Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Дуэт Маруси Климовой и Вольфганга Амадея Моцарта

В Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоялось выступление арт-группы «Хор Турецкого».

Певец актуальности

Принято считать, что «Хор Турецкого» появился на свет в Московской хоральной синагоге. Это, конечно, так. Но можно копнуть немного поглубже и обнаружить, что Михаил Турецкий до этого успел поработать в детской капелле, в театре и, что немаловажно, в ВИА политической песни. Но в конце восьмидесятых политическая песня потеряла свою актуальность. И он перестал ею «руководить». Не знаю, абсолютный ли у него слух, но чутье на все актуальное у него, несомненно, абсолютное. Он просто певец актуальности.

Михаил Турецкий всячески подчеркивает, что его коллектив не всеядный, а универсальный. И старается доказать это всюду, где выступают его артисты. А выступают они, надо сказать, где угодно. В Большом театре и на авианосце «Адмирал Кузнецов», в Карнеги-Холле и Кремлевском дворце, в Королевском дворце в Мадриде и в БКЗ Псковской областной филармонии… Нет никаких сомнений, что всюду их принимают восторженно. Но вот восторга по поводу этой восторженности почему-то не испытываешь. Возможно, причина в репертуаре. Хор действительно может спеть все что угодно. Даже телефонную книгу они умудрились исполнить однажды.

  На псковском концерте телефонной книги под рукой не оказалось. Но и без нее выбор был более чем широк. Хотите арию Царицы Ночи Моцарта? Пожалуйста. «Окрасился месяц багрянцем?» Без проблем. «Синий туман похож на обман»? Нет ничего невозможного. Всемирная ирония в действии. Рихард Вагнер, Вячеслав Добрынин, Жорж Бизе, Николай Кедров, Джузеппе Верди… «Летка-енка», «Риголетто», «Хава-Нагила», «Наш паровоз вперед лети»…  Им кажется, что все это они исполняют одинаково хорошо. Нет, одинаково гениально. Потому что «Хор Турецкого» работает в диапазоне 4,5 октавы - от тенора-альтино Михаила Кузнецова до бас-профундо Евгения Кульмиса. Между ними расположились теноры Евгений Тулинов, Валентин Суходолец, Артур Кейш (человек-барабан), Олег Бляхорчук, баритоны Борис Горячев и Алекс Александров, бас Игорь Зверев. Иногда возьмет и запоет сам Турецкий. Тоже тенором. За всеми ними высятся внушительные покровители: Кобзон, Лужков, Сбербанк России… Это по определению, вроде бы, не должно быть плохо.

Постмодернистские штучки

Михаил Турецкий с одинаковым диджейским выражением цитирует Ветхий Завет и сообщает точный адрес центрального офиса Сбербанка России. И при этом внешне похож на Николая Фоменко, если бы тот внезапно похудел.

Сейчас мы тут вам споем «Реквием» Моцарта, а заодно арию «одесского гостя», в смысле «Мурку». И вот уже весь зал дружно подпевает: «Мурка, ты мой муреночек…» Потому что, как сказал Турецкий, «живем один раз». Стены не дрожат, пол не проваливается. Все вокруг совершенно счастливы.

У «Хора Турецкого» есть аналог в современной русской литературе - Владимир Сорокин. Тот тоже играет в классику - в Достоевского, Толстого. Хотите, как бы говорит Сорокин, - напишу как Владимир Набоков, а хотите - как Семен Бабаевский. И пишет. Вроде бы, получается похоже. Если смотреть издали. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это всего лишь оболочка, фасад. Подобные фасады рисуют, когда реставрируют здание где-нибудь на Невском. В натуральную величину.

У «Хора Турецкого» тоже есть такие фасады. На задник спроецированы Эйфелева башня, храм Василия Блаженного, статуя Свободы. Хор играет общеизвестными образами. Визуальными, словесными, музыкальными. Это постмодернистский проект. И оценивать его надо по законам даже не поп-музыки, а постмодернизма.

Шоу работает безупречно. На болевые точки публики артисты нажимают точно и вовремя. Скучаете по СССР? Вот вам «Возвращение в СССР». Огромное серпасто-молоткастое полотнище прилагается. Любите городской романс? Получайте «русский городской романс, который, при ближайшем рассмотрении, окажется еврейской народной песней». Всем сестрам по серьгам. Серьги, между прочим, дорогие. Сделаны из золота высокой пробы. Любите французский коньяк или армянские горы - получайте Шарля Азнавура. Почти как настоящего. Вам небезразлично творчество Бори Моисеева? Цепляем «Голубой вагон» и катимся дальше. Зал реагирует бурно. Поет. Танцует. Возле сцены выстраивается очередь из желающих подарить букеты.

 «Хор Турецкого» действует как отлаженный механизм. Отличная дисциплина. Все продумано. Все работает на результат.

Если судить арт-группу «Хор Турецкого» по нынешним законам, то выступили они гениально. Публика по мановению руки дирижера Михаила Турецкого вовремя улыбалась, пела, танцевала, рукоплескала, дарила цветы, покупала диски. Да, конечно же, гениально. Или нет, что это я? Конгениально. Шоу продолжается. Так сказал Заратустра. Аминь.

Городская газета (Псков),
14-20.03.2006 г.
Источник

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz