Михаил
Турецкий:
Руководителю
нужно
быть
вожаком
стаи
Сам
Михаил
Турецкий
на
концерте
хора
своего
имени
31
марта
в
Национальном
дворце
пел
немного,
а
больше
выполнял
роль
конферансье.
Что,
надо
сказать,
ему
удавалось
блестяще.
Хор
Турецкого
–
это
целое
театрализованное
представление,
настоящая
феерия
из
коллекционных
голосов
и
прекрасной
музыки,
пластики
и
танца
под
названием
«Аллилуйя
любви».
Организатор
гастролей
компания
«Bisconcert»
установила
высокую
планку
технического
оснащения
мероприятия,
выполнив
требования
артистов
на
все
100.
«Наша
программа
–
музыкальное
путешествие
во
времени
и
пространстве,
-
вводит
нас
в
курс
Михаил
Борисович.
-
Для
исполнения
следующей
композиции
перенесемся
в
туманный
Альбион
–
Англию
конца
XVII
века,
где
для
вашего
удовольствия
мы
будем
петь
очень
необычными
голосами.
У
мужчин
с
такими
голосами
все
в
порядке,
у
них
даже
есть
дети».
И
голоса
зазвучали
–
как
бы
средние
между
мужскими
и
женскими.
До
соло
Михаила
Кузнецова
–
обладателя
редчайшего
от
природы
голоса
тенор-альтино
-
мы
не
знали,
что
так
можно
петь...
Особенно
сбивала
с
толку
его
мужественная
внешность,
которой
по
иронии
судьбы
достался
ангельский
голос.
Голос,
взрывающий
сознание,
спел
на
бис
арию
«Царицы
ночи»
для
колоратурного
сопрано
из
оперы
Моцарта
«Волшебная
флейта».
Мы
услышали
«самого
гламурного
композитора
XIX
века
Джузеппе
Верди»,
мужские
и
женские
роли
из
феерических
опер
любви
«Риголетто»,
«Аида»,
«Сила
судьбы»,
«Травиата».
Они
сменились
страстным
знойным
мужским
танго,
которое
медленно
перешло
в
«Оглянись,
незнакомый
прохожий»
и
другие
знаковые
песни
эпохи.
Зал
подпевая
артистам,
за
что
заслужил
похвалу
руководителя
хора:
«Вы
так
проникновенно
поете,
что
у
артистов
возникает
мимолетное
желание
вернуть
вам
деньги
за
билеты».
«Скорпионз»,
песни
о
любви
из
репертуара
Джо
Дассена,
«Битлз»
почти
без
инструментального
сопровождения.
Страсти
обитателей
Севера
в
песне
«Увезу
тебя
я
в
тундру»
и
различные
аспекты
любви
в
композиции
«Как
много
девушек
хороших».
«Мы
не
скрываем,
что
нам
небезразличны
деньги,
-
продолжает
с
сцены
Михаил
Турецкий.
«Но
есть
еще
что-то
важное
в
нашей
жизни,
что
позволяет
любить
женщин
и
зарабатывать
деньги
–
это
музыка».
Хор
Михаила
Турецкого
уникален
не
только
своими
голосами.
Но
еще
и
тем,
что
взвалил
на
себя
нелегкое
бремя
–
просвещения
публики.
«Мы
образовываем
людей,
которые
смотрят
только
отечественное
телевидение,
где
звучит
откровенно
некондиционная
музыка,
-
сказал
в
интервью
после
концерта
Михаил
Борисович.
-
Где
показывают
разные
«тушки»,
поющие
под
фанеру
–
непонятно,
чем
они
поют.
А
если
на
ТВ
Дмитрий
Хворостовский,
то
почему-то
только
по
каналу
«Культура».
А
почему
не
по
Первому?
Почему
людям
не
послушать
шикарный
голос,
прекрасную
музыку?
Средства
массовой
информации
не
дают
этого
детям,
а
навязывают
с
экранов
«Девчоночки,
юбчонки...
я
иду
по
лужам,
мне
никто
не
нужен...»
и
тому
подобное.
Вот
это
и
называется
дебилизацией
общества,
к
сожалению.
А
тем
временем
в
мире
полно
шикарной
музыки.
И
мы
в
три
часа
стараемся
впихнуть
хотя
бы
какой-то
ликбез
для
тех,
кто
до
консерватории
в
этой
жизни
не
дошел».
Чтобы
организовать
такой
коллектив,
нужно
быть
не
просто
сильной
личностью,
какой
является
Михаил
Турецкий.
Теперь
он
–
обладатель
ордена
«Золотая
корона
канторов
мира»,
которой
на
планете
владеют
всего
несколько
человек.
Заслуженный
артист
России
и
так
далее,
но
самая
большая
награда
для
него
то,
что
на
концерт
коллектива
достать
билеты
раньше,
чем
за
месяц,
нельзя.
«Хор
Турецкого»
-
это
выпускники
Гнесинки,
консерваторий
Москвы
и
Минска.
Они
возродили
традицию
духовной
музыки
в
московской
хоральной
синагоге,
но
этого
показалось
мало
молодым
людям,
чья
жизнь
на
религии
вовсе
не
замыкалась.
Так
со
временем
появились
светские
песни,
арии
из
опер,
французский
шансон,
джаз.
В
середине
1990-х
поющим
мужчинам
пришлось
уехать
в
США
–
у
всех
семьи,
которые
надо
содержать,
и
при
этом
хотелось
заниматься
любимым
делом.
Там
ими
заинтересовался
один
из
продюсеров,
стали
гастролировать
и
дослужились
до
звания
почетных
жителей
Майями.
Они
могли
бы,
даже
против
своего
желания,
в
Америке
остаться,
если
бы
в
1997
году
не
присвоили
бы
хору
статус
государственного
коллектива.
«Руководителю
нужно
быть
вожаком
стаи,
-
убежден
Михаил
Турецкий.
-
И
стая
должна
верить,
что
вожак
ее
правильно
ведет.
Диктатор
или
не
диктатор,
неважно:
можно
кричать,
и
тебя
никто
не
услышит.
Нужна
в
тебе
внутренняя
сумасшедшая
энергия,
а
люди
должны
тебе
верить,
как
они
верят
в
наступление
завтрашнего
рассвета.
То
есть
ни
в
коем
случае
не
диктатура
на
пустом
месте.
За
вожаком
должна
стоять
сила.
Нужна
разная
политика,
в
том
числе
и
политика
кнута
и
пряника.
На
самом
деле
руководить
десятью
индивидуальностями,
которые
все
–
творческие
люди,
не
так-то
просто.
Но
если
бы
я
им
дал
демократию:
вы
сами
решайте,
куда
пойдете,
коллектив
давно
бы
развалился.
Так
развалились
очень
многие
группы,
где
не
было
определенного
лидера».
-
А
что
было
самым
сложным
при
перевоплощении
хора
московской
синагоги
в
арт-шоу?
-
Ничего
сложного
не
было,
мы
профессиональные
музыканты,
всю
жизнь
учились
музыке,
у
нас
есть
подготовка
к
классике
и
рок-музыке,
эстраде
и
джазу,
фольклору...
Нас
этому
обучали
в
учебных
заведениях,
и
для
нас
нет
никакой
проблемы
перевоплощаться.
Другое
дело,
что
необходимо
некое
актерское
мастерство
и
большое
желание.
А
этого
хоть
отбавляй.
Мы
специально
брали
уроки
актерского
мастерства
и
режиссуры,
сценографии,
постановки,
с
нами
работали
лучшие
хореографы
не
только
российские,
но
и
зарубежные
–
из
Греции,
США.
Долго
работали
по
контракту
в
США,
где
поднаторели
в
мюзикле.
Бродвей,
Лас-Вегас,
около
двух
лет
в
Южной
Флориде.
Все
пошло
на
пользу,
в
результате
создали
свое
арт-шоу,
где
главная
несущая
сила
–
голос.
Но,
кроме
него,
еще
и
постановка,
хореография.
Свой
дивертисментный
спектакль,
ни
на
что
в
мире
непохожий.
-
Вы
единственный
в
мире
танцующий
хор.
Не
мешает
ли
движение
пению,
не
сковывает
голос?
-
Знаете,
у
нас
люди
постоянно
тренируются,
никто
не
курит,
поэтому
сложностей
нет.
К
тому
же
у
нас
нет
таких
агрессивных
танцев,
а
просто
легкие
движения,
помогающие
пению,
это
умная
хореография,
а
не
какое-то
желание
покорить
своими
танцевальными
способностями.
Когда
ребята
танцуют
канкан,
в
это
время
не
поют
–
звучит
только
музыка.
Начинают
петь
–
танцевать
прекращают.
У
нас
все
продумано.
Хотя,
конечно,
есть
некоторые
трудности:
иногда
после
какой-то
песни
немного
выдыхаешься.
Но
с
этим
мы
справляемся.
Хору
Турецкого
просто
не
может
не
быть
в
хорошей
форме.
Если
кто-то
собьется
с
верного
маршрута,
то
его
ожидает
штраф:
за
запах
алкоголя
–
300
евро,
за
появление
в
нетрезвом
виде
–
1
000
евро.
Суммы
немалые,
потому
никто
и
не
нарушает.
День
их
руководителя
иногда
начинается
с
горных
лыж.
«Приходит
мой
водитель,
я
еще
сплю
в
полвосьмого,
он
берет
меня
в
охапку,
кидает
в
машину,
и
везет
за
восемьдесят
километров.
Катаюсь
на
горных
лыжах,
или
беговых.
После
занятий
обычно
бреюсь,
иногда
могу
ходить
небритым.
Звоню
по
телефону.
Еду
на
репетицию.
У
меня
есть
личный
тренер
-
девушка,
которая
со
мной
везде,
мы
с
ней
делаем
гимнастику.
Постоянно
занимаюсь
сам
и
заставляю
своих
ребят
это
делать,
потому
что
при
таком
режиме,
если
ты
не
закаленный,
можно
коньки
отбросить.
Смотрите
сами:
за
шесть
дней
мы
дали
шесть
концертов,
проехали
две
с
половиной
тысячи
километров
на
автотранспорте:
Луганск,
Донецк,
Харьков,
Днепропетровск,
Одесса,
Кишинев».
Экономическое
Обозрение
LogosPress,
4
апреля
2008
Источник