Михаил
Турецкий:
Я
сделал
предложение
Мадонне!
Количеству
регалий
и
званий
этого
коллектива
могут
позавидовать
многие
профессиональные
и
известные
исполнители.
«Хор Турецкого» вот уже 17 лет гастролирует по миру, выступая на престижных
музыкальных
площадках.
В
рамках
российского
тура
он
заглянул
и
в
Краснодар.
Мы
не
преминули
встретиться
с
его
бессменным
руководителем
Михаилом
Турецким,
чьим
именем,
собственно,
и
назван
коллектив,
и
задать
ему
несколько
вопросов.
Футбольная
команда
с
одним
удалением
–
Михаил,
о
«Хоре
Турецкого»
говорят
так:
«Десять
голосов,
которые
потрясли
мир».
На
вашем
сайте
досье
только
на
девять
человек,
включая
вас.
Так
сколько
же
сейчас
артистов
в
арт-группе?
–
В
«Хоре
Турецкого»
всегда
десять
человек.
А
по
поводу
сайта
информацию
добавим.
–
А
вы
могли
бы
кого-нибудь
еще
принять
в
хор?
Может
быть,
вам
голоса
какого-нибудь
не
хватает?
Баса,
например?
–
Пока
никого
брать
не
планируем.
Дело
в
том,
что
помимо
голоса
есть
масса
других
критериев
–
та
же
сценическая
внешность.
А
это
на
самом
деле
серьезно:
внешний
вид
говорит
об
артисте
многое.
Мы,
например,
стараемся
выйти
на
сцену
и
сразу
же
произвести
впечатление.
–
Если
кто-то
из
участников
коллектива
внезапно
заболеет,
вы
отмените
концерт?
–
В
принципе
я
не
помню
такой
ситуации,
когда
мы
по
причине
плохого
самочувствия
отменяли
концерт.
Ну,
если
одновременно
слягут
пять
или
шесть
человек,
то
возможно.
Если
же
заболеет
один,
то
остальные
выходят
на
сцену,
как
футбольная
команда
с
одним
удаленным
полевым
игроком.
Обычно
заболевший остается на ногах и стоически выходит на сцену.
Может
быть,
поет
не
весь
репертуар
–
только
часть,
а
остальные
ему
помогают.
–
Вы
прошли
довольно
долгий
путь,
постоянно
меняясь.
Сегодня кроме песен «Хава нагила» и «Семь сорок» что-нибудь осталось в «Хоре Турецкого»
от
Хора
Московской
хоральной
синагоги,
с
которого
вы
начинали
творческий
путь?
–
Да
практически
все
осталось.
По
сей
день
еврейские
песни
–
наше
фирменное
блюдо.
Но
помимо
этого
есть
французский
и
итальянский
шансон,
опера,
оперетта,
джаз,
классика.
Мы
стали
исполнять
и
советскую
эстраду,
и
мировые
шедевры.
Сегодня
у
нас
около
300
композиций
разных
направлений.
Мы
ведь
не
только
даем
массовые
концерты
–
еще
и
на
корпоративах
выступаем,
а
пригласить
нас
может
как
нефтяная
компания,
так
и
еврейская
община
какого-нибудь
города.
А
мы
никогда
не
отказываемся.
–
И
по
каким
же
критериям
вы
отбираете
свой
современный
репертуар?
–
Да,
в
общем-то,
мы
поем
то,
что
нам
нравится.
Поэтому
у
нас
такой
обширный
жанровый
диапазон.
–
Вы
исполняете
только
уже
созданные
произведения
или
еще
и
с
авторами
работаете?
–
И
так
и
так.
Но
вы
поймите:
включая
в
репертуар
какое-нибудь
известное
произведение,
мы
вплетаем
в
него
свое
видение,
делаем
оригинальную
аранжировку.
И
песня,
которая
много
лет
назад
где-то
была
хитом,
становится
зачастую
почти
неузнаваемой,
превращаясь
в
оригинальное
произведение.
Если
сравнить
песню
с
кулинарным
блюдом,
то,
согласитесь,
разные
повара
приготовят
его
по-разному,
пусть
и
по
одному
рецепту.
У
нас
есть
свое
фирменное
направление,
а
хиты
могут
быть
любыми.
Наш
формат
предполагает,
что
каждая
песня
у
нас
должна
звучать
по-особенному.
–
А
кто
делает
аранжировку?
–
Этим
занимаются
одновременно
шесть
специалистов.
Но
это
и
понятно:
репертуар
у
нас
очень
большой
–
одному-двум
никак
не
справиться.
Мы
постоянно
делаем
новые
номера,
обновляем
программу,
потому
что
как
минимум
раз
в
год
приезжаем
в
одни
и
те
же
города.
Конечно,
где-то
около
четверти
репертуара
остается
старого
–
часто
исполняем
его
по
просьбам
зрителей,
однако
люди
хотят
услышать
в
нашем
исполнении
и
что-то
новое.
–
Насколько
велик
ваш
репертуар?
–
Мы
на
спор
можем
петь
хоть
неделю,
ни
разу
не
повторившись.
Предупреждайте
о
«фанере»
–
Как
вы
отнеслись
к
решению
Юрия
Лужкова
запретить
артистам
на
официальных
городских
мероприятиях
петь
под
фонограмму?
–
Не
вижу
в
этом
ничего
плохого.
Проблема
в
том,
что
не
всегда
концертное
оборудование
может
справиться
с
живым
звуком.
Ну,
в
Москве
еще
туда-сюда,
приличный
монитор
найти
можно,
а
вот
в
регионах
сделать
это
сложнее.
В
любом
случае,
думаю,
что
артист
обязан
предупредить
зрителя,
использует
он
фонограмму
или
нет.
–
А
вы
всегда
поете
вживую?
–
Почти.
Правда
как-то
на
одном
правительственном
концерте,
который
снимало
телевидение,
пришлось
петь
и
под
«фанеру»:
условие
нам
такое
поставили
–
опять
же
из-за
оборудования.
–
Михаил,
а
что
вас
заставило
спеть
с
Филиппом
Киркоровым?
–
Почему
заставило?
Просто
в
2004
году
у
нас
был
совместный
концерт
со
звездами
российской
эстрады,
их,
помнится,
было
около
десяти
человек:
Моисеев,
Лолита,
Кобзон,
Вайкуле,
Басков,
кто-то
еще
и
Киркоров.
С
каждым
из
артистов
мы
сделали
по
номеру.
Спели
композиции,
где
нам
самим
не
хватало
каких-то
нюансов,
творческого
подъема.
Вот
с
Киркоровым
исполнили
песню
«The
show
must go on».
Он,
могу
сказать,
настоящий
профессионал
–
нам
понравилось
с
ним
работать.
Продюсеры
мадонны
предложили
нам
переехать
в
Лондон
–
А
с
кем
еще
хотели
бы
спеть
дуэтом?
–
Мы
периодически
пытаемся
делать
это
как
с
российскими,
так
и
с
зарубежными
исполнителями.
Например,
недавно
отправили
предложение
о
сотрудничестве
Мадонне,
правда
дело
пока
не
двигается:
очень
большие
требования.
Продюсеры
Мадонны
предложили
нам
переехать
в
Лондон
и
работать
с
учетом
графика
певицы.
А
у
нас
и
у
самих
график
сложный:
постоянные
гастроли.
–
А
где
больше
всего
приходится
сейчас
вам
выступать
–
за
границей
или
на
родине?
–
Преимущественно
большинство
концертов
сегодня
даем
на
территории
бывшего
Советского
Союза:
в
Белоруссии,
в
Украине,
в
Азербайджане,
Прибалтике.
Ну
и
в
России
у
нас
проходят
ежегодные
туры.
–
Можете
вспомнить
самое
экзотическое
место,
где
вам
пришлось
выступать?
–
Наверное,
это
площадь
Сан-Марко
в
Венеции.
Там
не
было
сцены
–
только
дома
вокруг
и
булыжная
мостовая.
Карабинеры
запретили
нам
использовать
микрофоны
и
вообще
какой-либо
звук,
так
как
мы
давали
ночной
концерт.
И
мы
пели
перед
18
тысячами
человек
«а
капелла».
Это
было
самое
запоминающееся
выступление.
–
Михаил,
кто
продюсирует
ваш
коллектив?
–
Честно
говоря,
я
сам
нас
продюсирую.
Но,
конечно,
когда
требуется,
мы
обращаемся
за
консультационной
поддержкой.
Правда проблема в том, что специалисты советы бесплатно давать
не
любят,
а
могут
даже
иногда
специально
завести
не
туда.
Поэтому
нужно
рассчитывать
на
самого
себя.
Однако
иногда
мы
привлекаем
людей,
которые
помогают
нам
в
организации
и
планировании
концертов.
А
что
делать?
Очень
много
мест,
где
можно
было
бы
устроить
отличный
концерт.
В
общем,
у
нас
есть
люди,
которые
отвечают
за
логистику
тура,
организацию
мероприятия
на
местах.
Но
общее
управление
я
оставляю
за
собой,
стараюсь
контролировать
сам
процесс.
–
Вам
не
трудно?
–
Привык.
Я
это
уже
годами
делаю.
–
У
вас
есть
какие-то
особенные
требования
по
райдеру во время концертов?
–
Да
ничего
там
особенного
нет.
Просим,
чтобы
были
комнаты
для
некурящих,
вместительные
кровати...
Просто
чтобы
было
комфортно
–
и
все.
Райдеры
у
нас
достаточно
скромные, ничего экзотического там нет. Однажды какая-то газета
написала,
что
мы
требуем
в
гримерках
обязательно
наличие
живых
роз.
Нас
тогда
это
немного
удивило.
Дело
в
том,
что
просто
мы
как-то
работали
номер
из
мюзикла
«Нотр-Дам
де
Пари»,
и
роза
–
одна
единственная!
–
выступала
в
качестве
сценического
аксессуара.
–
Чем
обычно
вы
занимаетесь
в
свободное
время?
–
Какое
свободное
время?
Откуда
оно?
Его
очень
мало
у
нас.
Знаете,
сейчас
ехали
в
Краснодар,
и
некоторые
наши
артисты
по
телефону
столько
личных
проблем
умудрились
решить!
И
неудивительно:
по-другому
не
получается
–
мы
постоянно
в
разъездах.
А
представьте,
когда
еще
и
мобильник
не
берет,
и
нет
покрытия
–
кошмар!
Правда
за
последние
три-четыре
года
с
этим
в
стране
стало
гораздо
лучше.
–
Вы
очень
много
лет
вместе.
Еще
не
устали
друг
от
друга?
–
Понимаете,
мы
достаточно
взрослые
люди,
причем
примерно
одного
возраста
(нам
где-то
по
37–40
лет),
и
мы
серьезно
относимся
к
тому,
чем
занимаемся.
Конечно,
интересы
у
всех
у
нас
разные,
каждый
живет
своими
идеями,
проблемами,
моментами,
однако
мы
все
любим
свое
дело.
Так
что
конфликтов
между
нами
не
возникает,
а
споры
возможны
только
творческие.
От
всего,
что
нам
мешает,
что
разрушает,
мы
стара-
емся
избавиться
моментально.
Weekend
благодарит
«Связь-банк»
за
помощь
в
организации
интервью.
Евгений
Курлович
«На
юге
выходной»,
№
51,
декабрь
2007
Источник
|