не на уроки музыки, а играть в хоккей. И я начал обманывать родителей. Говорил, что иду на урок, а сам бежал на каток. Так продолжалось месяца полтора. Пока учитель сольфеджио не встретила на улице моего папу и выразила соболезнование по поводу моей продолжительной болезни. «Какой болезни?» - не понял отец, но быстро сообразил, в чем дело. Дома состоялась разборка. Мама была человеком правильным, а отец очень твердым. «Ты закончишь школу, - сказал он мне, - даже если не будешь в дальнейшем музыкантом. Начал дело - доводи до конца». Я огрызнулся: «Ладно, но только ради вас, мне это не нужно». Как же я им сейчас благодарен!

Но энтузиазм неожиданно появился. Гениальный педагог Татьяна Николаевна применила очень нестандартный ход. Она привела меня в симфонический оркестр и посадила за один пульт с Софьей Григорьевной Поповой - создателем оркестра в нашем городе. Мне доверили играть в оркестре! И с тех пор я в нем. Ровно сорок лет.

Началась бурная музыкальная жизнь. Проводились фестивали симфонических оркестров. Первый дирижер, который руководил нами, был сам Тэриан - народный артист, возглавлявший тогда оркестр Московской консерватории. С тех пор я не представляю воскресенье без репетиции.

- Оркестр - не единственная ваша работа, вы хормейстер  в хоре Турецкого. А туда какими судьбами занесло?

- Когда я работал в Жуковской музыкальной школе, мне позвонили с неожиданным предложением: в Москве создается еврейский хор, не хотел бы я принять участие? Я не дал сразу ответ, но любопытство заставило приехать в Синагогу, где хор репетировал. О еврейской хоровой классике я понятия не имел - в то время это был далеко не самый распространенный музыкальный пласт. Кроме «Тумбалалайки» и «Семь сорок», мало кто что знал. А между тем дед Исаака Дунаевского был не только композитором, но и кантором. И тут, в синагоге, я услышал такое пение, такую музыку! Сразу понял - это тоже мое. Отсюда уйти, как и из оркестра, я не смогу. В этот же день я был зачислен в коллектив. Работу в школе пришлось оставить - начались гастроли.

- Слышал, что ваш хор иногда поет в аэропортах. Это правда?

- Было такое дело. Первый раз запели в аэропорту, когда вылетали в Америку. Прямых рейсов в Штаты тогда не было, летели через Ирландию, там была дозаправка. Потом была еще посадка в Канаде, на полуострове Ньюфаундленд. В терминале пришлось ждать, самолет задерживался. И Миша Турецкий говорит: «Давайте попоем, а то тоскливо как-то». И мы запели. К нам стали подходить люди, садиться рядом с нами, слушать. Так получился маленький импровизированный концерт. А дальше - не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Среди ожидающих самолет пассажиров оказалась Марина Ковалева - известный в международном музыкальном мире импресарио. Знакомство с ней переросло в дружбу, которая продолжается и сегодня. Она до сих пор устраивает нам концерты в США. И тогда в Нью-Йорке она сделала нам концерт.

А еще мы поем в аэропортах, когда у нас фиксируют перевес груза. Турецкий начинает объяснять, что это необходимая аппаратура, костюмы. Нас спрашивают: «А кто вы такие?» - «Мы - хор». - «Хор? Ну, так спойте», - однажды заявил американский таможенник. Спели. «God bless America» - и никаких проблем, проходите, ребята.

Интересных гастролей было очень много. Запомнился прощальный тур Кобзона, он пригласил нас с ним выступать во всех 100 городах с концертами, даже в Чечне были.

- Леонид Николаевич, что у нас в городе с культурой? Как вы оцениваете ее сегодняшнее состояние?

- Культура - это одно, искусство - другое. Их часто смешивают. Уровень культуры падает и у нас в городе, и в стране. Достаточно включить телевизор. Искусство - и профессиональное, и любительское - у нас на хорошем уровне, а вот по улицам ходить не всегда приятно. Народный артист России Александр Николаевич Лазарев, известный дирижер, когда приезжал на один из юбилеев оркестра, сказал: «Есть такой город в США Нью-Йорк, а недалеко от Нью-Йорка есть город Филадельфия. Есть город Москва, а недалеко от Москвы есть город Жуковский. И вот я хочу, чтобы Жуковский был так же известен своим оркестром, как Филадельфия своим». Вот такую параллель он провел, когда у нас еще был самодеятельный коллектив. Сейчас наш оркестр известен далеко за пределами города и даже страны. Так что всех читателей «Жуковских вестей» приглашаю на юбилейный концерт 29 мая. О билетах советую побеспокоиться заранее.

Юрий Луговской
1 апреля 2005 г.

Назад в "События и персоналии. Вокруг Хора и его участников"

Hosted by uCoz