Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Песня о толике счастья

Демарш Турецкого в культурном центре

Звучит старинная молитва на иврите. Ее поют в Судный день – день печали и надежды. И вдруг – непонятно в каких глубинах твоего существа, за всю свою долгую жизнь не переступавшего порога синагоги, ты плачешь о замордованных в гетто, сожженных в печах Освенцима, замученных и убитых в лагерях Гулага и сталинских тюрьмах. Но слезы еще не успевают высохнуть, а хор – Московский камерный еврейский хор и его создатель и руководитель Михаил Турецкий уже веселят почтеннейшую публику песенкой о толике счастья, которое так нужно каждому человеку. А потом снова молитвы, современные песни о “моем Иерусалиме”, песни старого еврейского местечка – такие мелодичные, грустные и веселые, знакомые и все равно новые. Но вот что интересно: нет в этих старых песнях тоски и жалостных интонаций – Турецкий и его уникальный хор поют эти песни в современной аранжировке – джазовой, в стиле рок, настойчиво подчеркивая ритмическую структуру, легко и органично переплывая (не перепрыгивая) из одной тональности в другую – и вот старые знакомые звучат по-новому, освеженные и обновленные обработкой, сделанной талантливым маэстро.
Этот хор может все или по крайней мере очень многое. Почти весь репертуар поется а capella, при этом тенора, баритоны и басы так остроумно и в то же время точно изображают разные инструменты, а многоголосие так чисто органически слито в неразделимое целое, что сопровождение, в общем, и ни к чему.
Хор – единое целое, но при этом каждый из участников – индивидуальность, не только прекрасный певец, но и яркий актер. Сплавленные в сложном многоголосии хоровых эпизодов, они по очереди выходят на авансцену; солируют, выстраивают образ песни и вокальными, и сценическими средствами.

По сути, это театр песни, где присутствуют вокальное и актерское начало, ритмичность и танцевальность, пластическая выразительность. Хотелось бы, конечно, назвать каждого из участников “сообщества” – они все этого достойны. Вот Герман Апайкин выносит на сцену горящий семисвечник и с торжественной страстностью поет молитву, а потом солирует в “Воспоминаниях о Карузо”, и тут же мгновенная трансформация – “Мурка”, маленький шедевр, остроумно, с блеском разделенный маэстро и солистом с ансамблем. А потом, по-профессорски поблескивая очками, Михаил Кузнецов в своих соло щедро открывает красоту и богатство своего медового тенора.

Демарш Турецкого заключается и в том, что традиционные фигуры еврейского танца уходят в тень, уступая место традиции массового танца многих народов Европы, среди которых веками жили евреи: артисты берутся за руки, ведут хоровод, который в Молдавии – молдавеняска, в Греции – сиртаки, в Болгарии – хоро, а в бывшей Югославии – кола, что значит “круг”, танец гордого единения и мужественного братства.

Не забывая о чертах национальных, Турецкий убежденно ставит свой хор в круг народов мира. Здесь поют на иврите и идиш, но не меньше поют и на английском – знаменитую “Лет май пипл гоу” и дивную песню Марио ЛанцаБи май лав”, французские “Опавшие листья” Жозефа Косма, так полюбившиеся со времен давних гастролей Ива Монтана, “Воспоминания о Карузо” на итальянском, по-испански “Бесаме мучои конечно же на русском: чуть спародированные, с юмором и в сложной обработке “Мурку”, “Очи черные”, “Бублики”, “Крутится, вертится шар голубой” (так давно крутится и под смех зала падает...).
Все это происходит в Еврейском культурном центре на Никитской, недавно открытом и уже завоевавшем признание и авторитет (немало труда и организаторского таланта приложила для этого художественный руководитель центра Марина Смелянская). Сегодня выступает хор Турецкого, завтра в гостях Роман Карцев, чуть раньше Михаил Козаков, Светлана Крючкова... А в музыкальной и театральной гостиных – беседы-концерты, клуб любителей балета, литературное кабаре, всевозможные студии для детей и взрослых – компьютерная, две джазовые, хоровая, караоке-клуб и так далее, и так далее...

Елена Фалькович

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz