Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Десять голосов, которые потрясли мир

Именно так называют хор турецкого европейские музыкальные критики. С самим словом "хор" ассоциируется какая-то сухая академичность, но наперекор всем силам природы слава проекта Михаила Турецкого затмила "светлые образы" идолов российской эстрады, почивающих на выжимках из заезженных хитов. Визитная карточка коллектива - изысканная жанровая игра на грани фола: классика становится чуть легкомысленней, а шансонные и народные песни благородно "причесываются" и приобретают классический лоск. Таков и сам наш сегодняшний гость - маэстро Михаил Турецкий.

- И все-таки хор Турецкого – это хор?

- Это группа, НЛО на музыкальной орбите, это наш бренд. Но вы знаете, слово "хор" не пользуется особой популярностью и на Западе. Еще давно, когда мы называли себя "мужской хор из России", пиар-менеджеры морщились, говорили, что все три слова некоммерческие. "Хор" – плохо, "мужской" – еще хуже, "из России" – совсем плохо. Но я не побоюсь сказать, что в коллективе собраны высокопрофессиональные штучные мужские голоса. Если это оперный тенор, то тенор высочайшего класса. Если бас, то супербас – на октаву ниже. Если это тенор-альтино, то таких голосов вообще нет в России. Да и в мире скорей всего единственный. Поет не фальцетом, а реально – голосом. Обычно фальцет – это манерность и в основном компьютер. А здесь слышен живой голос – это очевидно в пении без микрофона.

- Почему в коллективе десять участников-мужчин? Этот факт объясняется профессиональной формулой?

- А почему четверка битлов? Почему не 9 и не 11? Наверное это предопределено небом так же, как самый гармоничный в мире союз, союз мужчины и женщины.

- Вы единственный в мире танцующий хор…

- Человек пришел, дабы удивлять остальной мир своими возможностями. И когда много над чем-то работаешь (а мы много работаем над тем, чтобы петь и двигаться одновременно), это дает необыкновенные, удивительные результаты. Движение уже только помогает. Но с другой стороны, наша публика не ожидает танцев в духе балета "Тодес", да и мы ей не обещаем сложной хореографии.

- Дайте маленький исторический ликбез. Как вы стартанули?

- Я ходил в синагогу на праздники, слушал, как пели старики. Пели они старческими голосами, но это была прекрасная, божественная музыка. И тут у меня промелькнула мысль: почему бы не восстановить традицию? И в 1989 году мы собрали шестнадцать человек. У меня только что погибла жен. В августе. Хор я собрал в сентябре. Откуда-то взялись силы… может быть я и не выбрался бы из своей трагедии, если бы не наклюнувшийся проект. За два года мы сделали программу, с которой выступали в США, Англии, Франции, Израиле, в консерватории в Москве.

- Михаил, ходили слухи, что вам на первых порах помогал Борис Березовский?

- Очень недолго в 1995 году. Когда начались очередные президентские выборы, Березовскому стало не до нас. Без спонсора, без поддержки трудно выжить. Но мы обдумали свой ход, для того чтобы не стать представителями голимого шоу-бизнеса. Стратегические инвесторы – это публика, которая, к счастью, нас любит. За счет нее мы записываем альбомы, покупаем аппаратуру, костюмы, снимаем офис, независимы, счастливы, ни у кого не просим денег. Мы выступаем перед разнообразнейшими аудиториями – от провинциальной публики до президента и прочих сильных мира сего.

- Исколесив весь мир, вы никуда не эмигрировали.

- Мы – россияне. Говорим по-русски и любим Россию Это же нормально. Не все хотят жить в Америке, особенно когда эта перспектива не является запретным плодом. Моя супруга – американка, и у меня самого есть американский паспорт. Но я родился в Москве и не хочу никуда уезжать. Не могу без Большого театра, без катка, летнего неба в пять утра, наконец, без своих друзей.

- Была ли какая-то история родом из детства, которая предопределила вашу музыкальную карьеру?

- Артисты придумывают такие романтические истории для медийных средств. А медийные средства не скупятся сочинять их сами. Уже в год и два месяца я балакал, лялякал и интонировал мелодии, доносившиеся из ящика. В 3-4 годика, еще не понимая смысла, я пел сложнейшие песни, запоминая их со второго раза. А некоторые истории, вышедшие из-под пера журналистов, порой далеки от правды. Самый типичный прием, который используют ваши коллеги – это вырезать несколько слов из окружающего контекста и таким образом этот "пазл" начинает свое самостоятельное существование. Помните, как Леонид Ильич перековеркал фразу Маркса "поистине тяжелый труд, как, например, труд композитора, возвеличивает человеческую личность"? Так вот, Брежнев на XXVII съезде КПСС разродился фразой "поистине тяжелый труд возвеличивает человеческую личность". То же самое происходит и с журналистами. Например, откуда растут ноги у пояснения – Михаил Турецкий (настоящая фамилия Эпштейн). Я же ношу настоящую фамилию, но не папы, а мамы. Мой отец приехал в Белоруссию за девять месяцев до войны. Встретил маму, влюбился и увез ее к себе в Москву. Потом началась война, в Белоруссию пришли фашисты и всех ее родственников, всех до одного, уничтожили. Заставили вырыть себе могилы и расстреляли. Турецких не стало. Мама попросила отца сохранить ее фамилию. Меня записали не Эпштейном по папе, а Турецким по маме.

- Хотели сказать, ни одна собака…

- Именно, ни одна собака – чебоксарские водители пугливы, здесь могут обобрать до нитки. Но повезло дважды – за нами следом шла машина со звуком и наш техперсонал выдернул "Мерседес" из кювета. Обратившись "ласковыми" русскими словами к водителю, я согнал его на свое почетное место сзади и сам сел за руль. К 11 утра я приехал в город Суздаль, нашел там баню на берегу живописного озера с прорубью. Занялся моржованием. Баня, прорубь, плюс недавно пережитый стресс – я как будто заново родился. После двух концертов в Иваново я снова как огурчик сел за руль, доехал до Костромы и прошел 25-30 километров по лесам, именно по тем легендарным местам, где Иван Сусанин заблудил польских шляхтичей. Этот лес, снега, сосны ввели меня в состояние душевного покоя – я постоянно тоскую по одиночеству…

- Вы от жизни нашли такое огромное количество впечатлений и, подозреваю, все еще жадных до новых…

- Да, я большой поклонник живописи. С Амстердамом у меня ассоциировалась возможность посмотреть Рембрандта. Обо всем остальном, на что принято глазеть.. Вроде бы был на улице Красных фонарей, а может и не был, не помню.

- Все, кто видел, рассказывают в красках.

- Сразу скажу, подобного сервиса я нигде никогда не заказывал, никогда не шел на крайние формы общения с проститутками. Правда, об одной из них сохранилось маленькое воспоминание – я первый раз попал во Францию, и со мной заговорила девушка легкого поведения. "Португалес? Итальяно? Френч?" – "Но, руссо" – я вывел девушку из состояния непоняток. Она посмотрела на меня большими задумчивыми глазами и произнесла, эту интонацию я никогда не забуду, "Бес-пла-тно!!!". Такое доброе, сердечное отношение к россиянину… прямо как к меньшому брату.

- Женщина, у которой муж больше половины времени проводит вне дома, может быть не ревнивой? На чем строится мир и гармония в вашей семье?

- Моя жена ревнивая женщина. Но я очень либерален – и ее отпускаю в путешествия, прочем даже в компании подруг. Мысли работают в другом направлении, действительно много дел – 9 месяцев вне дома – вот успех нашего союза. Жена отвечает мне тем же: не устраивает детективные расследования, не выводит на чистую воду. Ревность нужно из себя выкорчевывать. Любой запрет нереалистичен. Невозможно постоянно думать о мнимых интрижках супруга… На заре наших отношений мне казалось, что жена переживала, что я уеду и не вернусь. Сейчас мы друг другу полностью доверяем. Ну а если женщина захочет от тебя гульнуть – ничего не добьешься ни слежкой, ни допросами. Конечно, ты можешь все узнать. И что потом делать с этой правдой? Ошибаются все, но не все относятся друг к другу бережно. Бойся своих желаний и бойся узнать правду. Я стараюсь не включать свое воображение, оно очень богатое. Я подаю жене благой пример не зарываться в мою сторону.

- Жена допускает присутствие рядом с вами личного тренера, и этот личный тренер – девушка?

- Да, и она сопровождает хор Турецкого на гастролях. Для меня важно не прерывать систематические занятия. Кстати, мой тренер занимается и с нашими ребятами, теми, которые не очень ленивы.

- Как Турецкий смотрит на женщин? Не свойственен ему небольшой эстетский фетишизм? Может ли его подкупить тонкая щиколотка или идеальная форма сосков? Есть слабость к таким мелочам?

- Самая сексуальная часть женщины – глаза. Я в них смотрю и вижу ее "резюме". Кто она – милашка, глупышка, умница, сучка. У меня было все, правда, теперь я не склонен рассказывать о своих романах. Это раньше в юности похождения и платонические влюбленности активно обсуждались с друзьями. Я помню, что, когда рассказываешь, как бы переживаешь все по новому кругу и в от этого ловишь кайф. Находясь в стенах хорового училища – оно было мужское, я, как все, ждал по два месяца мероприятия с танцами, куда к нам приглашались девушки-студентки. Это было мегасобытием. В Гнесинке, куда я поступил после, училось огромное количество девушек. Этот контраст внес свою лепту – я быстро женился. Мой первый брак был совсем незрелым.

- Что такое дружба с женщиной?

- Отношения, не омраченные сексом. Но они имеют смысл, когда ты нуждаешься в психологическом консалтинге: ну депрессия, неразделенка и все такое… Теперь отсутствует потребность с кем-либо делиться своими проблемами – все переживаю сам.

- Поклонницы дарят вам подарки, и наверняка что-то из них вы оставляете на память.

- Удивительно, что самый ценный подарок – "Роллс-Ройс" – был подарен в прошлом году мужчиной. Честно говоря, был удивлен таким размахом щедрости.

Мария Рунова
Журнал "Пентхауз", апрель 2007

Hosted by uCoz