Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий в откровенном интервью НЕLL0!

Известный музыкант в откровенном интервью НЕLL0! поделился секретом семейного счастья, рассказал о том, что помогло ему справиться с трагедией в личной жизни и почему он не остался жить в Америке.

«С артистом нормальной семьи быть не может. Он делает счастливой толпу, но не может сделать полностью счастливой одну женщину»

О существовании «Хора Турецкого» слышал, пожалуй, каждый. А о том, что его ру-ководитель Михаил Турецкий - человек с удивительной судьбой и сильным характером, знают далеко не все. Ему 43 года, но он ничуть не утратил природного азарта, который и является движущей силой всей его жизни. «Есть у меня внутри какой-то драйв, не соответствующий, наверное, достаточно зрелому возрасту. Драйв! Меня очень трудно бывает остановить - такой я заводной человек!» - говорит Турецкий и демонстрирует свои слова и на сцене, и в частной жизни. Он создал один из самых известных музыкальных коллективов, смог пережить тяжелую личную драму и начать жизнь сначала.
Сегодня в ежедневнике артиста - расписание репетиций, записей и концертов на несколько месяцев вперед. А начиналось все на обычной московской кухне, где во время неспешного застолья и разговоров «за жизнь» несколько выпускников Гнесинки решили, что будут работать вместе. С тех пор прошло больше 15 лет, и сейчас «Хор Турецкого» собирает полные залы по всему миру.

Мы встретились с Михаилом в его загородном доме в Подмосковье, куда он стремится побыстрее вернуться из всех странствий и где его ждут четыре (!) любимые женщины - жена Лиана, дочери Наталья, Сарина, а теперь еще и маленькая Эмма, которой исполнилось 3 месяца.

- Михаил, ваша фамилия, давшая название коллективу, не сценический псевдоним?

- Нет, абсолютно! Это фамилия моей матери, и связана она не с Турцией, как все думают, а с маленьким городком Турец, откуда и происходят наши корни. Сначала коллектив назывался «Московский еврейский хор», и мы исполняли духовную музыку. Но скоро стало понятно, что ограничиваться только этим репертуаром сложно, поэтому начали выходить из моря еврейской музыки в океан мировой. В конце 90-х встал вопрос о новом названии, мы даже объявляли конкурс, но в результате ничего более остроумного, чем назвать коллектив по имени его создателя и руководителя, то есть меня, нам не пришло.

- Почему в середине 90-х вы со своими артистами уехали в Америку?

- Потому что в России мы были тогда «голые», а у нас в хоре все мужчины, у многих семьи. А мужчина должен сам содержать свою семью и уважать свою профессию. В Америке нашелся продюсер, который нами заинтересовался, стали гастролировать, дело пошло. Нас там очень любили. В Майами мы стали почетными жителями города, мэр лично приглашал нас на приемы и даже учредил день нашего коллектива. Но когда нам предложили остаться навсегда, оказалось, что ни команда, ни я не готовы к эмиграции. Ну не хотели мы жить в Америке! Я ведь те два года постоянно летал домой, 20 раз пересек океан. В общем, приняли решение: если какую-то крышу нам в России дадут, то остаемся, если нет - уезжаем. В 1997 году Лужков присвоил нам статус государственного коллектива.

 - Все это произошло после трагической гибели в автокатастрофе вашей первой жены?

- Значительно позже... Моя первая жена погибла, когда хора как такового еще не было - в конце лета 1989 года. А через десять дней у нас состоялась первая репетиция. От горя не уйдешь, да и неправильно это. Хотя, безусловно, творчество - защита при эмоциональном срыве. Видимо, это была мне какая-то поддержка свыше.

- А что еще помогло вам. пережить трагедию?

- Терпение, выдержка, философия... Я все время думал о матери моей погибшей супруги, которая потеряла сразу и дочь, и сына, и мужа. Все они были в одной машине. Я понимал, насколько ей тяжелее, чем мне.

- Часто люди чуют беду сердцем. У вас было какое-нибудь предчувствие?

- Да. Я был в Прибалтике на стажировке и в ту ночь никак не мог заснуть, долго, до полтретьего, почему-то было тревожно. И вдруг звонок в дверь - телеграмма. В тексте только - «Срочно позвони», но я сразу почувствовал, что произошло непоправимое. Быстро поехал в центр Клайпеды, но до утра не мог дозвониться и узнать, что случилось. До сих пор до мелочей помню ту ночь, все-все, что происходило.

- С кем осталась ваша дочь Наташа?

- Наташе тогда было пять с половиной лет. Я хотел, чтобы она росла со мной. Родственники тещи сказали мне: «Заберешь ребенка, совсем выбьешь почву из-под ног. Оставь хотя бы на время». Так и порешили. И хотя дочь жила у бабушки, я виделся с ней постоянно. Сегодня Наташа уже взрослая, ей 21 год. По характеру- моя копия, а внешне больше похожа на маму, только глаза и взгляд мои. Наташа заканчивает юридическую академию. То. что она не стала заниматься музыкой, - мое решение. Просто я не верю в счастливые повторы. Если б дочь четко знала, чего хочет, я не  стал бы  препятствовать ее

выбору. Но она спросила: «Папа, что мне делать?» И тогда я посоветовал: «Иди, получай хорошее образование, расширяй кругозор, учи язык. Если потом поймешь, что тебе хочется другого, - получишь второе образование». Пока она не разочаровалась.

- А как вы познакомились со своей второй супругой?

- В Америке. В Далласе, где жила Лиана, и произошла наша «безумно романтичная», то есть лишенная всякой романтики встреча. (Смеется.) Отец Лианы участвовал в организации нашего концерта. Лиана на выступление идти не хотела, поскольку слово «хор» ее отпугивало. Но все же приехала, нас представили. А дальше я стал к ней приставать, как обычно артист-гастролер пристает к симпатичной молодой девушке. Потом были многочасовые общения по телефону. Из любого города США после концерта я набирал номер Лианы. Мне нравился ее воркующий голос, он меня успокаивал, убаюкивал, по полночи мог его слушать. Такие счета я оплачивал - просто ужас! Как ни странно, из этого у нас получились серьезные отношения.

- Лиана имеет какое-то отношение к искусству?

- Нет, она программист. В Америке у нее была отличная работа, ее ценили, и я видел, с какой неохотой ее отпускали. Сейчас она в основном занимается детьми, домом. Но я очень хочу, чтобы здесь у нее было интересное дело.

- Лиана сразу приняла ваш образ жизни - репетиции, гастроли?

- Нет. Она хочет иметь нормальную семью, а я ей объясняю, что с артистом нормальной семьи быть не может. Потому что человек, который, выплескиваясь эмоционально, делает счастливой толпу, не может сделать полностью счастливой одну женщину.

- Но тем. не менее вы уже десять лет вместе!

- И что?! Претензии ко мне есть! А я, не скрывая, говорю, что дело для меня важнее всего. Сначала я - артист, музыкант, а потом уже - муж, отец, далее везде... Но мы друг друга любим, и в этом вся фишка.

- Почему вы с Лианой долго не регистрировали брак?

- Ну, тут были сложности организационного и юридического характера - у нас ведь разное гражданство. И потом проверяли чувства. Куда, собственно, торопиться? Лиана, конечно, намекала, что неплохо было бы... И вот четыре года как мы женаты официально. Три месяца назад родилась наша вторая дочь Эмма.

- Какое участие вы принимаете в воспитании детей?

- Честно говоря, никакого, потому что дома почти не бываю. Люблю, когда в свободный момент Сарина (ей 9 лет) подходит ко мне со скрипкой. Я спрашиваю: «Сорик, ну что у нас тут?» А она: «Вот есть новая ур-лада, я выучила». Рулада, в смысле. Давай, сыграй, говорю, скорее, у меня есть на тебя пять минут! Такие у нас пироги.

- Часто говорят, что мужчины - большие дети. Вы с этим согласны?

- Да, я заводной человек во всем! Если оказываюсь на горнолыжном курорте, то схожу с ума от фанатизма. Прихожу с раннего утра и катаюсь до вечера, меня со склонов потом вертолетом достают. Я азартный безумно! И в творчестве у меня такая же история. Что касается количества детей - тема тоже азартная, и, думаю, она еще до конца не исчерпана.

Дебютные выступления «Хора Турецкого» состоялись в 1990 году в Таллине и Калининграде. Тогда коллектив носил название «Московский еврейский хор» и исполнял исключительно духовную музыку. Но очень скоро Турецкий принимает решение выйти за рамки классического хора и расширить репертуар за счет светской музыки. Концертные программы коллектива превратились в настоящее шоу. Выступления «Хора Турецкого» проходят на лучших мировых площадках, таких, как Кремлевский дворец в Москве или Карнеги-холл в Нью-Йорке. Сегодня «Хор Турецкого» исполняет музыку самых разных стилей: арии из опер и мюзиклов, джаз и эстраду, городской романс и духовные песнопения. За 15 лет хор стал для Турецкого главным делом жизни. «Я - вождь, наставник и психолог в одном лице. Но данную мне энергию стараюсь расходовать экономно», - говорит Михаил.

Фотографии, опубликованные со статьей

Мария Сперанская
фото Евгений Либеров
Hello № 3'2006
Источник

Назад в "Статьи"

 

Hosted by uCoz