Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Хор Турецкого:
Петь можно и в субботу

Один из самых популярных на постсоветском пространстве музыкальных коллективов «Хор Турецкого» завершил трехмесячное грандиозное турне аншлагами в крупнейшем концертном зале Москвы.

В минувшие выходные в Государственном Кремлевском дворце прошли концерты коллектива «Хор Турецкого». Это десять солистов, получивших образование в лучших музыкальных учебных заведениях страны: училище им А. Свешникова, Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской консерватории. Общий диапазон обладателей уникальных голосов - четыре с половиной октавы. В 1998 году хор получил статус государственного коллектива. В репертуаре около 400 музыкальных композиций, хор поет на десяти языках исключительно вживую. «Десять голосов, которые потрясли мир!» - именно так говорят специалисты и зрители об этом удивительном коллективе.

Шестнадцать лет назад Михаил Турецкий загорелся идеей создания коллектива, который смог бы возродить еврейскую духовную музыку. Дебют коллектива состоялся в 1990 году в филармонических залах Таллина и Калининграда. Исполняя первое время лишь акапельную классику, артисты вскоре поняли, что могут и должны сказать своей музыкой людям намного больше. Так начал меняться не только репертуар, но и сама концепция подачи материала. Об этом и многом другом Михаил Турецкий рассказал в ЭКСКЛЮЗИВНОМ интервью еженедельнику «Новое русское слово» (Европа-СНГ).

- Михаил Борисович, согласитесь, что все-таки имя Турецкого ассоциируется с еврейским хором.

- Историческая миссия нашего творческого коллектива, который возник 15 лет назад, в том, что мы после 70-летнего молчания возродили традицию еврейской храмовой музыки в Москве, в Московской хоральной синагоге. У нас у всех был колоссальный учебный опыт. Мы были выпускниками лучших музыкальных вузов: консерваторий Москвы, Минска, Гнесинки. Еврейская духовная музыка - очень интересный пласт музыки.

Она яркая, эклектичная, имеет мощную жизненную силу, энергетику, и она наполняла нас безумно. Но нам, людям с большими творческими амбициями, которым было чуть больше 20 лет, в какой-то определенный период работать только с духовной музыкой стало скучно. Наш репертуар начал расширяться, и помимо духовной музыки появились светские композиции. Песни на языке идиш, израильская эстрада.

Но прошли еще год-два, и помимо этого в нашем репертуаре стала образовываться новая музыкальная ниша: музыка всех времен и народов. Сначала это была а капелла, что было в традиции хорового пения - без сопровождения или с фортепиано. А в дальнейшем появились и музыкальные инструменты. Гитара, синтезаторная группа, которая дает уже эстрадный аккомпанемент. Потом - эстрадный и симфонический оркестры, и в результате сформировался такой репертуар, который уже не вписывался в рамки еврейского хора. И коллектив перестал существовать как фрагмент только еврейского искусства.

Сегодня еврейский репертуар составляет у нас 10–15 процентов. Хотя, конечно же, наше фирменное блюдо - еврейские песни. Но помимо этого есть французский и итальянский шансон, опера, оперетта, джаз, классика. Мы стали исполнять и советскую эстраду, и мировые шедевры. Сегодня у нас около 300 композиций разных направлений. Поэтому нас вполне могут пригласить к себе на корпоративную вечеринку, скажем, «Сбербанк России» или «Сургутнефтегаз», или еврейская община города Екатеринбурга.

- Могут пригласить или приглашают?

- Приглашают постоянно. У нас сегодня такой ангажемент, что физически человек еле-еле может выдержать. Это порядка 320 выходов на сцену, из них 180 кассовых концертов в разных городах всего мира. От бывшего Советского Союза до Англии, Голландии, США, Израиля, Сицилии. Трудно перечислить, где мы не бываем. А главное, что произошло с нашим коллективом в последнее время, - его полюбила Россия и Украина до безумия, до фанатизма.

И все города - от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, от Мурманска до Ростова-на-Дону, Сибирь, Урал, Зауралье, Юг России, Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Поволжье, - все ждут, когда к ним снова приедет хор Турецкого со своей роскошной трехчасовой программой, включающей еврейские песни, которые теперь очень нравятся русским людям. А евреи на наших концертах с удовольствием слушают джаз, советскую музыку, попсу, итальянскую музыку. Как ни странно, евреи свою музыку не сильно любят. Ее сегодня любят русские, и в этом наше большое завоевание. Мы строим мосты дружбы между народами и растапливаем лед непонимания.

- А осталось ли это хором Турецкого?

- Он так называется, потому что я создатель данной музыкальной концепции. Эта концепция - поющие люди. Самая главная несущая сила - голос. Мы собрали сегодня практически лучшие голоса Москвы и России. И какие есть проявления мужских голосов, они сегодня раскиданы у нас на 10 человек. Это и самый высокий между мужчинами и женщинами голос - тенор-альтино, и самый низкий, ниже в природе не бывает, бас-профундо.

Есть пять сочнейших теноров разных оттенков, от оперного до опереточного, от джазового до рокового. Два баритона тоже различных направлений. Есть у нас бас - лауреат конкурса «Золотой Орфей». И в результате всей этой командой мы пишем мировую картину музыки. Это абсолютно самодостаточная группа, которая может реализовать любую музыку, написанную и в XV веке, и в XX, и в XVIII, и в XXI.

- Какой национальности ваши певцы?

- В нашем коллективе чистый еврей только я, есть еще кое у кого «половинки» и «четвертинки» еврейской крови, остальные - русские.

- Как-то вы сказали: «Я фанатик, карьерист». Каковы этапы вашей карьеры?

- Я, наверное, как и все евреи, у которых есть возможность работать, фанат своего дела. Если ты чем-то занимаешься так самозабвенно, то дело становится для тебя важнее всего остального. Ты вылетаешь, как джинн из бутылки. Получилось так, что я создал свое дело в достаточно молодом возрасте. Я очень увлечен им и очень люблю свою работу.

И моя карьера, думаю, еще вся впереди. Я мечтаю возглавить лучший в России, а то и в Европе симфонический оркестр, если у меня для этого будут силы и средства. Хочу организовать такой же женский проект. Я хочу создать в Москве свою музыкальную школу, в которой будут учиться 30–40 очень способных детей. Со всего Союза.

- Еврейских детей?

- Почему? Совершенно не обязательно. Я любого смогу взять. Даже негра, если он говорит по-русски, чтобы его можно было учить. И я буду настаивать, чтобы школа эта была абсолютно бесплатной. Пусть ребенок будет нищим, но талантливым. Мы из них сделаем звезд. Мне очень хочется передать все, чем мы владеем, детям.

- И все-таки, какая музыка вам ближе?

- Обожаю еврейскую музыку. Я вижу, что происходит в зале, когда мы поем «Ерушалайм шель заахав - Золотой Иерусалим» в русских городах... Представляете, сидят четыре тысячи человек, люди различных национальностей - русские, украинцы, евреи, армяне... И я говорю залу: «Иерусалим! Здесь корни разных народов, здесь начало всех начал. Как сказано в Библии: здесь пересекутся дороги всех людей в день Страшного суда. Здесь начнутся новые времена». И люди понимают, что наше искусство проникнуто божественной энергетикой, мы ближе к Богу.

И когда мы поем «Хаву нагилу», русские люди от восторга начинают тихо сходить с ума. И если мы, не дай бог, не споем эту «Хаву нагилу», они просто кричат и требуют, чтобы мы пели ее. Это русские кричат, потому что евреи уже не хотят слушать «Хаву нагилу». Они хотят другую музыку слушать. Вот так! «Все смешалось в доме Облонских».

- По субботам вы работаете?

- Да, работаю, потому что вечера в пятницу и субботу - это то время, когда люди хотят идти на концерт. Я не ортодокс, а просто уважительно отношусь к еврейским проявлениям, к их особенностям. Но при этом я светский человек и только в Йом-Кипур «железно» все соблюдаю.

- Вам приходилось сталкиваться с антисемитизмом?

- Как любому еврею, когда в 1970–1980-е годы он был на государственном уровне. Но меня Бог миловал. Наверное, по жизни я достаточно симпатичный человек. А говорят, что у каждого антисемита есть один любимый еврей, и даже когда в 1990-х годах был создан еврейский хор, его в России полюбили сразу и простили ему, что он был еврейским.

- Одна из ваших программ называется «Два часа еврейского счастья». А что такое еврейское счастье?

- Еврейское счастье? Оно - вещь иносказательная. Это короткий отрезок времени между двумя еврейскими несчастьями. Мне кажется, что сейчас евреи стали более счаст­ливыми. И в России, и вообще.

- Кроме ордена «Золотая корона канторов мира», какие у вас есть звания и награды?

- Я заслуженный артист России, доктор музыки, «Человек года». Но для меня самой серьезной наградой является то, что на хор Турецкого невозможно сегодня достать билеты. Надо месяца за два-три позаботиться. Всенародная любовь - это самая большая награда. За наши труды праведные.

Григорий Пруслин,
«Новое русское слово» (Европа-СНГ)
14 декабря 2006

Hosted by uCoz