О
чем поет «Хор Турецкого»
«Мы
не выбираем между эстрадой и классикой, мы стараемся объединить
эти два направления и создать классическое эстрадное шоу». Так говорит
Михаил Турецкий, заслуженный артист России, художественный руководитель
и дирижер всемирно известной арт-группы
«Хор Турецкого».
Маленький
исторический экскурс: дебют коллектива состоялся в 1990 году в филармонических
залах Таллинна и Калининграда. И, как это часто бывает, уже через
два года концертная программа хора получила международное признание,
а его основатель был удостоен высшей награды Американской ассоциации
музыкального искусства — ордена «Золотая корона». На протяжении
почти 17 лет артисты с неизменным успехом выступают на лучших площадках
России и мира, превращая каждый концерт в яркое шоу. Смена костюмов,
радужная дымовая завеса, грамотная, профессиональная обработка звука…
Хотя, как отмечает сам Турецкий, «мы можем выйти в простых
рубашках, без декораций, без нормального света и даже без микрофонов.
И все равно наш зритель получит удовольствие от концерта».
Сказано
совершенно справедливо: залог успеха исполнителя — прежде всего
в его голосовых данных, степени профессионализма, эффектном и глубоком
подборе программы. Все это у «Хора Турецкого» наличествует. Десять
голосов, представляющих всю палитру природных мужских тембров —
от баса-профундо (на октаву ниже обычного баса) до редчайшего,
действительно взрывающего сознание голоса на стыке мужского и женского
вокалов, позволяющего петь оперные партии для колоратурного сопрано,
— тенора-альтино. Четыре с половиной октавы общего диапазона,
пение только вживую — с аккомпанементом или a
capella. Десять языков мира в репертуаре, и каком! От восторженных
интонаций уйти просто невозможно.
Удивительный
артистизм и тонкое чувство музыкального материала позволили «Хору
Турецкого» занять исключительную нишу в мировой эстраде — фьюжн
(читай: слияние, переплетение) музыкального наследия человечества
последних шести столетий (в орловском варианте — четырех). Именно
слияние: в исполнении хора звучат классические оперные арии и роковые
композиции, хиты мировой и советской эстрады и русские народные
песни, духовная музыка и городские романсы, джаз и милый русскому
сердцу «блатняк».
Почти во всем — изящные обработки: одно только выпевание
таких декоративных элементов доставляет слушателю несказанное удовольствие.
Может,
об этом не стоило бы говорить в первую очередь, но орловский концерт
хора запомнился очень теплой атмосферой. Чувствовалось, что артисты
поют для публики, и именно для публики. Меняя стили и направления,
поражая слушателей контрастами звучания, «турецкие» постепенно создавали
свой музыкальный портрет, в котором, конечно, были и какие-то новые
черты по сравнению с концертом прошлогодним. Совершенно очаровал
всех сам Михаил Турецкий, неизменно дававший колоритные пояснения
по ходу выступления. «Неблагодарное искусство — много возни и мало
аплодисментов...», — полушутя заявил руководитель арт-группы
после артистически исполненного оперного попурри на музыку Верди,
Вагнера, Моцарта, Гуно, Бизе. Понятно, какова была реакция зала.
«Музыка
всех времен и народов» — программа действительно удивительная. Она
позволяет слушателю заочно побывать в миланской Ла Скала, лондонском Ковент Гарден, парижской Гранд Опера, оценить
поразительные возможности человеческого голоса, погрузиться в ту
или иную эпоху со всеми ее музыкальными атрибутами: изящной манерностью
ли, как в арии Альмирены из оперы Генделя
«Ринальдо», строгой, одновременно глубокой
и легкой гармоничностью (исполненное без музыкального сопровождения
«Отче наш», пример духовного православного песнопения), джазовыми
мотивами «Песни старого извозчика» или заводными ритмами «битлов».
Полная замена оркестра — в «Полете шмеля»… Гордость хора, несомненно,
— знаменитая ария Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
в исполнении Михаила Кузнецова, вызвавшая бурю аплодисментов.
Не
менее восторженно публика встретила и вторую, интерактивную часть
программы: «Окрасился месяц багрянцем», «Лизавета» из фильма «Александр
Пархоменко», «Ходют кони» (о последней
композиции мне, правда, судить сложно: скорее, такую
ее обработку я однозначно не приняла), шикарный «Синий туман»…
А куплеты Бони из оперы Кальмана «Королева
чардаша», сопровождавшиеся эксклюзивным подарком хора прекрасным
дамам — непрофессиональным, но до ужаса милым мужским канканом!
А «Хава нагила»
с ее приседающими интонациями и стремительно нарастающим темпом
— суперхит всех времен и народов прямо
на языке пророков!..
К
сожалению, орловчане так и не дождались
исполнения некоторых вещей: хор Апостолов из всемирно известной
рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», «Let my people
go», «We are the champions»
из репертуара «Queen», обозначенные в
программе… Но что поделаешь — нельзя требовать всего и сразу.
…Расходились
(точнее, не желали расходиться) под прощальную песню из «Обыкновенного
чуда», толпились в фойе, громко делились впечатлениями, бойко разбирали
буклеты, охотились за автографами. А у меня было такое ощущение,
словно во всем мире вдруг выключили звук…
Конечно,
к подобной трактовке всемирного музыкального наследия можно отнестись
по-разному. Мол, смешали, опопсели, осовременивают
все подряд… Мне такая точка зрения не близка. Помните, как
в той рекламе — «вкус либо есть, либо его нет». С полной уверенностью
можно сказать: вкус — есть. Красота — есть. А значит, есть и настоящее
искусство.
«Орловский
вестник»
№ 11 (759), 22. 03. 2007