На
прошлой
неделе
с
новой
программой
«Аллилуйя
любви»
в
Екатеринбурге
побывал
хор
Турецкого.
Два
концерта
знаменитого
коллектива
прошли,
как
всегда,
с
огромным
успехом.
О
вкусах
не
спорят.
Я
совершенно
безответственно
нарушила
сие
правило
и
попыталась
завязать
дискуссию
на
эту
тему.
И
с
кем!
С
солистами
обожаемого
мною
хора
Турецкого
Евгением
Кульмисом
и
Михаилом
Кузнецовым,
которые
перед
началом
концерта
провели
пресс-конференцию
для
журналистов.
Хотя
о
чем
можно
спросить
артистов,
чье
творчество
на
виду
у
миллионов
зрителей,
и
эти
зрители
давно
у
ног
блистательного
ансамбля?
Причем
не
только
отечественные.
Уникальной
арт-группе
из
России
рукоплескали
лучшие
концертные
залы
Европы,
Америки
и
Австралии.
Американская
ассоциация
музыкального
искусства
вручила
Михаилу
Турецкому
«Золотую
корону
канторов
мира»,
обладателями
такой
награды
являются
всего
восемь
землян.
А
мэр
города
Майами-Бич
учредил
в
честь
хора
Турецкого
городской
праздник,
который
отмечается
ежегодно
6
февраля.
Абсолютная
гармония
—
так
бы
я
определила
собственные
впечатления,
когда
впервые
услышала
по
радио
хор
Турецкого.
На
фоне
какофонического
«хэви-металл»
и
примитивной
«попсы»
десять
редких
по
красоте
и
диапазону
мужских
голосов
завораживали
ангельской
чистотой
звука
и
безукоризненной
слаженностью.
Помнится,
это
была
духовная
музыка,
с
которой,
собственно,
и
начинал
этот
коллектив,
состоящий
из
профессиональных
музыкантов
с
советским
академическим
образованием
(в
основном
—
институт
Гнесиных).
Потом
я
услышала
в
их
исполнении
песни
советских
композиторов
—
и
это
тоже
было
здорово.
А
затем
уже
прицельно
отыскивала
хор
Турецкого
в
теле-
и
радиопрограмме,
всякий
раз
поражаясь
диапазону
его
творческих
интересов.
Как
не
раз
говорил
в
своих
интервью
Михаил
Турецкий,
его
коллектив
был
первым,
кто
сломал
барьер
между
высокими
и
низкими
жанрами
в
музыкальном
искусстве.
На
одной
сцене,
в
рамках
одного
концерта
присутствуют
оперная
классика
и
песенная
лирика,
духовные
произведения
и
лагерный
фольклор.
Вот
по
поводу
всеядности
музыкантов
и
вышла
у
нас
небольшая
пикировка
с
Евгением
Кульмисом
и
Михаилом
Кузнецовым.
Не
знаю,
кого
как,
но
меня
почему-то
слегка
напрягает
воровская
«Мурка»
в
божественных
устах,
о
чем
я
и
сообщила
ее
исполнителям.
Заодно
поинтересовалась,
как
далеко
и
долго
хор
намерен
дрейфовать
в
направлении
«попсы»
и
не
опасаются
ли
музыканты
потерять
самую
взыскательную
часть
публики,
которая
полюбила
коллектив
еще
в
непорочную
пору
чисто
классического
репертуара.
Все-таки
между
«Аве
Марией»
и
«Муркой»
—
дистанция
огромного
размера.
—
Не
согласен,
—
парировал
Евгений
Кульмис.
—
«Мурка»
тоже
стала
частью
народной
музыкальной
культуры,
ее
пел
Владимир
Высоцкий.
А
в
нашем
репертуаре
она
присутствует
как
некая
музыкальная
шутка,
которая,
кстати,
очень
нравится
слушателям.
—
И
вообще
процентов
на
семьдесят
наш
репертуар
строится
на
зрительских
предпочтениях,
—
добавил
Михаил
Кузнецов.
—
Это
один
из
принципов
шоу-бизнеса,
и
мы
обязаны
считаться
с
ним.
На
наш
взгляд,
все
зависит
от
качества
исполнения.
Как
говорит
наш
маэстро,
при
желании
можно
из
любого
материала
сделать
конфетку.
Например,
один
из
наших
песенных
хитов
«Синий
туман»
мы
готовили
к
юбилейному
концерту
Вячеслава
Добрынина.
Считали,
что
песенка
так
себе,
просто
хотели
сделать
приятное
автору.
А
зрители
приняли
«Синий
туман»
в
нашей
аранжировке
на
ура.
И
теперь
мы
постоянно
включаем
его
в
концертную
программу.
Признаться,
я
забыла
о
своих
мелких
придирках
тотчас
же,
как
только
музыканты
появились
на
сцене
под
звуки
«выходной
арии»
«Ах,
этот
вечер
—
лукавый
маг…».
Лукавый
маг
Михаил
Турецкий
с
первых
слов,
с
первых
аккордов
взял
публику
в
сладкий
плен
и
не
выпускал
до
последнего
мгновения.
То
поднимал
в
небеса
трепетной
мелодией
моцартовского
«Реквиема»,
то
заставлял
ностальгировать
под
бессмертные
битловские
хиты,
то
заражал
мажором
советских
спортивных
маршей.
На
десерт
десять
артистичных
мужчин
исполнили
зажигательный
канкан,
чем
окончательно
привели
зрителей
в
экстаз.
Публика
отбила
ладони,
засыпала
артистов
цветами,
и
я
вместе
со
всеми
жалела,
что
два
с
половиной
часа
с
Михаилом
Турецким
пролетели
так
быстро.
Маэстро
был
трижды
прав,
заявляя,
что
его
уникальному
коллективу,
объединившему
профессионалов
высочайшего
класса,
подвластно
все,
что
звучит
в
подлунном
мире.
В
этом
сила
артистов,
но
в
этом,
мне
кажется,
и
их
слабость.
Велик
соблазн
угодить
зрителю,
включить
в
репертуар
вещи
востребованные,
но
довольно
примитивные
в
музыкальном
и
художественном
отношении.
Наверное,
никто
сегодня
лучше,
чем
хор
Турецкого,
«Мурку»
не
споет,
но
даже
в
его
исполнении
она
останется
не
более
чем
модной
музыкальной
поделкой
для
невзыскательного
потребителя.
Ведь
«Чижика-пыжика»
можно
сыграть
даже
на
скрипке
Страдивари,
но
это
не
превратит
его
в
шедевр,
он
останется
тем
же
чижиком-пыжиком.
Таких
«чижиков-пыжиков»
на
российской
эстраде
сегодня
пруд
пруди.
Пусть
эти
«полуфабрикаты»
и
чирикают
под
«фанеру»
свои
птичьи
мелодии
из
трех
нот
и
трех
междометий.
Этого
вполне
достаточно,
чтобы
развлечь
публику.
Но
им
не
дано
сделать
то,
на
что
способно
живое,
уникальное
многоголосье
хора
Турецкого
—
дарить
духовное
наслаждение,
радовать
подлинным
искусством.
А
потому
у
артистов
нет
никакой
нужды
следовать
примитивной
эстрадной
моде,
прибавлять
к
названию
программы
завлекательное
слово
«шоу»,
оно
такое
же
лишнее,
как
дым
на
сцене
«Космоса»
во
время
исполнения
советских
шлягеров.
Дымовая
завеса
и
прочие
«завитушки»
нужны
тем,
кому
нечем
больше
поразить
зрителей.
Михаил
Турецкий
в
каком-то
интервью
сокрушался
(или
кокетничал),
что
уже
устал
от
постоянных
похвал
в
свой
адрес.
Мои
сомнения-соображения
вслед
артистам,
триумфально
продолжающим
свое
турне
по
России,
—
тоже
не
критика,
скорее
пожелания.
Одно
из
них
маэстро
уже
выполнил.
В
финале
концерта
разогретые
екатеринбургские
зрители
в
экстазе
требовали
«Мурку».
Но
Михаил
Турецкий
на
мольбу
не
откликнулся.
Вместо
«Мурки»
на
бис
артисты
исполнили
«Марш
чемпионов».
И
я,
такая
же
«турецко-подданная»,
как
и
миллионы
поклонников
коллектива,
очень
маэстро
за
это
признательна.
P.S.
«Опрощение»
классики
(как
музыкальной,
так
и
литературной)
—
общая
тенденция
в
российской
культуре.
Сегодня
«Войну
и
мир»
Льва
Толстого
издают
в
виде
комикса,
в
эстрадные
концерты
включаются
«нарезки»
из
классической
музыки.
До
какой
степени
можно
снижать
планку
без
риска
окончательно
опустить
отечественную
культуру?
Подумаем
об
этом
вместе.
Поспорим.
Уральский
рабочий
Источник