Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Турецко-подданные

От обожаемого маэстро публика с восторгом примет даже «Мурку»

На прошлой неделе с новой программой «Аллилуйя любви» в Екатеринбурге побывал хор Турецкого. Два концерта знаменитого коллектива прошли, как всегда, с огромным успехом.

О вкусах не спорят. Я совершенно безответственно нарушила сие правило и попыталась завязать дискуссию на эту тему. И с кем! С солистами обожаемого мною хора Турецкого Евгением Кульмисом и Михаилом Кузнецовым, которые перед началом концерта провели пресс-конференцию для журналистов.

Хотя о чем можно спросить артистов, чье творчество на виду у миллионов зрителей, и эти зрители давно у ног блистательного ансамбля? Причем не только отечественные. Уникальной арт-группе из России рукоплескали лучшие концертные залы Европы, Америки и Австралии. Американская ассоциация музыкального искусства вручила Михаилу Турецкому «Золотую корону канторов мира», обладателями такой награды являются всего восемь землян. А мэр города Майами-Бич учредил в честь хора Турецкого городской праздник, который отмечается ежегодно 6 февраля.

Абсолютная гармония — так бы я определила собственные впечатления, когда впервые услышала по радио хор Турецкого. На фоне какофонического «хэви-металл» и примитивной «попсы» десять редких по красоте и диапазону мужских голосов завораживали ангельской чистотой звука и безукоризненной слаженностью. Помнится, это была духовная музыка, с которой, собственно, и начинал этот коллектив, состоящий из профессиональных музыкантов с советским академическим образованием (в основном — институт Гнесиных). Потом я услышала в их исполнении песни советских композиторов — и это тоже было здорово. А затем уже прицельно отыскивала хор Турецкого в теле- и радиопрограмме, всякий раз поражаясь диапазону его творческих интересов. Как не раз говорил в своих интервью Михаил Турецкий, его коллектив был первым, кто сломал барьер между высокими и низкими жанрами в музыкальном искусстве. На одной сцене, в рамках одного концерта присутствуют оперная классика и песенная лирика, духовные произведения и лагерный фольклор.

Вот по поводу всеядности музыкантов и вышла у нас небольшая пикировка с Евгением Кульмисом и Михаилом Кузнецовым. Не знаю, кого как, но меня почему-то слегка напрягает воровская «Мурка» в божественных устах, о чем я и сообщила ее исполнителям. Заодно поинтересовалась, как далеко и долго хор намерен дрейфовать в направлении «попсы» и не опасаются ли музыканты потерять самую взыскательную часть публики, которая полюбила коллектив еще в непорочную пору чисто классического репертуара. Все-таки между «Аве Марией» и «Муркой» — дистанция огромного размера.

— Не согласен, — парировал Евгений Кульмис. — «Мурка» тоже стала частью народной музыкальной культуры, ее пел Владимир Высоцкий. А в нашем репертуаре она присутствует как некая музыкальная шутка, которая, кстати, очень нравится слушателям.

— И вообще процентов на семьдесят наш репертуар строится на зрительских предпочтениях, — добавил Михаил Кузнецов. — Это один из принципов шоу-бизнеса, и мы обязаны считаться с ним. На наш взгляд, все зависит от качества исполнения. Как говорит наш маэстро, при желании можно из любого материала сделать конфетку. Например, один из наших песенных хитов «Синий туман» мы готовили к юбилейному концерту Вячеслава Добрынина. Считали, что песенка так себе, просто хотели сделать приятное автору. А зрители приняли «Синий туман» в нашей аранжировке на ура. И теперь мы постоянно включаем его в концертную программу.

Признаться, я забыла о своих мелких придирках тотчас же, как только музыканты появились на сцене под звуки «выходной арии» «Ах, этот вечер — лукавый маг…». Лукавый маг Михаил Турецкий с первых слов, с первых аккордов взял публику в сладкий плен и не выпускал до последнего мгновения. То поднимал в небеса трепетной мелодией моцартовского «Реквиема», то заставлял ностальгировать под бессмертные битловские хиты, то заражал мажором советских спортивных маршей. На десерт десять артистичных мужчин исполнили зажигательный канкан, чем окончательно привели зрителей в экстаз. Публика отбила ладони, засыпала артистов цветами, и я вместе со всеми жалела, что два с половиной часа с Михаилом Турецким пролетели так быстро.

Маэстро был трижды прав, заявляя, что его уникальному коллективу, объединившему профессионалов высочайшего класса, подвластно все, что звучит в подлунном мире. В этом сила артистов, но в этом, мне кажется, и их слабость. Велик соблазн угодить зрителю, включить в репертуар вещи востребованные, но довольно примитивные в музыкальном и художественном отношении. Наверное, никто сегодня лучше, чем хор Турецкого, «Мурку» не споет, но даже в его исполнении она останется не более чем модной музыкальной поделкой для невзыскательного потребителя. Ведь «Чижика-пыжика» можно сыграть даже на скрипке Страдивари, но это не превратит его в шедевр, он останется тем же чижиком-пыжиком.

Таких «чижиков-пыжиков» на российской эстраде сегодня пруд пруди. Пусть эти «полуфабрикаты» и чирикают под «фанеру» свои птичьи мелодии из трех нот и трех междометий. Этого вполне достаточно, чтобы развлечь публику. Но им не дано сделать то, на что способно живое, уникальное многоголосье хора Турецкого — дарить духовное наслаждение, радовать подлинным искусством.

А потому у артистов нет никакой нужды следовать примитивной эстрадной моде, прибавлять к названию программы завлекательное слово «шоу», оно такое же лишнее, как дым на сцене «Космоса» во время исполнения советских шлягеров. Дымовая завеса и прочие «завитушки» нужны тем, кому нечем больше поразить зрителей.

Михаил Турецкий в каком-то интервью сокрушался (или кокетничал), что уже устал от постоянных похвал в свой адрес. Мои сомнения-соображения вслед артистам, триумфально продолжающим свое турне по России, — тоже не критика, скорее пожелания.

Одно из них маэстро уже выполнил. В финале концерта разогретые екатеринбургские зрители в экстазе требовали «Мурку». Но Михаил Турецкий на мольбу не откликнулся. Вместо «Мурки» на бис артисты исполнили «Марш чемпионов».

И я, такая же «турецко-подданная», как и миллионы поклонников коллектива, очень маэстро за это признательна.

P.S. «Опрощение» классики (как музыкальной, так и литературной) — общая тенденция в российской культуре. Сегодня «Войну и мир» Льва Толстого издают в виде комикса, в эстрадные концерты включаются «нарезки» из классической музыки. До какой степени можно снижать планку без риска окончательно опустить отечественную культуру?

Подумаем об этом вместе. Поспорим.

Уральский рабочий
Источник

Hosted by uCoz