Известная арт-группа «Хор Турецкого» то завораживает стилем своего исполнения, то шокирует. Нарезанные из классических арий и эстрадных песен композиции сочетают, казалось бы, несочетаемое. Молодежь впадает в транс, когда классика исполняется в манере рока, а публика постарше — в недоумение, когда дворовую, шансонную и когда-то «подпольную» «Мурку» вдруг поют a capella. Мало уже кто помнит, что когда-то мужской хор Михаила Турецкого исполнял исключительно духовную музыку.
Программа группы выстраивается постепенно. В течение гастрольного тура репертуар пополняют новые композиции, приготовленные «дома» аранжировщиками, которые включаются в концерт в очередном городе. А уже собранный из кусочков песенный ковер готовой программы «Хор Турецкого» расстилает в Кремле, демонстрируя сотворенное за год.
На днях «Хор Турецкого» дал концерт и в Новосибирске. В рамках гастрольного турне коллектива компания «Сибирьтелеком» организовала встречу участников хора со студентами Новосибирской консерватории, где побывала и корреспондент «Честного слова».
Для студентов консерватории появление мэтра от классики, впитавшего эстраду — как дождь в пустыне. Студенты оккупировали двери малого зала консерватории аж за два часа до начала мастер-класса. Наконец двери отворились, и трое участников группы «Хор Турецкого» (из существующих десяти) под гром аплодисментов вбежали в зал. Сам мэтр Михаил Турецкий появился чуть позже, «заставив» троицу поведать историю коллектива. Руководитель строг. Даже штрафует — за опоздание, неопрятный вид, запах алкоголя и «мальчишеские разборки». Недаром фраза «А вы спросите Михаила Борисовича» стала рефреном встречи. Что поделаешь, успех не дается так просто.
Понимая, что историю создания группы наверняка все успели прочитать перед встречей, ребята решили обойтись без лишних предисловий. Как-никак хоть под видом учителей вновь побыть в стенах вуза — отрадно. Дружелюбие Игоря Зверева (нового участника группы), Константина Кабо (того самого, что рисковал жизнью во время захвата террористами Театрального центра на Дубровке) и Бориса Горячева (секс-символа группы) быстро передалось залу.
Историю личного становления артистов слушать было куда интереснее и полезнее для студентов консерватории. Нелишне напомнить, что за прогулы могут и исключить, даже если ты прогуливал из-за работы в каком-либо творческом коллективе.
Коллектив «Хора Турецкого» отличает тот факт, что все солисты имеют образование по специальности «хоровое дирижирование», а никак не «классический вокал». Вокалисту трудно приспособиться к хору. Даже участникам арт-группы потребовалось время, чтобы почувствовать себя на сцене personality. А с хоровым образованием солисты арт-группы точно знают, какого звука хотят достичь и как именно это сделать.
Мастерство помогло во время совместного выступления с оперной дивой Эммой Шапплан. «Пела она даже не под «минусовку», а под полную фанеру! — поведал Борис Горячев. — Мы же два номера отрабатывали с ней вживую».
«Хор Турецкого» начал даже собирать настоящий оркестр, чтобы исключить «минус» на концертах и внести яркие краски в исполнение. С ребятами уже работают два гитариста.
Совершенства арт-группа пытается достичь и в танцах: «Хор Турецкого» — единственный в мире танцующий хор. Конечно, до «Тодеса» им далеко (да этого и не требует специфика жанра), однако степень сложности их танцевальных па можно представить, лишь указав на имя балетмейстера — Егор Дружинин. А о воздействии на зрителей переделанных, обработанных старых песен скажет тот факт, что композитор Вячеслав Добрынин, услышав в исполнении «Хора Турецкого» свой «Синий туман», попросил забрать новую версию песни себе.
Да что говорить о музыке, когда ее можно послушать. Студенты аж завыли от восторга при этой мысли. «Поднимите руки, кто был на нашем концерте?» — тишина. «Хор Турецкого» бедному студенту не по карману.
Видя жадные глаза студентов, Игорь Зверев, несмотря на больной из-за простуды голос, вскочил на сцену. «В детстве меня вот так же ставили на стул и давали конфетку», — пошутил Игорь и затянул басом «Ходят кони над рекою…». Причем исполнил песню полностью, с душой. Как и следовало ожидать — гром аплодисментов и даже свист, несмотря на присутствие в аудитории педагогов.
Кстати, один из педагогов стал камнем преткновения для появившегося маэстро Михаила Турецкого.
«А вы слышали нашу «Мурку»? — возбужденно вопросил Михаил на выпад в адрес репертуара «Хора Турецкого». — Тогда докажите — ответьте на вопрос: как она исполняется?» — Михаил чувствует подвох.
«Под «минус», — не смущаясь, ответила педагог.
«А вот и не верно! Наша «Мурка» — a capella версия, — отстаивает Михаил. — И смешана она с арией «Паяцы». С минусовкой же она была бы похожа на кабацкую ерунду. Вот вы не слышали, а утверждаете! Вы прямо как Гордон в своей передаче!»
Напомним, что Александр Гордон в свою программу «Гордон Кихот» пригласил Михаила Борисовича с целью разубедить его в том, что веселые песни-попурри, эдакий винегрет, исполняемый хором, не способны побороть «дебилизацию общества», а, напротив, только усилить ее.
Вечные придирки и ярлыки, которые пытаются приклеить к «Хору Турецкого», вызваны тем, что в один прекрасный момент маэстро Турецкий понял (было это в Майами): чтобы работать на большую аудиторию, надо выпускать коммерческий продукт. А именно — исполнять песни с микрофоном, смешивать классику с попсой, расширять репертуар, работать над сценическими движениями — в целом, создавать шоу. Сегодня группа, исполняющая музыку всех времен и народов, стала уже нарицательной. Фраза «это в стиле «Хора Турецкого» говорит о том, что арт-группе стали подражать, значит, «Хор Турецкого» можно по праву считать основателями целого направления — классического эстрадного шоу.
Причем Михаил Турецкий, по его признанию, никогда ничего не просил — спонсоры находили его сами. «Коллектив (которому уже 18 лет) всегда мог себя обеспечить за счет хозрасчета. А спонсоры лишь помогают хорошо выглядеть и создавать шоу, что, собственно, привлекает людей и приносит популярность, — рассказывает мэтр. — Был момент, когда спонсор предложил мне деньги, а я не знал, что с ними делать, потому что не было идеи. И я отказался».
Уровень коллектива отметил (наконец-то!) Первый канал, предложив показать в эфире сольный концерт группы. Представляете, без Сердючки, Пугачевой и Галкина (Первый канал ведь никогда не обходится без этой сборной)! «А ведущий на Первом свое шоу Гордон в прошлом — несостоявшийся актер, и его сильно давит жаба, когда другие имеют успех. И чем мне Гордон нравится: я его спросил на шоу «А вы были хоть на одном нашем концерте?» Он: «Да я на таких, как вы, и не пойду!». «Тем не менее в каждом городе у этих «таких» по пять аншлагов, говорю». Но, наверно, из эфира это вырежут», — сетует Михаил.
А «Турецкого» знают и поют даже сильные мира сего. «И если ваш губернатор, как вы утверждаете, поет, мы и его вытащим на сцену», — заверил маэстро.
Поскольку студентов консерватории больше интересовали автографы и снимки на память, а не мастер-класс и вопросы по существу, корреспондент «ЧС» решил восполнить это упущение. На вопросы отвечали Игорь Зверев, удобно примостившийся на сцене, и сам маэстро Михаил Турецкий.
— Ваше отношение к музыкальному образованию в России?
М. Т.: Музыкальное образование в России, учитывая его традиции, должно быть конкурентоспособным. По существу, оно таковым и является — достойным. Другое дело, что оно стало чуть слабее по сравнению с советским временем. Тогда мы шли вровень с англичанами, французами и итальянцами (Михаила оттягивает группа студентов, чтобы сфотографироваться).
И. З.: Даже если, например, говорить о джазовом образовании, то, несмотря на свое недавнее существование в России, школа джаза растет и куда-нибудь нашу страну выведет.
— Вы говорили о коммерческой функции, заставившей вас работать на массового зрителя путем претворения классики в попсу, создания ассорти, попурри. А как насчет культурной миссии? Помогают ли ваши композиции раскрывать новые грани классического наследия?
М. Т.: Культурная миссия, безусловно, появилась автоматически, ведь музыканты с высшим образованием и с прекрасными голосами поют музыку всех времен и народов там, где люди не ходят ни в оперный театр, ни на симфонический концерт, ни в консерваторию. Это уже миссия сама по себе — культурологическая. У нас же 60 процентов репертуара — классика. Но она может быть классикой рока, классикой поп-музыки… (Михаила вновь увела толпа).
— Раньше могли исключить из консерватории и тем более Гнесинки, если вдруг становилось известно, что студент подрабатывает в ресторане. Как сегодня обстоит дело с академическим прессингом?
И. З.: Сейчас этого нет. Преподаватели могут лишь пожурить за это, ведь без соответствующей подготовки можно испортить голос. Необходимо сначала научиться петь правильно, а потом уже о ресторанах думать.
— У вас сейчас в коллективе полная гармония или не хватает какого-либо голоса?
И. З.: Сегодня, может быть, и гармония. А если не хватает, значит, человек просто болеет. Тогда приходится и фонограмму под его партию включать. А вот когда человек совсем уходит из группы, то, кажется, сейчас выйду и за него как сбацаю! Ан нет — не выходит. Не хватает тембра или еще чего. У нас ведь эстрадные и оперные голоса соблюдают взаимную субординацию, чтобы эстрада не звучала банально. А вообще группа всегда ждет новых солистов (единственное — хор сугубо мужской, девушек не берем), по нашему сайту можно проследить, какой голос требуется в определенный период. Главное — иметь интерес к тому, что ты делаешь. Ну и, конечно, сценическую внешность.
— Чувствуется, что ваш руководитель — человек импульсивный. Не случается конфликтов с властями, продюсерами?
И. З.: Он импульсивный и одновременно спокойный. Он никогда не конфликтует, а если и приходится высказать артисту что-то неприятное, то делает это всегда тихо. Если бы преподаватель здесь сказала правду — что «Мурка» — a capella, он не стал бы конфликтовать. Он не любит моменты, когда человек что-то утверждает априори, не разобравшись, когда снобизм появляется раньше мысли. И в этом он справедлив. Михаил Борисович не нападает просто так — только когда сталкивается с глупостью. Тогда это сразу начинает его раздражать.
— Вашему коллективу часто приходится выступать с другими артистами. Потрясло ваше выступление с финалисткой «Фабрики звезд — 6» Зарой. Какие впечатления от нового поколения эстрадников?
И. З.: Зара — очень хорошая певица. Мне нравится ее удивительная внутренняя скромность. Люди с таким глубоким отношением к жизни, как она, очень далеко пойдут. Мне нравится Алсу — тоже человек с внутренней культурой и своей нишей. Я сразу вижу творческого человека — даже если он не кричит направо и налево о своем таланте, то все равно даст то, что нужно. Но, к сожалению, есть артисты, которые заведомо своим поведением начинают принижать свое творчество.