Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий: Мы стоим в шоу-бизнесе левой ногой

За десять поющих мужчин «Хора Турецкого» на вопросы «КП» отвечал один, но главный.

«Хор Турецкого» на днях влегкую собрал четыре Кремля и «Лужники». В это же время нон-стопом дал заказные концерты в крупнейших компаниях России. При этом коллектив себя не рекламирует. А по телевизору десять здоровых красивых мужчин, раскладывающих на разные голоса классические произведения, можно увидеть раз в пятилетку. Мы не могли пройти мимо этого явления и пообщались с лидером коллектива - Михаилом Турецким, - чтобы узнать, как «Хору» удается существовать вне законов нашего шоу-бизнеса. 

«Мы не станем мальчуковой группой»

- Став продуктом системы, я бы, наверное, утратил свои индивидуальность и независимость, - признается Турецкий. - Если бы меня стали упаковывать под формат, то из нас бы сделали просто мальчуковую группу. Тьфу, тьфу, тьфу... Поэтому мы обходимся без продюсеров и инвесторов. А в шоу-бизнесе стоим какой-то левой ногой.

- Упасть не страшно?

- Нет, мы принципиально не идем на уступки перед форматом, не хотим уйти в рейтинговое искусство. Думаете, ко мне не поступали предложения типа запишите хиты Михаила Круга, к которому я, кстати, отношусь с большим уважением. Да, это бы прибавило нам популярности, и к его творчеству я отношусь с большим уважением. Но я не могу ради быстрого коммерческого успеха изменить своим пристрастиям, за которые сражаюсь как могу.

- Но на последних концертах в программе стало меньше классической музыки и больше попсы.

- Давайте анализировать. Ария Альмирены из оперы «Ринальдо». Сделано, так сказать, попсово. Но это XVII век, и поют женские голоса под клавесин. Классика. Далее. Верди, 10-минутный номер, где собраны «Сила судьбы», «Аида», «Риголетто», «Травиата». Сделано в стиле R&B, да. Просто это более адаптированный материал для человека, который думает, что консерватория - это место, где консервы заворачивают. А консерваторцы... Они как великий Мстислав Ростропович в свое время - сидел, руки вскидывал и причмокивал: «Ах, стервецы, что вообще делают, какой же кайф!» Нам иногда говорят: вот вы бы классику, больше бы еврейской музыки. Мы  могли бы , но тогда  нужен грант государственный . Потому что это искусство точно не соберет четыре Кремля. Никогда.

- Но есть и те, кто считает, что адаптировать классику нечестно.

- Опошлить классику можно, просто неквалифицированно ее исполняя. Я вот считаю, что те, кто «Реквием» Моцарта играет быстрее, чем Моцарт написал, вот те опошляют эту музыку, превращают ее в оперетту. Я же стараюсь просто придавать классической музыке акценты, присущие времени.

«Классика - это семья»

- А зачем вам вообще это все?

- Самовыражаюсь. Я могу быть высокопарным и сказать, что хочу образовывать народ. Дети сегодня, на мой взгляд, воспитываются на некачественной музыке. Но не думаю, что они готовы перейти от попсы сразу к Чайковскому в чистом виде. Классика - это семья. Тебя мама за ручку должна к ней привести. У Иосифа Давыдовича Кобзона родился шестой внук. И мама этого внука просит: подберите ребенку музыку, которую я буду ему в два месяца ставить. Но мало кто у нас этим заморачивается.

- Что делать?

- Петь. Два года назад в городе Балашиха мы выступали на открытой площадке. Вокруг тысяч шесть-семь народу. Мы поем оперное попурри. И вдруг подростки, которые орали, пили пиво, ставят бутылки и начинают на нас смотреть с открытыми ртами. Значит, не все им еще спели.

Искусство компромисса

- Зачем вам еще девять мужчин? Можно же петь и соло.

- Оперного голоса у меня нет, но художественный образ своим голосом я могу выразить на высоком уровне. Но мне интересно объединять огромные коллективы. Например, создать лучший в мире эстрадно-симфонический оркестр. Это амбиции. Может быть, я и не потяну. Хотя создал же я уникальный хор? Десять индивидуальных людей, самобытных солистов больше десяти лет вместе. И за это время из коллектива выпал только один человек, и то по состоянию здоровья.

- Почему они вас слушают?

- Не знаю... Думаю, потому что не верили в успех, не верили, что я найду, как папа Карло, эту дверку и ключик золотой. А когда открыл, то были в шоке. Не то что мой авторитет беспрекословен, но люди мне верят, как верят в наступление завтрашнего рассвета.

- У вас есть какие-то свои правила? Футболистам, например, нельзя перед игрой вступать в отношения с женщинами.

- Я считаю, что артист за двенадцать часов  до выхода не должен заниматься любовью. Эту энергию он должен отдать публике.

- Почти все участники «Хора» женаты. Какими же качествами надо обладать, чтобы выдержать ваш ритм?

- Надо деньги любить (смеется). На самом деле переживать особо нечего - мы же все время на гастролях. У нас тяжелейший режим: каждый день новый город, в промежутках - дорога и сборы. Плюс сон. Репетиция, настройка звука. Создать вторую семью при таком ритме не удастся. Если только внутри коллектива (улыбается). Но у нас все - настоящие мужчины. Может, об этом не надо писать. А то вдруг на нас обидятся некоторые наши поклонники.

- Я читала, что вы планировали сделать проект с Мадонной.

- Был  звонок от менеджмента. Кто-то дал ей наш диск, она проявляла интерес. Хотела, видимо, какую-то полуклассику сделать... Но чтобы у нас все сложилось, мы должны были несколько месяцев сидеть и ждать в Европе, когда она сможет. А мы не такие богатые, чтобы купить себе это право – сидеть и ждать Мадонну. Если бы товарищ Абрамович сказал: чуваки, я так люблю ваш хор, и я хочу, чтобы вы спели с Мадонной, я готов вам дать грант, вы сидите и пасите ее.  А так - мы не можем, у нас такая огромная команда, у всех семьи, дети.

- Они, наверное, переживают из-за вашего ритма жизни?  

- Напряжение возникает. Сегодня, например, у меня два концерта в течение дня. Встал в девять утра, хотя вчера пришел с работы во втором часу ночи. Хотел пойти на беговых лыжах по лесу покататься, что дало бы мне какую-то силу на сегодняшний день. Но тут моя супруга сказала: «Ребенок тебя не видит, возьми ее и погуляй». И я в лыжном костюме пошел с ней гулять по двору. А еще моему папе 95 лет, и ему надо уделять внимание. Всегда компромисс...

Личное дело

Михаил ТУРЕЦКИЙ родился 12 апреля 1962 года в Москве.  Окончил дирижерско-хоровой факультет Института имени Гнесиных.

В 1989 году создал при Московской хоральной синагоге мужской камерный еврейский хор, который в дальнейшем трансформировался в арт-группу «Хор Турецкого». В нынешнем составе хора есть практически уникальные бас-профундо и тенор-альтино (самый низкий и самый высокий мужские голоса соответственно). Женат на американке Лиане, с которой познакомился во время гастролей в США. Имеет трех дочерей - Наталью (от первого брака), Сарину и Эммануэль.

Елена Лаптева
Комсомольская правда, 18 марта 2008
Источник

Hosted by uCoz