Михаил
Турецкий
превратил
академический
хор
в
народный
проект
и
научился
неплохо
на
этом
зарабатывать
Михаил
Турецкий
–
везунчик.
Все
в
его
карьере
и
в
творческом
пути
его
коллектива
одновременно
и
случайно,
и
предначертано.
Случайно,
потому
что
сам
Турецкий,
по
его
собственному
утверждению,
никогда
ни
у
кого
денег
не
просил
и
ни
к
кому
на
поклон
не
ходил.
А
предначертано,
потому
что
у
его
арт-группы всегда были богатые поклонники, готовые и без просьб
ссудить
энную
сумму
на
развитие,
не
требуя
при
этом
коммерческой
отдачи.
Своим
нынешним
положением
на
российской
эстраде
арт-группа
обязана
в
первую
очередь
этим
состоятельным
обожателям
и
только
потом
предпринимательскому
таланту
ее
основателя.
Однако
денег
для
осуществления
заветной
мечты
–
покорения
Бродвея
–
у
Михаила
Турецкого
пока
нет.
Заработать
их
он
надеется
исключительно
концертами
–
другие
сферы
бизнеса
дирижера
совсем
не
привлекают,
так
же
как
и
идея
поделиться
доходами
с
инвесторами.
Надо
знать,
кому
нравиться
Хор
Турецкого
был
создан
в
1989
году
на
базе
Московской
хоральной
синагоги.
Тогда
он
представлял
собой
коллектив
из
двадцати
человек,
исполняющий
духовные
песнопения.
Михаил
Турецкий
изначально
хотел
поставить
его
деятельность
на
коммерческую
основу.
На
волне
возросшего
в
начале
1990-х
интереса
к
классической
музыке
коллективу
удалось
провести
несколько
концертов
в
России.
Однако
скоро
стало
ясно,
что
не
адаптировавшееся
после
перестройки
к
новому российское общество не готово воспринимать такого рода
искусство:
«Комбинация»
и
«Ласковый
май»
явно
были
ближе
простому
гражданину.
Но
счастливая
звезда
не
подвела
Михаила
Турецкого:
в
1991-м
хор
взяла
под
свое
крыло
американская
еврейская
благотворительная
организация
Joint. Ее представители посетили Москву, и им очень понравилось
выступление
коллектива.
Настолько,
что
Joint
даже
оплатила
ему
гастроли
в
США.
А
во
время
одного
из
очередных
перелетов
стихийную
репетицию
хора
в
аэропорту
услышала
эмигрантка
из
России
Марина
Ковалева,
президент
компании
People
Travel
Club.
И
дальнейшее
его
финансирование
она
взяла
на
себя.
Впрочем,
это
касалось
лишь
работы
в
Америке.
Таким
образом
была
обеспечена
финансовая
стабильность
Михаила
Турецкого
и
его
детища,
однако
о
гастролях
в
родной
стране
пришлось
забыть.
«Нам
же
очень
хотелось
вернуться
в
Россию,
потому
что
мы
любим
ее»,
-
рассказывает
дирижер
в
интервью
журналу
«РБК».
Приобретенная
за
океаном
известность
позволила
отыскать
денежный
источник
для
воплощения
в
жизнь
благородного
стремления
главы
коллектива.
Завоеванию
российской
публики
Михаилом
Турецким
со
товарищи
поспособствовал
Борис
Березовский,
которому
в
те
времена
принадлежала
компания
«ЛогоВАЗ».
Именно
этот
автодилер
и
стал
первым
спонсором
хора
на
родине.
А
в
1997
году,
когда
олигархическое
финансирование
закончилось,
у
коллектива
появился
другой
покровитель.
«Больше
всех
нам
помог
Иосиф
Кобзон,
который
взял
нас
в
свой
прощальный
тур
по
России»,
-
вспоминает
основатель
арт-группы.
Благодаря
этим
концертам
широкая
общественность
у
нас
узнала,
что
такое
Хор
Турецкого.
Тогда
же
по
инициативе
мэра
Москвы
Юрия
Лужкова
коллективу
присвоили
статус
государственного.
И
Михаил
Турецкий
полностью
переключился
на
Россию.
«Мы
были
уже
хорошо
известны
в
Штатах,
и
нам
предложили
продолжить
завоевывать
заокеанскую аудиторию, делать карьеру там. Однако в России открывались
большие
возможности»,
-
объясняет
дирижер.
Тем
более
что
от
богатых
и
влиятельных
поклонников
его
таланта
не
было
отбоя:
после
Иосифа
Кобзона
эстафету
перехватил
президент
Российского
еврейского
конгресса
и
владелец
МОСТ-банка
Владимир
Гусинский.
Наконец,
сцену
для
постановки
шоу
коллективу
предоставил
художественный
руководитель
Московского
государственного
театра
эстрады
Геннадий
Хазанов.
Фактически
сцена
на
Берсеневской
набережной
стала
тем
плацдармом,
с
которого
Хор
Турецкого
начал
покорять
массы.
«Группа
находилась
в
этнической
нише:
именовалась
Еврейским
хором.
Конечно,
с
таким
названием
в
этой
стране
ей
было
тяжело
существовать,
но
она
уже
тогда
являлась
потрясающим
эстрадным
коллективом,
и
я
посчитал,
что
ей
нужна
трибуна»,
-
сказал
журналу
«РБК»
Геннадий
Хазанов.
По
его
словам,
сотрудничество
принесло
успех
и
хору,
и
театру.
Кажется,
путь
Михаила
Турецкого
был
буквально
устлан
спонсорскими
деньгами.
Не
хватало
одного:
дирижер
хотел
зарабатывать
самостоятельно.
Именно
поэтому
репертуар
коллектива
довольно
быстро
начал
пополняться
разными
жанрами.
«Мы
стали
«мутировать»:
исполнять
не
только
классику,
но
и
эстраду,
поп-музыку,
оперетту»,
-
говорит
г-н
Турецкий.
«Мутация»
шла
на
протяжении
нескольких
лет,
но
откристаллизовалась
в
последние
четыре
года,
то
есть
как
раз
в
тот
период,
когда
арт-группа
стала
желанным
гостем
многочисленных
телешоу.
«С
классикой
завязали
,
потому
что
пора
было
вылезать
из
коротких
штанишек
–
раз
–
и
перестать
быть
бедными
–
два»,
-
поясняет
Михаил
Турецкий.
Он
отмечает,
что
в
результате
финансовое
положение
хора
«значительно
улучшилось».
«Разумеется,
без
спонсорской
помощи
нам
было
бы
сложнее
реализовать
планы.
В
2005
году
мы
сотрудничали
со
Сбербанком,
который
помог
нам
организовать
более
100
концертов
в
России
и
странах
СНГ.
А
сегодня
мы
успешно
взаимодействуем
со
Связь-Банком»,
-
сообщил
дирижер.
Почему
коллектив
не
остается
без
внимания
спонсоров,
понять
несложно.
«Сейчас
они
находятся
на
подъеме
популярности.
Их
творчество
нравится
нашим
корпоративным
клиентам.
К
тому
же
массовый
зритель
–
наш
потенциальный
розничный
клиент
–
раскупает
все
билеты
на
их
концерты.
Выступления
хора,
которые
мы
представляем,
создают
банку
определенный
имидж
и
обеспечивают
известность»,
-
рассказывает
журналу
«РБК»
представитель
Связь-Банка
Петр
Грейдинг. Правда, во сколько обходится
опека
над
коллективом,
ни
банкиры,
ни
их
подопечные
раскрывать
не
хотят.
Известно
лишь,
что
содержание
творческой
группы,
подобной
Хору
Турецкого, может вылиться в сумму до нескольких сотен тысяч
долларов
в
год.
А
сборы
от
концерта,
организованного
на
спонсорские
деньги,
-
практически
чистая
прибыль
выступающих.
Помощь
спонсоров
как
источник
финансирования
вполне
устраивает
г-на
Турецкого.
Может
быть,
в
качестве
инвестора,
рассчитывающего
на
отдачу
от
своих
вложений,
они
оказались
бы
еще
более
щедрыми,
но
к
такому
сотрудничеству
дирижер-предприниматель
не
готов.
«Я
не
хочу
делиться
с
продюсером
или
инвестором,
чтобы
потом
он
душил
меня
за
проценты.
Я
сейчас
сам
себе
Карабас-Барабас, и это мои куклы, а если появится другой,
то
вероятен
серьезный
конфликт»,
-
рассуждает
Михаил
Турецкий.
Стоимость
выступления
его
хора
сильно
колеблется.
«Мы
можем
стоить
и
10
тыс.
долларов,
и
100
тыс.,
а
иногда
поем
и
бесплатно,
просто
ради
престижа»,
-
признается
дирижер.
Из
общего
гонорара
он
получает
от
10
до
30%.
Однако
нежелание
сотрудничать
с
инвесторами
лишает
его
части
дохода,
поскольку
в
развитие
приходится
вкладывать
собственные
средства.
«Независимость
от
инвестора
–
огромная
радость
и
огромное
счастье»,
-
тем
не
менее
считает
глава
хора.
Коллектив
часто
выступает
на
корпоративных
вечеринках,
каждая
из
которых
приносит
ему
от
30
до
50
тыс.
долларов,
впрочем,
Михаил
Турецкий
утверждает,
что
не
это
его
основной
хлеб.
Главный
доход
обеспечивают
кассовые
концерты.
«Когда
мы
стали
выезжать
на
гастроли
и
два
раза
в
месяц
выходить
на
сцену
Театра
эстрады,
лишьтогда
перестали
думать
о
том,
что
будем
завтра
кушать»,
-
говорит
дирижер.
Известность
дала
арт-группе возможность выступать на хороших площадках, и,
чтобы
послушать
ее,
люди
готовы
платить
довольно
приличные
деньги.
Например,
билеты
на
ближайшие
концерты
Хора
Турецкого
в
Государственном
Кремлевском
дворце
весьма
охотно
раскупались
не
только
за
800
рублей,
но
и
за
16,5
тыс.
А
в
последнюю
новогоднюю
ночь
коллектив
пел
для
тех,
кто
решил
отметить
праздник
в
гламурном столичном клубе «Рай». Стоило это удовольствие 55-77
тыс.
рублей
и
выше.
В
клубе
выступлением
остались
довольны.
«Мы
хотели
в
новогоднюю
ночь
сделать
две
разноплановые
вечеринки.
Одна
должна
была
быть
традиционно
клубного
формата,
а
другая
–
более
домашней,
семейной.
«Хор
Турецкого»
-
арт-группа,
интересная
спокойной,
солидной
аудитории.
С
ее
помощью
нам
удалось
привлечь
людей,
которые
обычно
не
посещают
наш
клуб,
в
частности
семью
Барщевских», - рассказал журналу «РБК» промоутер
клуба
«Рай»
Андреас.
Ничем
другим,
кроме
концертов,
Михаил
Турецкий
зарабатывать
не
собирается:
он
уверен,
что
любимое
искусство
обеспечит
реализацию
его
мечты.
«Два
года
назад
я
уже
не
был
бедным,
но
еще
помнил,
каково
это,
а
сейчас
такое
чувство
уходит,
-
поясняет
он
и
добавляет:
-
Я
не
фанат
денег
–
просто
я
хочу
их
очень
много.
Но,
как
разумный
человек,
понимаю,
что
искусство
по
доходности
никогда
не
догонит
нашу
олигархию:
мы
ведь
не
запасы
родины
продаем,
а
себя».
Михаил
Турецкий
родился
в
1962
году
в
Москве.
Носит
фамилию
матери,
поскольку
все
ее
родственники
погибли
в
годы
холокоста.
Окончил
музыкальную
школу
по
классу
флейты,
Московское
хоровое
училище
им.
А.В.
Свешникова,
а
затем
факультет
хорового
дирижирования
Института
им.
Гнесиных.
В
1989-м
по
поручению
руководства
Гнесинки
стал
набирать
хор
для
Московской
хоральной
синагоги.
В
1993
году
был
награжден
орденом
«Золотая
корона
канторов
мира».
Михаил
Турецкий
очень
хочет
покорить
США,
где
в
начале
карьеры
его
приняли
довольно
неплохо.
Кое-какими
победами
на
Западе
он
уже
может
похвастаться.
«Мы
пели
на
таких
площадках,
как
Карнеги-холл,
Линкольн-центр
в
Нью-Йорке,
Королевский
зал
в
Мадриде,
театр
Kodak в Лос-Анджелесе», - говорит дирижер. На сцену лучших
залов
планеты
Хор
Турецкого,
по
словам
его
основателя,
выходит
вовсе
не
по
причине
большой
коммерческой
доходности
мероприятия,
а
из-за
престижа.
Причем
на
такие
концерты
стремятся
попасть
не
только
иммигранты
из
стран
бывшего
СССР.
Тем
не
менее,
констатирует
Михаил
Турецкий,
даже
с
учетом
всех
этих
обстоятельств
коллективу,
к
сожалению,
не
удастся
продержаться
на
Бродвее
и
месяца.
«Для
этого
требуются
очень
большие
финансовые
вливания»,
-
не
скрывает
он.
В
первую
очередь
хору
необходима
ротация
на
американском
телевидении,
прорваться
на
которое
при
обилии
локальных
звезд
практически
нереально.
«В
такой
ситуации
мы
можем
получить
эфирное
время
лишь
за
деньги,
а
это
минимум
5
млн долларов, которых у меня нет»,
-
замечает
дирижер.
Второй
важный
шаг
на
пути
к
покорению
Бродвея
–
выпуск
пластинки,
которую
рядовые
американцы
могли
бы
приобрести
в
магазинах.
Запись
же
будет
стоить
в
лучшем
случае
1,5
млн
долларов.
«Чтобы
записать
одну
песню,
нам
надо
заплатить
студии
не
меньше
100
тыс.,
потому
что
у
нас,
во-первых,
много
солистов,
а
во-вторых,
нужно
записать
оркестр
и
потом
все
это
многоголосие
и
многозвучие
профессионально
свести»,
-
поясняет
глава
коллектива.
Кроме
того,
дорого
обходится
и
содержание
арт-группы.
Поэтому
сейчас
Хор
Турецкого
дает
до
25
концертов
в
месяц,
чтобы
заработать
необходимые
для
завоевания
Америки
10
млн
долларов.
Анна
Шпак
Журнал
РБК,
март
2008
|