Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Хор Турецкого на радио «Лемма» (Приморье)

- Мы очень рады приветствовать в студии радио «Лемма» заслуженного артиста России, создателя, дирижера всемирно известной арт-группы «Хор Турецкого» Михаила Борисовича Турецкого. Здравствуйте!

- Здравствуйте! Спасибо, что пригласили!

- Спасибо, что пришли к нам! Когда собиралась представлять вас, мне очень часто хотелось сказать слово «уникальный»… Это так? Вы сами себя, с момента создания, чувствуете уникальным музыкальным продуктом?

- Знаете, себя, конечно, можно чувствовать - главное, чтобы люди, к которым ты выходишь на концертной площадке, чувствовали, что ты такой особенный, ни на что не похожий. Потому что артист должен не думать о собственной уникальности, он должен работать, творить, создавать новые красивые музыкальные проекты, а оценка творчества, уникальности и качества, которое он выдает - это всенародная любовь и публика, которая ходит на концерты. Оценка уникальности идет от людей. Люди говорят: «Это ни на что не похожий концерт».

- Михаил, Вы хотите сказать, что не имея собственных уникальных ощущений, можно добиться ответной, не уникальной реакции зрителя?

- Ну хорошо, вынудили, вынудили - уникальный продукт, ни на что не похожий. В мире это не имеет никаких аналогов. Хор, который движется, где каждый человек работает, имеет штучный голос, прекрасные актерские и внешние данные, поющий практически все - от арий Пуччини в современных аранжировках, через джазовые стандарты, через популярную музыку и фолк к шансону, к «Мурке». Это некая всеядность и такое разнообразие, которое на концерте дает ощущение «одного дыхания» - людям не бывает скучно, они не успевают устать.

- Михаил, вопрос фактурный, который требуется, поскольку вы во Владивостоке впервые: Как Вы создали форму этого уникального коллектива?

- Сначала это была классическая модель, это был классический хор, исполнявший духовную музыку. Но, так как подобрались талантливые люди, «горевшие» энтузиазмом, молодые, хотевшие сказать свое слово в искусстве, свое слово в музыке, мы из классики стали тихо «мутировать». Мы стали переходить в новые жанры, стили, эпохи и направления. Стали объединять в своих произведениях разную музыку.

- «Мутация» была вынужденной, сознательной или просто, такая идея родилась на тот момент?

- Знаете, просто высокообразованным музыкантам стало скучно в рамках одной культуры - только классической. У нас были разносторонние интересы, мы очень хорошо знали классику, мы все имеем высшее музыкальное образование - нет ни одного человека, который имеет хотя бы среднее.

- А опыт? Какой опыт был у участников?

- В тот момент опыт был небольшой, но коллектив уже давно существует, мы искали и нашли некую форму, демократичную и яркую, ни на что не похожую. В тот момент шесть человек только закончили Российскую Академию музыки, двое - Белорусскую консерваторию в Минске и двое - Московскую консерваторию. Это - люди классики, занимавшиеся только классическим пением.

- Но это большая ответственность?

- Да, сначала мои солисты говорили мне: «Михаил Борисович, Вы хотите от нас невозможного, этого в природе не существует, мы ломаем себе голоса». А я им говорю: «Попробуйте, будете первыми».

- А только ли голоса приходилось ломать?

- Психологию, внутренний драйв. У классического музицирования одно мироощущение, у эстрадного - совсем другое. Мы объединили эти противоречивые музыкальные мировоззрения в единое, очень органичное искусство.

- У нас в гостях Заслуженный артист России, создатель, дирижер арт группы «Хор Турецкого» Михаил Турецкий. Завтра, 18 августа в ДКМ не пропустите - 10 голосов, которые покорили мир. Михаил, очень интересно было еще и то, что это был Нью-Йорк, другая почва. Одно дело - сломать себя, сломать мастерство во имя идеи, но надо еще и прорасти на другой почве…

- Да, это не просто. Нью-Йорк - это город контрастов, это город, в котором есть предложение со всего мира. В Нью-Йорк многие хотят попасть. Я знаю многих людей, которые, кстати, из Владивостока приезжают в Сиэтл и в Нью-Йорк жить имея какие-то таланты. Людям нравится Америка. Другое дело - сейчас многое меняется, люди стали ценить свою Родину и уже во Владивостоке, и в Санкт-Петербурге, и в разных городах люди пытаются построить и наладить свою красивую, индивидуальную, оригинальную жизнь. Но эта эпоха девяностых годов дала нам нью-йоркскую почву, мы смогли там многому научиться, подсмотреть, сделать для себя какие-то открытия, а потом объединить это все в собственном мозгу, в собственном сердце и сделать новый продукт.

- Что интересно, Михаил, хор начинал формироваться там, но ведь изменения какие-то происходили с ним и здесь, в России, когда он уже пришел готовым, вот таким уникальным?

- Основные изменения произошли уже здесь.

- А что здесь, сейчас в России мешало бы создать подобного рода уникальные продукты?

- Ну почему, это было создано-то здесь, а там крепло и развивалось. А создано было здесь, в Москве, в конце 80-х - начале 90-х годов. Просто, я Вам говорю, как это было. Сначала это был просто классический коллектив, классический мужской хор, в котором было 16 мужчин. А дальше все стало меняться. Например, такое количество мужчин на сцене, если у каждого микрофон - это слишком много. Происходили разного рода изменения. Почему «Доктор Ватсон» - это четыре человека, почему группа «Queen» - это пять человек на сцене, почему «The Beatles» - четыре? Почему не больше? Почему группа «Блестящие» - это три человека? Как формируется? Это искусство, очень трудно понять его природу, это такое мироощущение артистов. Нам удобно работать, когда нас 10 человек. Тогда мы можем сделать на сцене все, что существует в музыкальной природе вообще. Именно вдесятером, именно то, что у нас нет женщин…

- Кстати, почему?

- Потому что у нас есть тенор альтино - высочайший мужской голос. Вы, когда слышите некоторые наши произведения думаете, что там может быть женщина, а там нет ни одной женщины, там все мужчины. У нас есть низкие голоса, бас профундо, который дает фундамент, основу. У нас есть попсовые тенора, эстрадные тенора и есть тенор альтино - вообще уникальный голос в бывшем Союзе. Это высочайший голос, когда это абсолютно straight-мужчина, который любит женщин, не кастрированный, абсолютно натуральный, но имеет такую природу голоса, что это между мужчиной и женщиной. Он поет не фальцетом, как, скажем, Пресняков или Витас, он поет так своим голосом, реальным, на опоре.

- Скажите пожалуйста, арт-группа «Хор Турецкого» во главе с Михаилом Турецким может сказать, что они все из одной природы, из одной ткани?

- Нет, и это было бы ненормально. (смеется) Мы все разные, но мы вместе. (смеется)

- Вы уникальные, вы действительно в этом времени, в этом течении и, наверное, с этим продуктом. Вы, когда сюда ехали, это сложно организовывается все?

- У нас сейчас идет концертный тур, он начался с Комсомольска-на-Амуре, где мы дали три концерта, один из которых был на стадионе, для коллектива это было впервые, культурный шок для нас. Мы не думали, что мы можем работать на стадионе, потому что мы все-таки для концертных залов, нам нужна атмосфера. На открытом воздухе, 15 тысяч человек - это непросто. Мы для себя открыли, что для нас нет закрытых площадок. Когда 400 человек выбежало на стадион танцевать под нас и когда люди просто начинали беситься, мы хотели с этого стадиона уехать. Если бы мы не заскочили в машину, нас бы порвали там. (смеется) У публики был просто экстаз.

- Кстати, про публику. Публика-то очень дифференцированная, разный возраст, разное положение, что это за публика, как вы ее чувствуете?

- Мы на площади Сан-Марко в Венеции ночью, потому что карабинеры итальянские не разрешали включить аппаратуру, работали час без микрофонов, прямо на площади, 19 июля. Был такой заказ, такая публика там, которая хотела такой концерт. Мы выстояли под открытым небом, вы себе представьте площадь Сан-Марко - у нее большой объем, звук «улетает». Но все равно, мощь голосов такая, что хватило звука без купола, без крыши, без микрофонов и без музыкального сопровождения, это искусство называется А-капелла, чтобы произошел такой концерт, который был действительно уникальным. Мы можем выступать без микрофонов и с микрофонами, на стадионах, в больших концертных залах, в Кремлевском дворце съездов, в зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, в Карнеги-холл в Нью-Йорке - это наша гордость, это площадка № 1. Там очень строгий кастинг - ты приносишь свои музыкальные материалы, свое видео, свои рецензии, свои статьи, пока тебя профсоюз не пустить в этот зал. Только лучшие в мире коллективы могут взойти на эту сцену, самые знаменитые имена. Поэтому сегодня мы знаем, как работать с любой публикой, мы нашли демократичную модель исповеди, чтобы людям было не скучно, не их хотим развлечь, но мы хотим и посеять что-то в их сердцах и душах. Нам важно, чтобы через 40 минут после мероприятия или концерта люди нас не забыли.

- Михаил, Вы говорите с очень большим напором, с большой серьезностью, так говорят люди, которым действительно надо было к этому прийти, к разным этапам своего творчества, которые преодолевают эти этапы. Что будет завтра, 18 августа? Дай бог, Дворец Культуры Моряков выдержит… (смеются)

- Вчера Хабаровск 15 минут стоял, не отпускал коллектив. Владивосток - город культурный, разноплановый, видно по людям - мы ходим по улицам, видим, какие люди здесь живут. Я думаю, что мы сделаем очень разнообразную программу, в которую войдет итальянская оперная классика в современной обработке, джазовые стандарты, русская, еврейская, французская, разная популярная музыка эпохи 70-80-х, включая итальянскую. У нас есть очень интересное попурри из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» - оно вызывает очень живой отклик. Там есть кусочек «Belle», всего 20 секунд, его поет бас профундо, таким голосом а-ля Барри Уайт - женщины начинают тихо сатанеть в своих креслах от его голоса. (смеется) Очень низкий голос - бас профундо. Будет фолк, будут разного рода попурри из песен бывшего Советского Союза.

- «Наш паровоз» будет?

- «Наш паровоз» вряд ли, мы поменяли его на «Наш самолет» для Су-27 в Комсомольске-на-Амуре… (смеются)

- Может Владивосток заслужит «Наш пароход»… (смеются)

- Вы дали нам еще одну идею!

- Я очень надеюсь, что эта идея может быть применима, пускай в шуточной форме. Завтра, 18 августа, во Дворце Культуры Моряков выступают 10 голосов, которые покорили мир. «Хор Турецкого» - не пропустите! Вы очень красиво дирижируете энергией - это чувствуется. Я представляю, как Вы дирижируете своей арт-группой. Удачно Вам выступить, спасибо огромное, что пришли. Желаю, чтобы этапы, которые Вы преодолеваете, Ваша гордость была очевидной для всех и о ней нужно было говорить. Это был заслуженный артист России Михаил Борисович Турецкий.

- Спасибо!

 Ведущая Катя Капитанова
17 августа 2004 г.
Источник

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz