Деспот
Михаил Турецкий
Наверное, ни один хор в мире не смог добиться такой популярности, как
"Хор Турецкого". Секрет успеха коллектива не только в прекрасных голосах,
но и в репертуаре.
ОНИ поют все: и классическую оперу, и рок, и джаз, и даже шансон. Причем
двух одинаковых концертов у коллектива не бывает. Одну и ту же композицию
хористы каждый раз исполняют по-новому.
В Пензе "Хор Турецкого" выступил уже во второй раз. И вновь в зале не
было ни одного свободного места! Большинство зрителей - солидные мужчины
с супругами, увешанными драгоценностями. Стоимость билета в партер доходила
до 1600 рублей. Но зрелище того стоило.
Поговорить с самим Михаилом Турецким нам не удалось - мэтр не слишком
жалует журналистов. За весь коллектив отдувался солист Алекс Александров.
Ему 34 года, а в хоре он уже 16 лет, со дня основания!
- В начале 90-х мы приняли решение уехать в Штаты, - вспоминает Алекс.
- Обосновались в Майами, заключили контракт на два года и стали колесить
по Америке. А когда контракт закончился, вернулись в Россию. Честно
говоря, ехали не без опаски. Но когда Лужков присвоил коллективу статус
государственного, дышать стало намного легче.
Огорчает, что приходится сталкиваться с проявлениями национализма. Недавно
на гастролях в Курске антисемиты исписали своими лозунгами местный ДК,
где нам предстояло выступать.
- Михаил Турецкий как руководитель не слишком деспотичен?
- В его диктатуре - 70% общего успеха. Чуть слабину дашь - и все посыплется.
Нас девять человек, у каждого свой характер, свои заморочки...
- Кто составляет репертуар?
- Сам Турецкий. Упор делается на композиции, в которых есть смысл, а
не на песни Кати Лель или Глюкозы. К сожалению, современные поэты-песенники
над содержанием текстов не думают. Приходится брать песни прошлых лет.
Порой и сами сочиняем.
- Проблем с авторскими правами не возникает?
- Пока нас эти вопросы не касались. Вспоминаю случай, когда в Израиле
мы исполняли "Viva La Diva", написанную Цвико Пиком. Эту песню еще пела
Dana International, потом Филипп Киркоров. Автор был на нашем концерте.
Сказал, что не думал, что можно песню так приукрасить и найти в ней
столько новых красок.
- А клипы почему не снимаете?
- Они не могут передать энергетику, которую мы выплескиваем в зал, выступая
живьем. Может быть, со временем мы встретим своего режиссера. Но пока
те, кто предлагает свои услуги, нам не подходят.
- Женщины не стремятся попасть в ваш сплоченный мужской коллектив?
- Честно говоря, таких попыток не было. Да мы и сами не горим желанием
видеть в наших рядах женщин. Тем более, что женские партии есть кому
исполнять. У Миши Кузнецова - великолепный тенор-альтино. К слову, у
всех наших певцов нормальная ориентация, многие женаты, и не по одному
разу.
- На концерте в Кремле вам довелось выступать со многими звездами российской
эстрады. Проблем, конфликтов не было?
- Турецкий сломает кого угодно. Киркорова он заставил петь "The show
must go on", а Газманова - "Feelings", хотя тот поначалу упирался, говорил,
что это не его. Галкин пел из "Паяцев", а уж Моисеев и вовсе оказался
самым покладистым, настоящая лапочка...
- Не возникало соблазна начать сольную карьеру?
- А зачем? Ведь намного легче быть вагоном, чем паровозом. За спиной
Турецкого мы все чувствуем себя вполне комфортно. Поэтому и текучка
кадров у нас минимальная.
Даниил Франк
"Аргументы и факты в Пензе"