Если честно, я уже подзабыла, что означает понятие “хор”. За последние годы стало привычным жить в режиме таких слов как “рок-группа”, “творчество”, “тру”, “не тру”, и единственная в моём сознании ассоциация, связанная с “хором”, остается благодаря фильму “Приключения Электроника”, где ребята ломают голову над тем, чем помочь Сыроежкину, который не умеет петь как Электроник. И создают “настоящий школьный хор”.
Поэтому концерт стал для меня во многом неожиданным.
“Хор Турецкого” не впервые приезжают в Иркутск. По уличным афишам можно пронаблюдать всю культурную жизнь Иркутска: кто приезжает, когда, и как часто вновь возвращается? Про “Хор Турецкого” можно сказать, что они приезжают в Иркутск давно и довольно часто. Стало любопытно, почему люди идут на них снова и снова?
В связи с этим я направилась в кассу стадиона, чтобы купить себе билет в первый ряд и чувствовать себя как член политбюро, но оказалось, что на первые ряды все билеты уже проданы. На них, оказывается, не только постоянно ходят, но ещё и билеты активно раскупают. Пришлось довольствоваться местом в пятом ряду.
На концерт почитатели их творчества пришли целыми семьями. Маленькие дочки с мамами, мужья с жёнами, парни и девчонки, подружки, пожилые люди – я ни разу на иркутских концертах не видела такой разновозрастной публики.
Из инструментов на сцене стояли клавиши и гитара. Из элементов шоу – огромный экран на задней стене сцены. Во время концерта на экране в зависимости от песни во всю его ширь то распускались цветы, то сверху вниз падали маски, то вспыхивали языки огромного пламени, или крутилась земля, или шёл назад отсчёт времени. Правда, экран не был размером во всю стену, так что передать всю красоту образов было сложно.
Выступление началось со слов песни “…как прекрасен этот мир…”, причём исполнители перемешивали английские слова с русскими. В дальнейшем они постоянно прибегали к этому приёму. Время от времени на экране высвечивалась надпись: “ПОДПЕВАЙТЕ НАМ”. Были спеты песня про Фортуну, джазовая песенка “Чарли”, посвящённая Чаплину, под которую хотелось начать выбивать степ, “Весна на Заречной улице”, песня про Тверскую улицу, песня про красноармейца, который влюбился в милую девушку и убил её за измену вместе с любовником одной пулей, песенка про крайний Север, который на самом деле бескрайний, “Червона Рута” Софии Ротару, песня из фильма “Белое Солнце Пустыни” – “Госпожа Удача”, “Scorpions” и “Queen”, Вивальди, Моцарт и Гендель, отрывок из “Призрака Оперы” – оперное искусство этим вечером делило одну сцену на двоих с популярными эстрадными песенками.
Десять голосов создали на сцене разнородное по смыслу шоу, стилевым стержнем которого стали, во-первых, классика исполняемого репертуара, и неважно, чья эта песня – Шарля Азнавура или “Фигаро” Моцарта, а, во-вторых, девиз Фреда Меркюри – “Show must go on”. Видимо, в честь этих строк “Хор…” и назвал свою новую программу, с которой гастролирует по миру.
Моё настроение на концерте менялось от недоумённого до восторженного. Сначала хор меня оглушил – трудно однозначно реагировать на людей, поющих под музыкальное сопровождение на синтезаторе. Мурашки меня пробрали уже на второй песне. Вовлечённость наступила незаметно. Несколько песен “Хор…” спел без микрофонов, между песнями Турецкий шутливо комментировал их содержание, певцы постоянно признавались в любви всем женщинам, и желали Иркутску процветания и счастья. В середине концерта Турецкий пригласил танцевать на сцену всех незакомплексованных иркутян, попросив охрану не мешать людям. После танцев подвёл итоги, сказав, что иркутяне перетанцевали все другие сибирские города. Во время медленных композиций он подбадривал публику, призывая кавалеров приглашать дам на танец. Борис Горячев, пока его товарищи пели, спустился со сцены и пригласил на танец девушку из первого ряда (! вот преимущества первого ряда!). Ещё к одной песне в виде предисловия Турецкий рассказал историю о том, как сходил в Америке на канкан. Девушки, танцующие канкан, ростом 182 см с ногой от бедра 118 см во время танца делают размах ногой в 180 градусов, от чего всем мужчинам в зале становится не по себе. И это зрелище натолкнуло Турецкого на мысль о том, что “Хор…” тоже должен станцевать этакий мужской канкан, который станет своеобразным ответом Америке - и в следующие минуты коллектив под бурные аплодисменты зала станцевал канкан. Потом Турецкий устроил в зале голосование на тему, какие мужчины нравятся женщинам больше: однолюбы или ловеласы? Из немногочисленных выкриков одобрения в поддержку как тех, так и других Турецкий сделал выводы, что запутал зал своими провокациями, и “Хор…” продолжил выступление, которое Турецкий разбавлял шутками и комплиментами. Одну из песен “Хор…” посвятил спонсору концерта “Связьинвесту”, сказав: “…музыка нас связала…”, - и в следующие минуты прозвучала “песня-признание-в-любви” артистов к музыке. Михаил Турецкий постоянно призывал слушателей подпевать хором, координируя между собой “Хор…” и публику. И я постепенно вспомнила, что такое “хор”, вспомнила школьные хоровые занятия, на которых мы разучивали песни к праздникам. А так как, к тому же, дома я часто подпеваю любимым героям из советских кинофильмов, то барьер между “Хором…” на сцене и хором в зале был ненавязчиво преодолен. Турецкий даёт своим слушателям возможность спеть всем вместе. В итоге, благодаря такой тактике ведения шоу, значение слова “хор”, помимо его основного смысла, расширяется и превращается не просто в “певческий коллектив, исполняющий вокальные партии”, а становится культурным явлением, характеризующим нашу плюралистическую эпоху.
Под конец Турецкий поинтересовался у зала, какую бы песню мы хотели услышать, чтобы поставить в сегодняшнем концерте точку? И тут же услышал в ответ: “Мурку!” “Ну, какая же это точка?” – отшутился Михаил и “Хор…” спел “Россия - чемпион”, под которую Турецкий попросил всех присутствующих засветить свои сотовые телефоны. Экран сзади на сцене усеялся светящимися точками, которые визуально слились с сотовыми светлячками в зале.
После окончания песни поклонники забеспокоились и не хотели отпускать артистов без автографов. Турецкий пообещал, что распишется каждому желающему. Иркутск провожал “Хор…” несмолкаемыми аплодисментами стоя. “Ну, раз вы стоите, - подытожил Турецкий, - тогда давайте споём “Дай Боже”. Но и после этой песни люди не уходили. Тогда Турецкий предложил публике начать расходится во время исполнения “Прощальной песни” из кинофильма “Необыкновенное чудо”. “Нет, вы первые уходите” – крикнул кто-то из толпы. “Нет, мы не можем от вас уйти. Вы бы видели свои лица со стороны, - сказал Турецкий, и “Хор…” запел, - Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло…” - и под эту песню люди начали выходить из зала.
Получилась даже не точка в конце концерта, а песенное многоточие. “Хор…” пообещал вернуться ещё раз. Наверняка так и будет.
После концерта на душе осталось тёплое приятное чувство. От артистов осталось ощущение их искреннего участия, а от публики - чувство огромной благодарности за человечность и радость живого творчества.
А “Хор Турецкого” тем временем поехал дальше, в Америку, и, согласно концертному графику следующий концерт после Иркутска они дадут 12 октября в Лос-Анджелесе.