Михаил
Турецкий:
Искусству
помогают
не
для
того,
чтобы
засветиться
Завтра
и
послезавтра
во
дворце
«Украина»
презентует
свою
новую
программу
«Аллилуйя
любви»
арт-группа
«Хор
Турецкого».
Как
всегда,
это
будет
слияние
классических,
эстрадных
и
роковых
хитов
—
от
произведений
Александра
Бородина
до
песен
группы
Kiss.
Вопрос:
В
предыдущих
программах
хор
всегда
исполнял
«Молитву
о
мире».
На
нынешних
концертах
вы
решили
молиться
любви?
Ответ:
Любовь
—
это
чувство
всеобъемлющее
и
основополагающее,
оно
лежит
в
основе
всей
жизни.
И
наша
программа
«Аллилуйя
любви»
отражает
различные
грани
этого
чувства
—
начиная
от
любви
к
женщине
и
заканчивая
любовью
к
богу.
В:
Новая
программа
—
нечто
новое
в
вашем
творчестве
или
эволюционное
развитие
предыдущего?
О:
Мы
продолжаем
развиваться
в
том
оригинальном
стиле,
который
сами
создали.
В
этом
плане
изменений
нет.
А
вот
наполнение
концерта
обновилось
глобально
—
из
предыдущих
программ
осталось
не
более
20%.
Это
всеми
любимые
композиции,
которые
нас
всегда
просят
исполнить.
Есть
классические
вещи,
которым
мы
придали
новое
звучание
нашей
аранжировкой.
«Если
б
не
было
тебя»
Джо
Дассена
начинается
«Половецкими
плясками»
Бородина
—
получилась
очень
необычная,
свежая
и
нежная
вещь.
Прозвучат
композиции
из
Scorpions
и
Ricardo
Folly
в
новом
формате,
много
будет
танцевальной
музыки.
Наше
арт-шоу
мы
сделали
вместе
с
талантливым
хореографом
Егором
Дружининым,
а
режиссером-постановщиком
программы
выступил
Алексей
Сеченов.
В:
В
ваших
композициях
часто
чувствуется
некая
ирония,
а
порой
и
провокация.
Над
кем
смеетесь?
О:
Самоирония
—
это
наш
принцип
существования
в
искусстве.
Мы
любим
чуть-чуть
посмеяться
над
собой,
над
своей
важностью,
над
своим
пафосом.
Этот
стиль
очень
симпатичен
публике,
да
и
нам
тоже.
В:
Ваши
шутки
и
ремарки
по
ходу
программы
принесли
вам
славу
человека
с
чувством
юмора.
А
бывают
ситуации,
когда
вам
не
до
смеха?
О:
При
том
плотном
графике,
в
котором
работает
наш
коллектив,
приходится
ко
всему
относиться
очень
серьезно.
Недавно
по
дороге
из
Череповца
в
Вологду
перевернулась
наша
машина
с
аппаратурой.
Никто
не
пострадал.
Но
чтобы
поднять
фуру,
пришлось
ее
разгружать,
и
все
это
в
жуткую
погоду.
Удивительно,
но
все
осталось
исправным.
Концерт
начался
с
большим
опозданием.
Конечно,
мы
и
а
капелла
на
сцене
можем
все
спеть.
У
нас
был
случай,
когда
ночью
на
площади
Сан-Марко
в
Венеции
нам
не
разрешили
использовать
аппаратуру.
И
тогда
выступление
удалось.
Но
все
же
наши
концерты
—
это
не
только
вокал,
а
программа,
наполненная
шоу-технологиями
—
хороший
свет,
качественный
звук,
видеоряд.
В:
Вы
не
забываете
упоминать,
что
у
некоторых
ваших
солистов
украинские
корни?
Правда,
во
втором
поколении.
О:
Да,
у
Михаила
Кузнецова,
обладателя
уникального
голоса
тенор-альтино, мама родом из Украины. Он пел одну из ведущих
партий
в
нашей
прошлогодней
композиции
из
украинских
классических
произведений.
В
этом
году
мы
продолжаем
тему
—
«Червона
рута»
с
вставкой
из
репертуара
Kiss.
Кстати,
эти
украинские
композиции
пользуются
горячей
поддержкой
слушателей
и
за
пределами
Украины.
У
нас
есть
желание
спеть
что-нибудь
с
вашим
артистом,
который
лучше
понимает
направление
движения
и
музыкальные
вкусы
данной
территории.
Но
мы
пока
не
реализовали
этот
проект.
В:
В
произведениях
хора
есть
композиции,
где
встречаются
русскоязычные
вкрапления
в
иностранные
тексты
и
удачные
оригинальные
вставки.
Кто
для
вас
пишет?
О:
У
нас
есть
свой
замечательный
скорее
не
переводчик,
а
поэт
Евгений
Кульмис.
Он
не
транслирует
на
русский
язык
иностранную
поэзию,
он
ее
ощущает
и
пишет
стихи,
совпадающие
по
духу
и
настроению
с
первоисточником.
Причем
это
не
вычурные
синонимы,
а
точно
переданное
содержание,
представленное
в
удобной
для
вокального
исполнения
форме.
Его
любимый
жанр
—
гротеск,
или
стеб
на
злобу
дня.
В:
Полгода
назад
коллектив
покинул
Артур
Кейш.
Как
вписался
в
коллектив
Константин
Кабо?
О:
Уход
Кейша
из-за
проблем
со
здоровьем
был
внезапным.
И
мы
думали,
что
это
станет
ощутимым
ударом,
но
нам
повезло.
Я
вообще
уверен,
что
у
нашего
хора
есть
благословение
свыше.
Буквально
тут
же
мы
нашли
замену
—
Константина
Кабо,
человека
с
похожим
амплуа
и
по
духу
близкого
к
тому,
кто
там
был.
Константин
оказался
полностью
в
нашей
эстетике
и
изначально
вписывался
своим
типажом.
Только
он
более
драйвовый,
он
еще
не
устал
от
сцены,
ему
еще
всего
хочется.
Он
оказался
гениальным
парнем,
у
которого
к
тому
же
был
сценический
опыт
работы
в
мюзиклах.
Константин
окончил
хоровое
училище
им.
Свешникова,
как
и
большинство
хористов,
и
мы
с
ним
говорим
на
одном
языке.
А
потом
он
учился
в
ГИТИС,
где
овладел
актерским
мастерством.
Сейчас
в
программе
это
очень
помогает.
Когда
Константин
попал
в
коллектив,
он
безумно
хотел
оказаться
уместным,
вписаться.
Мы
ему
дали
помощника,
и
Кабо
днем
и
ночью
осваивал
репертуар.
За
два
месяца
он
вошел
в
основную
репертуарную
часть,
а
через
полгода
стал
неотъемлемой
и
очень
гармоничной
частью
коллектива.
Константин
шикарно
работает.
В:
Продюсирование
и
творческая
работа
на
сцене
—
очень
разноплановые
виды
деятельности.
Не
мешает
ли
одно
другому
и
как
вам
удается
совмещать
это?
О:
Заниматься
и
тем,
и
другим
одновременно
сложно,
но
я
к
этому
привык.
Когда
я
как
продюсер
должен
находиться
в
зале
и
общаться,
я
на
сцене.
Но
с
другой
стороны,
я
точно
чувствую,
что
нужно
продвигать,
на
чем
делать
акцент.
Никто
посторонний
так
артиста
не
поймет
и
не
подаст
в
таком
ключе,
как
он
сам.
Так
что
в
совмещении
плюсов
тоже
много.
В:
На
каждом
вашем
концерте
вы
заявляете,
что
хор
выступает
без
спонсоров
и
вне
политики.
Но
в
начале
деятельности
вас
поддержал
Березовский.
О:
Да,
тогда
у
нас
не
было
ничего.
Березовский
помог
нам
выжить,
потом
Кобзон
согласился
взять
хор
в
свой
прощальный
тур.
На
концерте
Иосифа
Давидовича
нас
услышал
Лужков,
а
после
этого
группа
получила
статус
государственного
коллектива.
В
это
время
нас
иногда
поддерживал
медиа-магнат Гусинский. Всем, кто нам помог, мы очень признательны.
Сейчас
арт-группа
финансово
независима.
До
этого
10
лет
репетировали
в
подвале,
своей
студии
до
сих
пор
нет,
и
офис
у
нас
весьма
скромный.
А
затратная
часть
наших
концертов
огромна.
В:
Сейчас
«Хору
Турецкого»
уже
не
нужна
поддержка
мецената?
О:
Конечно,
нужна!
Искусство
всегда
нуждается
в
меценатах.
Тогда
можно
чувствовать
себя
свободнее
и,
естественно,
достичь
большего.
Для
меня
показателен
пример
американской
Metropolitan
Opera. Казалось бы, процветающий прославленный театр, но он
не
отказывается
от
финансирования,
у
него
множество
спонсоров.
На
каждом
концерте
раздают
программку
—
книжечку,
в
которой
указаны
фамилии
тех,
кто
им
пожертвовал
деньги.
Показательно,
что
в
верхней
части
списка,
где
суммы
достигают
миллионов
долларов,
много
анонимных
жертвователей.
Значит,
люди
делают
это
не
для
того,
чтобы
засветить
свою
фамилию,
а
действительно
бескорыстно.
Мы
хотим
создать
хоровую
студию
для
одаренных
детей
и
сделать
обучение
в
ней
бесплатным.
Тогда
в
этой
школе
смогут
учиться
талантливые
ребята,
а
не
отпрыски
олигархов.
И
хорошо,
если
такая
школа
будет
находиться
в
одном
помещении
с
нашей
студией.
Михаил
Борисович
Турецкий
(Эпштейн)
родился
в
1962
г.
в
Москве
в
еврейской
семье
выходцев
из
Беларуси.
В
свое
время
работал
грузчиком
в
магазине,
сторожем,
ресторанным
музыкантом,
дирижером
детской
капеллы,
руководителем
ансамбля
политической
песни,
дирижером
симфонического
оркестра.
Закончил
дирижерско-хоровой
факультет
института
им.
Гнесиных.
В
1989
г.
создал
при
московской
хоральной
синагоге
мужской
камерный
еврейский
хор,
который
в
дальнейшем
трансформировался
в
арт-группу
«Хор
Турецкого».
В
1994
г.
награжден
«Золотой
короной
канторов
мира».
В
2002
г.
присвоено
звание
«Заслуженный
артист
России».
Женат на американке Лиане, с которой познакомился во время
гастролей
в
США.
Имеет
трех
дочерей
—
Наталью
(от
первого
брака.
Первая
супруга
погибла
16
лет
назад),
Сарину и Эммануэль. Любит быструю езду, горные лыжи.
Инесса
Чернецкая
"Экономические
известия",
№
58,
1
апреля
2008
Источник
Назад
в
"Статьи"