Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

«Сегодня еврейские дети в Москве хорошо понимают, что они поют»

Признания хормейстера Владимира Плисса

Как я узнал, что я еврей

Своим появлением на свет я обязан пресловутому «Делу врачей». Моя мама и ее брат жили в Днепропетровске. Мама была детским врачом. Когда в 1952 г. страну охватил психоз – всюду искали «убийц в белых халатах» и над врачами-евреями нависла реальная угроза, – в областном управлении МГБ завели уголовное дело. И тогда дядя отправил сестру в Вологду, к своему фронтовому другу. В Вологде детских врачей были считанные единицы – ловить среди них ведьм было непозволительной роскошью. Так мама спаслась от тюрьмы, а может быть, и от чего похуже. Возникла еврейская семья, и появился на свет я…

Но на разговоры о еврействе и даже на само слово «еврей» в семье было наложено табу. Родители были людьми старой советской закалки: отец – военный, мать едва не поплатилась за свою национальность. Я даже не знал, что я еврей. Но однажды, когда родителей не было дома, я полез в буфет за конфетами и нашел там свидетельство о рождении, где прочитал удивившее меня слово. И всё же к седьмому классу я был увлечен еврейской музыкой, собирал старые пластинки с записями Александровича, Шульмана, Эпельбаума. Эта музыка притягивала не только ароматом запретного плода, но и необыкновенной мелодикой. A манера исполнения была настолько душевной, что навсегда стала частью моего внутреннего мира.

У меня неплохое музыкальное образование: я закончил Ленинградский институт культуры по специальности «хоровое дирижирование», а потом получил диплом хормейстера в Институте им. Гнесиных. В Москве я никак не мог пройти мимо синагоги, название которой звучало для хормейстера особенно значительно – «хоральная». И вот там я услышал хор…

Как я стал кантором

Это был хор стариков-канторов. Ничего подобного теперь нет и уже не будет. Как профессионал я прекрасно слышал все прегрешения этого коллектива против хоровой техники, но сколько было в пении этих стариков еврейской души, стиля, умения передать эмоциональное содержание молитв! Мне казалось, что ожили старые грампластинки, и вживую зазвучала знакомая с детства необыкновенная музыка, – правда, со всеми царапинами и треском. Канторы приняли меня очень тепло. Узнав, что я студент «Гнесинки», стали агитировать: еврей, музыкант, хоровик – это то, что надо для карьеры кантора! Тогда это казалось странным – одно лишь посещение синагоги могло испортить карьеру, поскольку Комитет по делам религий следил за тем, чтобы религиозные организации не очень-то укреплялись молодыми кадрами. Однако существовало и понимание того, что в главной московской синагоге имелись три должности, на которые старались принимать профессионалов – раввин, шойхет (резник) и кантор. Это считалось важным для поддержания престижа в глазах многочисленных зарубежных гостей столицы.

Тогда еще большинство прихожан прекрасно понимали молитвы, люди говорили на идиш, многие знали иврит. У стариков было чему поучиться – и серьезным вещам, и канторским байкам. Канторы – народ особый. Они соприкасаются с высокими духовными материями, но могут себе позволить более легкомысленное поведение, нежели, скажем, раввины. Вот, например, такая шутка. Во время молитвы на Йом-Кипур кантор падает ниц. Зачем? Нет, не прощения за грехи у небесного суда он просит – это единственная возможность незаметно для собравшихся на самую длинную молитву года подкрепиться, откусив кусок колбасы. С глубочайшим почтением вспоминаю я своих учителей, в первую очередь кантора из Риги Моше Аронса. Это был, как сказано о другом персонаже, «матерый человечище»: невысокий, но очень сильный физически, он обладал мощным басом, что редко встречается среди канторов. Аронс возглавлял религиозную общину в столице Латвии, в 90-е гг. уехал в Израиль, потом вернулся. Он совсем недавно умер в Риге, ему было далеко за 80. Среди старых канторов был и Арон Байдель, родившийся в Бердичеве. Он был слепой и, как часто в таких случаях бывает, обладал тончайшим слухом и феноменальной памятью. Особого упоминания заслуживает кантор Аркадий Гуттенберг. Он пел в память о своем отце, канторе Хоральной синагоги. В 1937 г. Гуттенбергу-старшему предложили вместе с другими религиозными деятелями подписать письмо-отречение от религиозных заблуждений. Старый кантор отказался. Вскоре ночью за ним пришли, и он исчез навсегда. Аркадий, очень, кстати, похожий на своего отца, счел своим долгом продолжить его служение.

С началом горбачевской эпохи появилась надежда на возрождение еврейской жизни, в том числе и религиозной. В СССР приехал Ральф Гольдман, почетный вице-президент «Джойнта» – старейшей американской благотворительной организации, поддерживающей еврейские общины. Целью визита Гольдмана было узнать, в чём, кроме репатриации в Израиль, нуждаются советские евреи. У меня сложились очень добрые отношения с этим незаурядным человеком. В первые годы существования Государства Израиль он работал в секретариате Давида Бен-Гуриона. Когда мы познакомились, Гольдман был уже в весьма почтенном возрасте, но поражал всех своей мобильностью и кипучей энергией. Сейчас ему за 90, но он всё еще у дел. После визита Гольдмана раввин Адольф Шаевич отправился в США и взял меня с собой. Мне предстояло учиться в «Ешиве юниверсити» – еврейском вузе, где, наряду с религиозным образованием, студенты получают светскую специальность. Я был принят на факультет канторского пения и учился у великого Йосефа Маловани. Он не только доскональный знаток еврейских молитв, но и замечательный музыкант, отличающийся от многих канторов наличием серьезного образования: Маловани – прекрасный пианист и симфонический дирижер. За год учебы я побывал в различных синагогах – ортодоксальных, консервативных, реформистских. Я с огромным интересом знакомился с современным канторским искусством, развивавшим традиции еврейской литургической музыки, заложенные в XIX в. в Германии, Польше и России. Однажды мы попали на богослужение, в котором участвовал хор Большой иерусалимской синагоги под руководством Эли Яффе.

Как я создал Хор Турецкого

Иерусалимский хор – это профессиональный коллектив в его репертуаре – серьезные произведения на литургические тексты. Но, откровенно говоря, по звучанию он уступал русским академическим хорам, причем не только самым знаменитым. У меня родилась идея – создать коллектив, который бы соединил традиции русской хоровой школы и синагогального певчества. Для реализации проекта нужен был еще один компонент – американские деньги. Я поделился этой идеей с Ральфом Гольдманом. Идея получила одобрение, «Джойнт» утвердил бюджет. В то время еще действовали советские цены и зарплаты, поэтому на небольшие суммы в долларах можно было сделать очень многое. Я стал искать дирижера. Себя я считаю вполне грамотным хормейстером, но работа с коллективом на сцене – это не мое призвание. Я обратился к декану своего факультета в Гнесинском институте с необычной просьбой: нужен талантливый дирижер, и при этом – обязательно еврей (обычно просьба звучала наоборот). Он порекомендовал мне Мишу Турецкого, который на тот момент занимался с детским хором. Так возник Хор Московской синагоги. Молодые ребята, собравшиеся в коллективе, взялись за дело с невиданным энтузиазмом. Восторг, с которым принимала первые наши выступления как еврейская, так и нееврейская публика, показал, что у нас получилось что-то настоящее. Но нам хотелось идти дальше. В 1990 г. в Калининграде состоялся первый «сольный» концерт хора. В то время не составляло большого труда привлечь в коллектив талантливых певцов-евреев. Для них это была возможность и заработать, и выехать на гастроли за границу, и, разумеется, проявить себя в творчестве. Мы понимали, что у нас – лучший в мире синагогальный хор. Состоялись первые зарубежные поездки, организованные «Джойнтом». Мы выступали в Европе, в США. Хор везде принимали с восторгом. С ним пел кантор Йосеф Маловани. Он вводил наш коллектив в мировую элиту исполнителей еврейской духовной музыки. В то же время, я думаю, маэстро хорошо понимал, что вряд ли какой-либо другой хор с таким блеском сможет сопровождать его пение. Ошарашенные впечатлением от первого выезда за рубеж, хористы не сразу понимали, что это всё-таки не гастроли профессионалов. Не было гонораров – были лишь скромные суточные, которым тогда всё равно были рады. Выступали не в престижных концертных залах, а в синагогах и общинных центрах. Жили не в гостиницах, а спали в лучшем случае в домах членов общин, а то и на полу в офисе «Джойнта». «Джойнт» ведь не концертное агентство, в его задачи не входит вкладывать деньги в организацию гастролей, чтобы получить выручку от продажи билетов. тем не менее, Ральф Гольдман обещал, что в следующий наш приезд выступать будем в «Карнеги-холле». Но до этого, увы, не дошло. Наши ребята пели везде. От успеха, от избытка молодой энергии их, как сейчас говорят, «пёрло». Однажды, возвращаясь домой, в аэропорту, в зале ожидания, они запели… Их услышала Марина Ковалева, продюсер и владелица знаменитого в то время в США российского турагентства. Она подошла к Мише Турецкому и предложила ему контракт на длительное турне по США и Канаде. «Вы будете жить в приличных отелях, летать из города в город самолетом, а не трястись в автобусах, будете получать достойное вашего искусства вознаграждение», – сказала Марина. От этого предложения невозможно было отказаться. Энтузиазм энтузиазмом, но людям надо и деньги заработать. Надо отдать должное Мише и ребятам – они не хотели меня бросать: предложили и дальше работать вместе. Но я не собирался оставлять профессиональную еврейскую работу, не хотел порывать с «Джойнтом», без которого не было бы ни хора, ни знаменитого дирижера Турецкого. Я остался в синагоге, но Xоральная синагога осталась без хора. И тогда я взялся собирать новый хор…

Как я создал «Хасидскую капеллу»

При поддержке «Джойнта» в Еврейском центре искусств, который я возглавляю, функционировала Академия канторского искусства. Здесь занимались канторы из разных городов. Среди них были неплохие певцы, и я предложил им собрать в своих городах еврейские квартеты, которые разучили бы программу, а потом могли бы выступать в объединенном составе. Так возник хор Академии канторского искусства. В его основе были москвичи, питерцы и ребята из Калининграда. Через какое-то время остались только москвичи, поскольку съезжаться на репетиции из разных городов оказалось трудно. Хор возглавил Александр Цалюк – талантливый дирижер со своим творческим почерком, тоже выпускник «Гнесинки». Но, честно скажу до уровня Турецкого он не дотягивал. Через какое-то время в Америке у Марины Ковалевой начались проблемы с бизнесом. Всего, что она обещала, исполнить не удалось, и Хор Турецкого вернулся в Москву. С синагогой у коллектива возник конфликт, после того как ребята отработали «халтуру» 8-го марта, а это был Шаббат. Раввины запретили хору выступать в синагоге и называться «синагогальным хором». Но ребята без работы не остались: их взял Кобзон в свое грандиозное «прощальное» турне. В то время в еврейском мире появились свои «новые русские». Владимир Гусинский создал Российский еврейский конгресс, целью которого была поддержка еврейской жизни не за счет зарубежных спонсоров, а силами российских евреев-бизнесменов. И вот однажды на дне рождения банкира Бориса Хаита, где присутствовал Гусинский и другие «олигархи», хор Турецкого спел «Мурку» – классическую блатную песню в виртуозной многоголосной обработке. Ну, сказали новые русские евреи, такой хор обязательно должен петь в Хоральной синагоге. Были выделены очень большие деньги на развитие хора. Это позволило ему стать на истинно профессиональную основу. Но в синагоге уже работал хор Цалюка. Я предложил, чтобы работали оба коллектива: учитывая спрос на гастрольные выступления, работы хватило бы всем. Но Саша Цалюк обиделся и ушел со своим хором работать в синагогу «Хабада». Так возник хор «Хасидская капелла». Несмотря на обиды, сопутствующие жизни творческих коллективов, я чувствую удовлетворение плодами своей деятельности: три ярких хоровых коллектива живут своей жизнью. Почему три? Дело в том, что у Хора Турецкого был дублерский состав, которым руководил Леонид Бар. Коллективы разделились совсем недавно: Миша Турецкий окончательно ушел в шоу-бизнес, создал блестящий коллектив, успех которого вышел далеко за границы еврейского мира. Я рад, что арт-группа «Хор Турецкого» всё же не порывает со своими еврейскими корнями, сохраняет в репертуаре и синагогальную музыку, и еврейские, и израильские песни. А хор Лени Бара остался Хором Московской синагоги. На сегодняшний день это великолепный профессиональный коллектив, и я считаю, что судьба хоровых традиций евреев России в надежных руках. Сейчас Хор Турецкого большим турне по России отмечает свое 15-летие. Этот юбилей по праву могут отмечать и два других московских еврейских хора. Кстати, из первого состава у Турецкого остался только один певец; большая их часть – в хоре Лени Бара и в «Хасидской капелле» Саши Цалюка.

Как я учил канторов

Я уже упомянул об Академии канторского искусства, которая работала при Еврейском центре искусств в Москве. Я стремился передать другим то, чему научился от стариков-канторов, а также от знаменитых мастеров в Америке. Были организованы различные семинары для общинных канторов, регулярные занятия для москвичей. Вели занятия известные канторы из США, Канады и Израиля. Опять нужно упомянуть Йосефа Маловани – каждый его приезд был праздником для учеников. Он напел на уроках полный комплект субботних, будничных и праздничных молитв – многие до сих пор пользуются этими кассетами. Однажды Маловани не смог приехать на семинар в Москву и вел урок по телефону, по громкой связи. Этот наш проект при поддержке «Джойнта» работал много лет. Сейчас он, к сожалению, не функционирует – в России канторы оказались востребоваными только в столичных синагогах. Жаль, конечно, ведь в дореволюционной России (включая Польшу и Украину) культура синагогального пения достигла своих вершин.

И всё же канторы учились у нас в Москве не напрасно. Мы сумели вовлечь в еврейский мир много талантливых людей. Миша Турецкий, Саша Цалюк, Леня Бар – они в любом случае были бы музыкантами, преподавателями. Но сегодня это яркие фигуры в еврейском музыкальном мире, знатоки и творцы еврейской музыкальной культуры. А сколько ребят, далеких от иудаизма, никогда бы, может, и не зашедших в синагогу, пришли к еврейству благодаря музыке, благодаря занятиям в наших хорах и в канторском семинаре! Андрей Ситнов и Борис Ушеренко работают канторами в Германии, Михаил Письман – в США, блестящий пианист Владимир Красов работает в Еврейском музыкальном театре в Канаде и поет в синагоге, Илья Плоткин организовал в Иерусалиме ансамбль русской песни и тоже поет в хоре Большой синагоги Иерусалима, Вадим Папиш стал по-настоящему религиозным человеком и пел в хоре Тель-Авивской оперы…

Как я работал в Нюрнберге

В 2002 г. я решил круто изменить свою жизнь. Программа канторских семинаров тогда закрылась, а я получил приглашение поработать кантором в синагоге Нюрнберга. Не скрою, привлекала и зарплата. У меня были планы обосноваться в Германии всерьез, но сначала я поехал поработать по контракту. О Нюрнберге у меня остались самые прекрасные воспоминания. Там замечательная община. Что очень важно, много людей, серьезно относящихся к традиции, считающих долгом регулярно посещать синагогу. Большим отличием от российских, да и от многих немецких общин было то, что община содержала себя сама, имея доходы от недвижимости. Меня замечательно приняли, предоставили служебную квартиру. Было всё, что нужно для жизни и работы. Правда, не хватало там русских просторов и московских масштабов…

Я уже планировал перевозить семью. Но в Вологде заболела мама, и пришлось вернуться, чтоб быть рядом с ней. Сейчас на моем месте работает выпускник нашей канторской школы Боря Ушеренко, который часто передает мне благодарность и за учебу, и за место работы.

В Москве я, как и прежде, руковожу Еврейским центром искусств. Мы проводим ежегодные фестивали детского творчества, каждое лето возим детей в международный еврейский лагерь в Сарваше (Венгрия), выпускаем сборники еврейских песен – ноты, диски с фонограммами. После трагедии в Беслане мы организовали акцию «Еврейские семьи – детям Беслана». С недавнего времени я являюсь руководителем отдела общественных связей Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России и Московской еврейской религиозной общины. Сейчас у нас реализован новый проект – большой еврейский детский хор. Думаю, что этот коллектив достоин первого места среди детских еврейских хоров в Европе не только по численности (около 120 человек), но и по исполнительскому уровню. Причем это не просто дети, собранные, как 15 лет назад, из обычных музыкальных школ и бессмысленно заучивающие песенки и молитвы на иврите. В нашем новом хоре поют учащиеся еврейских школ. Сегодня еврейские дети в Москве хорошо понимают, что они поют.

Записал Виктор Шапиро
«Еврейская газета» № 122005

Назад в "События и персоналии. Вокруг Хора и его участников"

Hosted by uCoz