Когда
поет
«турецкий»
хор
Не
прошло
и
полгода,
а
мы
уже
успели
соскучиться...
Уезжая
после
концерта
в
марте,
руководитель
хора
Михаил
Турецкий
клятвенно
пообещал
вернуться.
И
вот
–
вернулся!
И
снова
Дворец
культуры
забит
под
завязку:
это
же
надо
–
в
дни
фестиваля
«Музыкальная
осень»
такой
вот
подарок!
Хор
Турецкого временно пребывал в неполном составе. Коллектив покинул
солист
Артур
Кейш,
и
его
отсутствие
было
весьма
заметным.
Но
ничего,
справлялись...
Концерт
начался,
как
и
всегда,
весьма
эффектно.
Салонная
музыка
ХVII
века.
Артисты
все
«в
образе».
Лица
прикрывают
венецианские
маски,
полупоклоны,
изящные
пируэты,
кисти
рук
прикрыты
гламурными
манжетами.
Все
великолепно,
вот
тенор-альтино
Михаил
Кузнецов,
что
называется,
тот,
кто
нужен.
Его
высокий
голос,
вибрации
где-то
за
гранью...
Думаю,
что,
некоторые
наши
оперные
дивы
тихо
завидуют
силе
и
красоте
этого
не
мужского,
но
и
не
женского
тембра.
Да
что
дивы?
Думаю,
что
если
бы
Михаил
встретился
со
знаменитым
Фаринелли-кастратом,
в
чьи
одежки
так
любят
сейчас
рядиться
некоторые
«попсовые»
певцы,
последний
бы
решил,
что
все:
петь
он
никогда
не
будет.
Тоже
от
зависти.
Зато
для
любителей
классической
музыки
появился
повод
для
сравнения.
«Лакримоза».
Реквием,
написанный
жизнерадостным
Моцартом
на
закате
жизни.
Закатом
смерть
в
30
с
небольшим
лет
назвать
трудновато,
но
вот
то что умер Моцарт не от рук Сальери, уже давно не тайна. За
несколько
лет
до
гибели
его
начало
преследовать
видение:
человек
в
сером. Он являлся ему всюду: среди оркестрантов, на парковых
аллеях,
в
свите
какого-нибудь
вельможи...
Однажды
человек
в
сером
плаще
пришел-таки
к
композитору
с
просьбой
написать
реквием
на
смерть
любимой
жены.
Это
произведение
и
стало
последним
и
недописанным.
Практически
все
оперы
мира
исполняют
знаменитую
«Слезную»
-
«Лакримозу».
И
вряд
ли
кто-то
из
этих
хоров
исполняет
ее
лучше,
чем
хор
Михаила
Турецкого.
Потому
что
здесь
нет
женских
голосов,
и
оттого
и
так
скорбное
пение
становится
невыносимым.
Концерт
хора
под
управлением
Михаила
Турецкого
–
это
шоу
с
хорошо
продуманным
сценарием.
Ну представьте себе: церковное пение, арии из опер, народная
музыка
и...
«В
хоккей
играют
настоящие
мужчины!»
Странноватый
подбор,
не
правда
ли?
Но
в
том-то
и
«фишка»,
как
говорит
сам
Михаил
Борисович.
На
импровизированной
пресс-конференции
по
окончании
концерта
ему
задали
вопрос
о
всеядности
в
музыке.
«Ну
да,
мы
всеядны!
И
это
наш
плюс:
доносить
слушателю
ту
музыку,
что
мы
сами
любим.
Причем
мы
можем
полюбить
и
хорал
синагоги,
и
блатную
музыку...
Во
всеядности
есть
масса
преимуществ».
У
хора
Турецкого
в
активе
личный
рекорд:
однажды
на
каком-то
концерте
пели
20
часов
подряд!
И
это
тоже
понятно:
отзвучали
последние
аккорды,
а
народ
стоит
стеной
и
аплодирует,
и
уходить
никуда
не
собирается.
Вот
уже
и
«Многая
лета»
спели,
вот
уже
и
раскланялись
в
сто
двадцатый
раз...
А
они
стоят!
Приходится
продолжать.
По
поводу
ухода
одного
из
самых
ярких
солистов
Артура
Кейша: «Сожалеем, но, увы, ничего здесь поделать нельзя. У
Артура
серьезное
заболевание,
нужно
беречь
себя.
А
с
нашим
гастрольным
графиком
разве
это
возможно?».
Хочет
ли
он
своим
дочкам
такой
судьбы
-
стать
артистками?
«Нет,
категорически
и
однозначно!
Будут
юристами,
адвокатами,
хоть
кем-нибудь,
но
в
эту
профессию
они
не
пойдут...
Вот,
кстати,
ювелиром
быть
неплохо...».
Очень
хорошая
новость:
книга
«Хормейстер»,
написанная
маэстро
Турецким,
вновь
будет
продаваться
на
концертах.
Книга
очень
интересная.
Не
только
и
не
столько
о
музыке,
сколько
об
отношении
к
жизни
человека,
сумевшего
создать
один
из
самых
удачных
мировых
«хоровых»
проектов.
Да
и
написана
весело:
евреи
могут
не
только
над
миром
смеяться,
но
и
над
собой...
И
неизвестно,
над
чем
громче.
Пока
уставшие
артисты
переодевались
и
собирались
в
поход
на
ужин,
случилось
маленькое
чудо.
За
кулисы
прошла
седенькая
маленькая
женщина
в
сопровождении
дочери.
Оказывается,
это
первая
учительница
Евгения
Кульмиса, баса-профундо. И вот этот
Евгений
как-то
сначала
растерялся,
а
потом
на
глазах
превратился
из
баса-профундо в обыкновенного ученика, маленького мальчика,
с
почтением
и
некоторой
боязнью
слушавшего
учителя.
Майя
Андреевна
Белова
учила
Женьку
в
Челябинске,
потом
переехала
с
мужем-военным
в
наши
края,
и
тут
вот
встретила
«абсолютно
положительного
моего
Женечку
Кульмиса»...
Вот
так.
И
пока
есть
наши
учителя
и
родители
–
мы
защищены
от
вечности,
правда
же?
За
кулисами
тихо.
Вокруг
Михаила
Кузнецова,
одиноко
стоявшего
после
«закулисья», собираются группками поклонницы. Он разговаривает
то
с
одними,
то
с
другими,
и
никак
не
хочет
уходить
со
сцены.
Уже
хористы
ему:
«Ми-ша!
Ми-ша!..» - «Вы не представляете,
как
у
вас
хорошо...
Тепло!..
Мы
же
из
такого
холода
уехали,
а
тут
просто
снова
лето...
Люблю
я
лето!»
-
«Миша!
Да
иди
уже
скорей!!!»
И
хор
Турецкого
уехал...
Но
обещал
вернуться.
Наталья
Буняева
«Вечерний
Ставрополь»,
№
188,
17
октября
2007
Источник
Назад
в
"Статьи"