Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий:
Мы переплюнули Аллу Борисовну: у нас был не просто свой вагон, а целый спецпоезд

Времена, когда бывший хор Московской синагоги, ставший впоследствии арт-группой "Хор Турецкого", страдал от невостребованности, давно прошли. Сейчас "Хор Турецкого" на раз заполняет Кремлевский дворец съездов, причем, сколько бы концертов знаменитый коллектив ни давал – аншлаг неизбежен. Так было на днях и в Киеве, где "Хор Турецкого" три вечера подряд вводил публику в экстаз: и хоралы звучали, и арии, и советская попса, и еврейские песни вкупе с украинской оперой... В промежутке между концертами "Газете..." удалось пообщаться с главным в "Хоре" человеком – Маэстро Михаилом Турецким.

– Вот скажите, Михаил... У нас в городе вы три дня и три ночи... Сразу после нас в другие города едете выступать – каждый вечер поете, получается! Автоматизм от этого не приходит?

– Бывают, конечно, моменты отупления. Но это, скорее, исключение, чем правило: во-первых, публика разная, во-вторых, акустика, а мы-то поем живым звуком, поэтому иногда одно и то же произведение, исполненное по-разному, может показаться двумя разными песнями. Кстати, некоторые люди на нас "подсаживаются" и покупают билеты на весь тур. Вот, например, в Америке есть такие фанаты: купили билеты на концерты в Далласе, Сан-Франциско, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Чикаго... И говорят: "Ой, а в этом городе у вас была другая программа!.." А она не другая, просто все зависит от акустики, от антуража зала. Программу в процессе одного тура мы не меняем, но себя пытаемся позабавить: поскольку песен в репертуаре очень много, мы иногда делаем замены – чтобы не уставать от однообразия. Но еще раз подчеркиваю: живой звук помогает творить по-разному. И иногда в 500-й раз исполняем песню так, что самих пробивает на чувство.

– А отказываться от предложений часто приходится?

– Мы уже просто физически не можем осилить все, что нам предлагают, а это – от тысячи до двух тысяч выступлений в год... Бывают дни, когда нам предлагают по 15 концертов в день – вот 7-го марта, например, нас звали одновременно в Петропавловск-Камчатский, на юг Франции, в московскую Счетную палату... В 2006-м у нас было почти 300 концертов! Сейчас я планирую выйти хотя бы на 200 – тоже много, но посильно. И учтите, что это все – в разных местах. Мы ведь не Селин Дион, которая живет в Лас-Вегасе в красивом замке в горах, на часовое шоу летает на собственном вертолете, а потом снова занимается собой. Живет человеческой жизнью! А мы летаем из Сахалина в Торонто, оттуда – в Майами, Тюмень, Ухту, Донецк... В результате – 115 полетов в год, 150 тыс. км автотранспортом... Это рекорды Гиннесса, наверное. Полтора года назад мы даже взяли самолет, потом был спецпоезд с душем и двухспальными кроватями, на котором мы передвигались по всей России. В этом мы переплюнули Аллу Борисовну, у которой есть свой вагон!

– С ног не падаете еще?

– Ну, во-первых, мужчины у нас собрались неслабые – они двужильные и быстро не устают. А потом у нас в коллективе действует режим штрафов, который немало помогает: после часа ночи артист уже должен быть в номере, желательно один, выпивать нельзя – у нас на трассе "сухой закон". Люди уже сами все понимают и копят силы, чтобы завтра проехать очередные 400 км и дать очередной четырехчасовой концерт.

– При этом при всем, небось, еще и репетициями бедных артистов третируете?

– А как же! Если в этот день нет концерта, репетируем 6 часов. Но, поскольку концерты у нас сейчас практически каждый день, столько времени репетициям уделять не можем, но все равно: хотя бы 2–3 часа в день стараемся поработать.

– А как же личная жизнь? Она, вообще, присутствует?

– Ну какая может быть личная жизнь, если нас все время нету? На самом деле, это постоянный компромисс. Вот, например, на наши выступления в Киеве приехала моя старшая дочь – специально, чтобы повидать папу. Она у меня закончила юридическую академию, сейчас работает в банке. А для младшей (ей полтора года) папа – это кукла, это фотография, вещи, халат...

– Признайтесь: друг от друга, небось, устали уже? 24 часа в сутки вместе – это не шутки...

– Удивительная история, но у меня нет ощущения, что эти люди мне надоели. И они, я вижу, друг к другу тяготеют. Вот пришли позавтракать: смотрю – не спешат побыстрее поесть и скрыться в номере, а продолжают разговаривать – им не скучно вместе. Мы друг от друга заряжаемся – компания такая подобралась. Помню, я спросил как-то Игоря Губермана: "Игорь, вы так любите Израиль – отчего же так поздно эмигрировали? Надо было лет в 30 уехать". Он мне ответил: "Нет! Тогда бы я не смог отсидеть семь лет в российской тюрьме, а это были лучшие годы моей жизни: такая компания подобралась!" Вот так и у нас...

– И что, изменений в составе не допускаете?

– Это сегодня очень сложно. Я бы даже сказал, травматично. Представьте себе, если бы из "Битлз" выпал кто-то один! А что происходит сегодня с группой "Виа-Гра"? Лучшим составом были первые три девушки, а дальше пошел процесс размывания, девальвации и уничтожения группы. Это как в многоженстве: каждая новая хуже предыдущей. Нам, конечно, потерять одного или двух легче, чем "Битлз", – нас больше. Но не хотелось бы: следующий человек будет "протезом". Можно, конечно, поставить имплантанты, быстро ввести кого-то нового, публика, может, и не заметит, но органика при этом потеряется.

– Неужели молодые-талантливые к вам не просятся?

– Просятся, конечно, мы их даже прослушиваем, но... Нынешний состав со своими 17-ю годами музыкального образования у каждого достиг такого уровня, что с ним очень трудно состязаться. Эти голоса – действительно уникальные, действительно лучшие в России, и так сложилось, что ни один голос не повторяет другой – есть высочайшие голоса, на стыке мужского и женского, есть очень низкие басы. Знаете, какого-нибудь самородка я бы даже мог еще взять одиннадцатым, даже хотел бы, чтобы кто-то пришел и удивил... Но пока не удивил никто.

– Но вы, вроде, собирались сами кого-то взрастить?

– Да, хочу сделать детскую школу мюзикла – как в Голливуде. Взять туда человек 40 и научить их тому, что умеем сами. Может, хоть с десяток человеческих звезд, которые могут двигаться и петь живым звуком, сделаем. Ведь почему Агилера, Бритни Спирс и прочие намного профессиональнее воспитанников нашей "Фабрики звезд"? Просто наши звезды ни одного живого звука не издают – не умеют двигаться и петь одновременно. И они не виноваты – их этому просто никто не учил. А в Голливуде учат. И мы, долго проработав в Америке, многое там подсмотрели: на Бродвее, в Голливуде, на шоу в Лас-Вегасе. А сейчас нам дали помещение в центре Москвы, и вот когда у нас будут хотя бы 200 концертов в год и возможность несколько месяцев побыть в городе, мы начнем преподавать. Иначе я не знаю, кто останется, когда уйдет плеяда старых мастеров.

– Интересно, Михаил, а кто следит за стилем ваших артистов? Неужели тоже вы?

– Нет, у нас есть стилист, который однажды каждому из нас рассказал: "Тебе надо это, тебе надо то". А дальше мы просто поддерживаем это направление. А потом, у нас практически в каждом городе есть знакомые профессионалы, так что сделать на гастролях маникюр или сходить к косметологу для нас не проблема.

– А кто придумывает, как артист будет выглядеть в том или ином номере? Кто, к примеру, придумал на голову Михаила Кузнецова перья водрузить?

– Он сам и придумал. У нас каждый артист сам придумывает тему для своего номера – это изнутри исходит. Мы, правда, иногда можем помешать – мол, что это у тебя за тема такая? Но если этот образ заводит артиста, добавляет ему уверенности – почему нет? В данном случае Миша пел арию "Царицы ночи", а на этих гастролях исполнял еще и арию Наталки Полтавки – и, естественно, надел украинский венок...

– А, вообще, как у вас в коллективе с юмором? Вот, например, традиции "зеленых концертов" – последних в туре выступлений, когда артисты подшучивают друг над другом, – придерживаетесь?

– В прошлом туре "Рожденные петь" "зеленый концерт" у нас был. Но это была инициатива даже не наша, а техслужб – тому же Кузнецову они вставили в головной убор зеленые перья, он в темноте не заметил и долго не мог понять, отчего все смеются. А на "зеленом концерте" в Германии артисты решили меня разыграть: построились наоборот – басы стали на место теноров, тенора – на место басов. Ну посмеялся я две секунды... Но со временем мы поняли, что такой концерт – это не для нас. Публика ведь ни в чем не виновата...

Виктория Аронова
"Газета по-киевски", 25.04.2007

Hosted by uCoz