Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Любовь без вопросов

Музыка, которую они исполняют, не вписывается ни в какие привычные рамки. И есть определенная категория людей, которая умудряется находить в таком творческом подходе не только плюсы, но и минусы. Некоторые ожидают от такого яркого, без преувеличения уникального коллектива каких-то умышленно сложных вещей, обвиняя его в том, что, будучи составленным из профессиональных музыкантов, он  скатился до уровня деревенской свадьбы.

Наш ответ хулителям только один – не завидуйте. Это же прекрасно, что в России существуют музыканты, которые могут разделять в сознании людей понятия «популярная музыка» и попса. Сами солисты «хора Турецкого» считают, что они исполняют шлягеры, а не попсу. Действительно,  между этими понятиями есть существенная разница. Ведь и Чайковский в свое время был очень популярен, и Бородин, и Верди, а Моцарт, наше австрийское солнце, по мнению музыкальной критики того времени, вообще был кабацким, простонародным композитором.

Музыканты «Хора Турецкого» нашли свою нишу на эстраде. Ту, в которую никто не верил. И многие до сих пор не понимают, как этим десяти людям удалось стать такими востребованными с такой, по-своему непростой, подачей материала, пусть и популярного. Ведь и еврейская музыка, и оперные партии в их исполнении слушаются с не меньшим восторгом, чем перепетые коллективом шлягеры нашего времени. Ставят ли перед собой музыканты хора Турецкого не только развлекательные задачи, считают ли, что имеют возможность научить слушателей воспринимать боле сложную музыку – вот в чем вопрос. Сами музыканты уверенно отвечают на него – «да». 

Музыкальный коллектив  приехал в Новосибирск  с новой программой «Аллилуйя любви». В ней было много знакомых по прежним программам произведений, среди которых и обязательная «Хава Нагила» - гордость коллектива и единственное произведение, сохранившееся от синагогского прошлого.  И  последний реверанс в сторону оставленного, но не забытого акапельного пения – шлягер «Мы вам честно сказать хотим». И, конечно, любимая многими, хоть и идеологически обоснованная, композиция о спорте. 

Разумеется, в программе появились и новые произведения. Во-первых, попурри на произведения украинских авторов. Во-вторых, несколько музыкальных произведений, написанных специально для «Хора турецкого».

По мнению самих музыкантов коллектива, главная прелесть и уникальность их творчества в том, что ни играют музыку на любой вкус. Практически каждый слушатель может найти что-то интересное для себя. Кстати, на  концерте был замечен губернатор области Виктор Толоконский, который известен пристрастием к совсем другой музыке, что лишний раз доказывает тезис, приведенный выше.

Сам Михаил Турецкий, анонсируя новую программу, представлял ее как «четыре века музыкальной истории». Солист хора Евгений Кульмис подчеркивает, что это программа именно о любви, просто о любви к разным вещам, но, в первую очередь, конечно же, о любви к музыке. Правда, понятно это становится только к самому концу представления.

Новые номера интересны и зажигательны. Вообще,  все творчество коллектива славится интересными находками, неожиданными аллюзиями, цитатами и отсылками к другим произведениям и стилям. И всегда это неожиданно и занимательно. Например, когда из звуков всем известной мелодии из кинофильма «Неуловимые мстители» органично выстраивается в не менее известный саундтрек к бондиане и переходит в битловские композиции, чтобы опять вернуться к «По коням, по коням» - это завораживает. Трудно перечислись все музыкальные произведения, которые так или иначе, полностью или только в виде ссылки прозвучали в программе «Аллилуйя любви».

Особых сюрпризов концерт не преподнес. Как всегда потрясающе звучат рядом Евгений Кульмис  и Михаил Кузнецов, это противопоставления тенора-альтино, самого высокого мужского тембра, басу-профундо, самому низкому. Когда слушаешь Евгения Кульмиса и при этом видишь его, неподготовленного слушателя охватывает вполне понятное недоумение. Евгений - человек невысокий и достаточно субтильный. Как ему удается извлекать из себя звуки подобной глубины и силы, такие,  что вибрирует диафрагма у зрителей на третьем ярусе - загадка природы. И очень хорошо, что наша задача не разгадывать ее, а просто наслаждаться этими уникальными вокальными возможностями.  Как всегда, прекрасен и  романтичен любимец женской аудитории Олег Бляхорчук, брутален и неудержим Евгений Тулинов.

В горячке концерта Михаил Турецкий назвал свой коллектив «единственным танцующим хором в мире». И в чем–то он прав. Сам Турецкий много острил, рассказывал интересные подробности об исполняемых произведениях и старался вызвать зал на контакт. Зал на контакт упорно не шел. Раскачать инертную массу зрителей удалось только к самому концу первого отделения,  но во время антракта зрители взяли себя в руки, и музыкантам пришлось начинать все с начала. И вот уже когда к середине второго отделения, использовав все запрещенные приемы, включая вызов зрителей на сцену для совместных танцев, опытные музыканты смогли «зажечь» публику. Та наконец–то сдалась и просто начала получать удовольствие от шоу. Правда, такое заигрывание со зрительным залом, как приведенные выше танцы и прием «споемте, друзья», некоторым присутствующим на концерте казалось раздражающими и абсолютно лишним. Но кто и когда слушал этих зануд, которые не хотят чтоб рядом  с ними играли в кораоке?

Не обошлось и без досадных недоразумений. Однако  поломка микрофона и прочие технические неудобства всегда присущи выступлениям, на которых люди играют вживую, будь то музыка, театр или спорт. Кстати, пользуясь спортивной терминологией, можно сказать, что «в команде чувствовалась усталость». Понятно, что гастрольный график у коллектива очень насыщенный и работают музыканты практически на износ, но ведь в каждом городе их слушатели ждут от них феерии, которыми и славится этот коллектив. Поклонникам уже не достаточно просто профессиональной работы. Трудно говорить, что музыканты в Новосибирске «отбывали номер», потому, что в Москве их лично я не видела ни разу и мне не с чем сравнивать. Но какая–то усталость, несмотря на яркое шоу, все-таки проскальзывала и в исполнении, и в общении музыкантов друг с другом. Трех часов, конечно, мало, чтоб вместить все вокальные возможности и музыкальные идеи солистов хора. Это такой закон природы: все и сразу  бывает только в сказках, и то с плохим концом. А финал программы «Аллилуйя любви» был каким угодно, но не плохим.

Приятно, что есть такой коллектив. Конечно, лично мне хочется, чтоб они исполняли больше сложных вещей с непростыми аранжировками и позволили в полной мере насладиться уникальными возможностями такого творческого союза. Но это мне. Ведь на вкус и цвет… А среди слушателей этой концертной программы были и такие, которые  с нетерпением ждали, когда окончится эта оперно- джазовая тягомотина и начнутся наконец реальные вещи. Правда, были. Я сама их видела. И это – тоже хорошо.

Дарья Галкина
Культура СИ (Культурная революция Сибири),
19 октября 2007 г.
Источник

Hosted by uCoz