Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Мурку - можем!

 В концертном зале "Россия" выступил "Хор Турецкого"

Главную концертную площадку страны оккупировал мужской хор, ранее называвшийся то еврейским, то муниципальным, а теперь носящий ни к чему не обязывающий титул "арт-группа". На самых странных концертах сезона, совместивших Пуччини, "Мурку" и Максима Галкина, побывал Алексей Мунипов.

"Хор Турецкого", основанный обладателем Золотой короны канторов мира Михаилом Турецким, существует уже добрых 13 лет, но, кажется, впервые выступил с полноценной сольной программой на столь важной сцене. Общую торжественность момента с самого начала обозначил невидимый мужской голос, объявивший с той величественной интонацией, с какой в нашей стране объявляют разве что появление президента Путина В.В., что нам предстоит услышать десять голосов, которые потрясли мир, покорили Европу и Америку если чего и не покорили, то вот разве что концертный зал "Россия". Обладатели голосов, переждав нашествие кордебалета в перьях, немедленно появились, причем их оказалось, вкупе с руководителем, почему-то девять: видимо, десятый решил, что Европы с Америкой ему вполне достаточно. Эта мелкая, но смешная деталь и определила дальнейшее течение этого необыкновенного концерта, на протяжении которого публика то и дело подскакивала от тех комических виражей, которые закладывала придуманная г-ном Турецким постановка.

В течение более чем трех часов фантастически спетый и слаженный хор доказывал бесспорную, хотя и не совсем обыденную вещь: люди, выучившиеся петь молитвы синагогальной службы, могут потом петь хоть Армстронга, хоть Бизе, хоть "Шизгару". Этим они и занимались, и, наверное, даже видавшие виды работники "России" едва ли смогут припомнить концерт с более эклектичной программой: в ней соседствовали арии из мюзиклов, советские песни, популярная классика, литургические песнопения, какой-то кулацкий попс в духе Верки Сердючки и вообще все, что только можно спеть в десять ртов. Оформленное в классической бродвейской манере, шоу Турецкого использовало практически все клише, подходящие такого рода постановкам, - от танцующих детишек и Театра теней до воздушных гимнасток и лазерных инсталляций. Для комплекта не хватало только говорящих животных, чечеточников и, скажем, вставного акапельного номера "Полет Валькирий", оформленного в вудиалленовской манере - с пролетающей над головами поющих величественной Еврейской Мамой.

В какой-то момент эта всеядность стала даже пугать: неужели эти господа действительно решили исполнить просто-таки все известные мелодии, сочиненные человечеством, - от "Калинки-малинки" и "Бесаме мучо" до "Семь-сорок" и "O sole mio"? О Боже, Боже! А "Мурку" можете? Ближе к финалу смогли и "Мурку", да не просто так, а с солирующим Николаем Басковым. Еще смешнее оказалось явление Филиппа Киркорова в католической сутане, который исполнил на идише еврейский хит "Ba mir bistu shein" (у нас более известный как "Барон фон дер пшик"), аккомпанируя себе на гармошке, в то время как подопечные Турецкого изображали григорианских монахов.

Какие все же ушлые люди эти хористы! Они обеспечили себе такую явку, что бледнеют даже "Рождественские встречи" - на сцене по очереди объявлялись Кобзон, Лолита, Стоцкая, Газманов, Моисеев, Максим Галкин, Лайма Вайкуле и даже Надежда Кадышева. Все они с удовольствием сдавали свои голоса в аренду - петь в хорошо вышколенном хоре, как известно каждому, кто хоть раз пел хотя бы в компании друзей, - ни с чем не сравнимое удовольствие. Правда, при этом несколько пострадал т.н. "золотой голос России": теноров уровня Баскова в хоре Турецкого ровно пять, и они перепели его тотчас же, даже не особенно напрягаясь. Остальные же искренне радовались: Кобзон исполнил "Yellow submarine" и "Тум-балалайку" (и то и другое - в духе "Марша молодых строителей"), Вайкуле - арию из мюзикла "Cats", Стоцкая - "Летку-енку", а Моисеев выкатился на сцену под "Шар голубой" и артистично выдохнул жизнеутверждающий гимн "Лехаим". Газманову достались знаменитые "Feelings", которые для удобства оснастили русским текстом: оказывается, они про то, что "Стало трудно дышать,/ Стала слишком широкой кровать". Наконец, Максим Галкин взялся не за что-нибудь, а за "Хабанеру" из "Кармен" и очень похоже изобразил, как у них там в операх поют женским меццо-сопрано. Попутно "Хор Турецкого" напомнил, что вся советская эстрада сделана на Малой Арнаутской (для чего, к радости собравшихся, просто перечислил имена главных советских композиторов, от Блантера и Френкеля до Островского и Дунаевского, и спел "Шар голубой" в том виде и на том языке, на котором он существовал в местечках близ Вильно и Ровно), и даже показал, что вообще любую песню на свете можно исполнить так, что выйдет натуральный клезмер. Посему собравшиеся имели счастье услышать "Две гитары" (на идиш) и "Ой, мороз, мороз" на мотив все того же "Ba mir bistu shein". Судя по всему, подопечные Турецкого увлеклись еще и модной тенденцией под названием бастард-поп - когда скрещивают две малосовместимые песни, - в результате чего "Мурка" оказалась увенчанной арией "Смейся, паяц", "Летку-енку" исполнили на мотив "Mambo № 5", а хит про денежные знаки из фильма "Кабаре" пополнился фразой "Люди гибнут за металл".

Еврейский бастард-поп - изобретение действительно стоящее, и люди в зале повсеместно рыдали: кто при виде лазерных могендовидов, кто от смеха, а кто и от удовольствия. Но все же хотелось бы дать "Хору Турецкого" пару советов. Во-первых, гоните вы в шею автора "Девочки с Севера" Кима Брейтбурга - Бродвей Бродвеем, но звучать, как группа "Премьер-министр", приличным людям не пристало. Во-вторых, не задвигайте, ради бога, еврейскую песню - "Очи черные" и так найдется кому спеть (австралийцы "The Jews Brothers Band" все равно делают это веселей), а вот "Papirossen" со времен оркестра Соломона Шварца на наших концертных площадках никто почему-то не урезал. И, наконец, давайте больше петь публике: ведь кульминацией вечера стал не Галкин с "Хабанерой" и даже не Киркоров с "Show must go on", а исполнение московской еврейской диаспорой песни "Ты постой, постой, красавица моя" - тихо, чисто, слаженно и с таким чувством, о каком Надежде Кадышевой с ее "Золотым кольцом" и мечтать не приходится.

Алексей Мунипов

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz