Михаил
Турецкий: «Бишкек
– музыкальная столица
Евразии!»
Десять
прославленных голосов
с общим диапазоном
в четыре с половиной
октавы приехали в
столицу Кыргызстана
не покорять ее (это
они сделали уже давно),
а в прямом смысле
слова благословлять.
-
Да будет в этом прекрасном
городе всегда светло!
Для нас большая радость
возвращаться сюда.
Мы так рады встрече
с вами! - начал концерт художественный руководитель и дирижер
«Хора Турецкого» заслуженный
артист России Михаил
Турецкий.
Стоит
ли говорить, что радость
встречи была взаимной.
Ликовали и журналисты,
пришедшие, вообще-то,
на получасовую пресс-конференцию
артистов и попавшие
на концерт волею судьбы
и щедростью самого
Турецкого. А еще –
благодаря каким-то
техническим неполадкам,
из-за которых артисты
задержались по дороге
из Алматы.
Начавшийся
было среди журналистов
ропот: мол, сколько
уже ждем, а рабочий
день давно закончился,
был прерван, как и
положено, двумя новостями
– плохой и хорошей:
-
Господин Турецкий
перед вами извиняется:
ответить на ваши вопросы
он уже не успеет,
- сообщила нам сотрудница
информагентства «24».
– Но в качестве компенсации
он всех вас приглашает
на концерт.
Приободренные
представители прессы
прибыли к столичному
Дворцу спорта гораздо
быстрее заветного
листка со списком
их фамилий…
…
Двойной кордон охраны
мы все-таки преодолели.
И вот перед нами - музыка и вокал, не только мастерски переплетающиеся
между собой, но и
заменяющие друг друга
без какого бы то ни
было ущерба для мелодии.
-
Сейчас мы покажем
вам, как голосами
можно заменить симфонический
оркестр, - торжественно
объявил М. Турецкий,
и со сцены полились
пассажи «Полета шмеля»
Римского-Корсакова,
исполненного a
capella
(!).
Помимо
отсутствия музыкального
сопровождения, что
само по себе уже является
отличительной чертой
коллектива, «Хор Турецкого»
может похвастаться
и наличием в своем
составе двух весьма
редких, по словам
самого Михаила, разновидностей
голоса. Тенор-альтино,
счастливым обладателем
которого является
Михаил Кузнецов, представляет собой очень высокий голос
на стыке мужского
и женского вокала,
благодаря чему артист
исполняет даже партии,
написанные для колоратурного
сопрано. Бишкекчан,
например, М. Кузнецов
порадовал и одновременно
поразил арией Царицы
ночи из оперы В. Моцарта
«Волшебная флейта».
Его коллега, друг,
а заодно и директор
хора Евгений Кульмис
имеет голос, охарактеризованный
Турецким как «ниже
не бывает» - бас-профундо,
встречающийся в природе
крайне редко и обладающий
уникальной возможностью
брать ноты на октаву
ниже, чем это делает
обычный бас.
Впрочем,
остальные тенора,
баритоны и бас впечатляют
не меньше. Не даром
же они не только «потрясли
мир», но и сподвигли
мэра города Майами
на беспрецедентный
поступок: учредить
ежегодно отмечаемый
6 февраля официальный
праздник в честь арт-группы
«Хор Турецкого».
То,
что коллектив признан
и любим во всем мире. – не удивительно: репертуар-то как-никак
включает в себя вокальные
произведения разных эпох и народов, исполняемые на десяти
языках. Кстати, к
нам артисты «заехали»
между концертами в
Алматы
и Москве, за которыми
последуют Прибалтика,
Америка, ЮАР, Китай… В перерывах – телевизионные съемки, дни разных городов, корпоративные
мероприятия. Михаил
называет такой ритм
жизни «иноходью».
Корреспонденты
«БП», как только выдалась
возможность пообщаться
с руководителем хора
(а случилось это сразу
после двухчасового
концерта, пока рабочие
разбирали аппаратуру
и декорации), поинтересовались,
не сказывается ли
пагубно такой плотный
график на личной жизни
артистов.
-
Семьи разрушаются,
конечно. Сложно, когда
супруг дома бывает
реже, чем не бывает...
Но крепкие семьи разрушиться
не могут: даже моряков
дальнего плавания
ждут по полгода, а
наши артисты все-таки
домой приезжают почаще…
Но, знаете,
артист, вообще, для
семейной жизни - нехорошая
профессия. Человек,
который может осчастливить
толпу, как правило,
не может сделать счастливой
одну женщину.
Недавно
хор дал в российских
регионах 57 концертов.
Для того, чтобы показать поклонникам полноценное шоу (а все их концерты
– это именно шоу),
артистам пришлось
возить с собой 6 тонн
оборудования. Для
этого требовался отдельный
самолет или поезд,
не обошлось без спонсоров.
Может
быть, дороговизна
перевозок и явилась
основной причиной
столь высоких цен
на билеты: чтобы попасть
хотя бы на «галерку»,
желающие выложили
тысячу сомов, передние
ряды обошлись вдвое
дороже. Но, как выяснилось,
сам Михаил и его артисты
даже не подозревали,
что посещение их концерта
для многих бишкекчан
сделает дыру в бюджете
– по казахстанским,
например, меркам,
такие цены вполне
приемлемы.
-
Да, это ошибка прокатчиков,
- вздохнул Михаил,
узнав, что зал бывает
гораздо полнее, когда
билеты более доступны.
– Это все их жадность...
Тысяча - это, правда,
так дорого для Кыргызстана?
-
Ну, по крайней мере,
мы не пришли бы, -
почти хором признались
журналисты.
-
А что, аккредитации
для прессы у вас нет,
что ли? – поразился
подсевший к нам Евгений
Кульмис.
Увы,
Евгений, на подобные
мероприятия СМИ попадают
у нас только благодаря
каким-нибудь особым
обстоятельствам, например,
задержке артистов
в пути…
-
В общем, нет
худа без добра, -
удовлетворенно подытожил
Михаил.
Надо
заметить, что заплатившие
за удовольствие, возможно,
половину своей зарплаты
зрители о потраченных
деньгах не жалели.
Даже такая, казалось
бы, актуальная песня,
как «Money-money»,
хотя и была встречена
радостно, но менее
бурно, чем предшествующая
ей «Вечная любовь».
-
Это радует, - заметил
Турецкий, - романти-и-ичный
город Бишкек…
Сами
же артисты, по его
словам, никогда не
гнались за деньгами:
-
Однажды деньги начали
приходить к нам сами.
Из пятнадцати лет
нашего существования
тринадцать мы жили
практически без них,
и если бы нам были
нужны именно они,
коллектив давно бы
развалился. Но мы
любим свою работу,
весь этот кураж.
А
покуражиться, повеселиться,
пошутить – это Михаил,
действительно, любит.
Ни одна композиция
не осталась им не
прокомментированной.
Так,
например, в бурных
овациях и взрыве хохота
потонуло его пояснение,
что куплеты Мефистофеля
из оперы Ш. Гуно
«Фауст» посвящаются
лучшим представителям
развивающегося капитализма
нашей республики.
Но
наибольшее ликование
зала вызвало попурри
из популярных советских
песен и хитов западной
эстрады типа «Back
in the USSR» и «Moscow - Moscow», плавно перешедшее
в почти скандирование:
«Мой адрес не дом
и не улица, мой адрес
– Советский Союз».
В
аккурат с
этими словами на сцену
вынесли огромное красное
знамя с такими родными
практически для всех
жителей постсоветского
пространства серпом
и молотом…
Советская
и российская символика,
да и вообще все, что
связано с родиной,
дорого и самому коллективу.
-
В Израиле часто выступаете?
– поинтересовались
мы.
-
Не чаще, чем в Бишкеке.
Я бы даже сказал,
реже…
-
А переезжать туда
не думаете? – уж больно
прочно засел в нашей
памяти миф о якобы
«еврейской национальности»
коллектива, который
Михаил разбил вдребезги:
-
А зачем?! У нас только
два еврея – я и еще
один. У меня отец
прошел войну, сражался
на Ленинградском фронте,
участвовал в прорыве
блокады, у него куча
орденов…
Так вот, он
никогда не хотел никуда
уезжать. Он любит
Россию, он ее защищал.
Он сказал: «Мне не
нужен Израиль!»
То,
что за коллективом
упорно закрепился
еврейский ярлык, объясняется,
скорее всего, огромным
количеством еврейских
песен в репертуаре
хора. Михаил комментирует
это так:
-
По праздникам я ходил
в синагогу и слушал,
как группа стариков
поет совершенно
божественную
музыку. Голоса у них
были скрипучие, не
поставленные, но какая
в них угадывалась
невероятная мощь!
Мне захотелось сохранить
еврейскую духовную
музыку. Кроме того,
будучи профессиональным
музыкантом, я знал,
что иудейская песенная
культура является
праматерью православной
религиозной музыки.
А
эту последнюю «Хор
Турецкого»
тоже не обходит своим
вниманием. Более того,
во втором отделении
своей программы «Рожденные
петь» артисты исполнили
(слово «спели»
будет здесь не совсем
уместно) «Отче наш»
- именно так, как
это делается во время
богослужений в православных
храмах.
При
такой слаженности
коллектива кажется:
уйди из него хоть
один человек – хор
просто-напросто распадется.
Но ничего вечного,
как известно не бывает,
зато бывают всякие
обстоятельства, побуждающие
людей изменять своему
привычному
образу жизни.
Именно поэтому мы
и спросили у М. Турецкого:
-
Часто ли в хоре случаются
замены и насколько
болезненно это происходит?
-
Вообще-то, у нас легче,
как говорится, заменить
игрока, чем в группе
«Биттлз», где все
четверо были слишком
известны каждый по
отдельности. Но и
нам это тоже дается
не так-то просто.
Посудите сами: триста
произведений в репертуаре,
десять языков, отработанное
многоголосье, все
выучено наизусть,
всегда «живой звук»...
Но иногда –
приходится.
Скажу без кокетства:
свято место пусто
не бывает! Несколько
лет назад от нас ушли
двое – в поисках лучшего.
У них, кстати сказать,
ничего не вышло, зато
к нам пришли более
талантливые люди.
Ну а если вдруг появится
на орбите какой-нибудь
гений, мы его, может,
и возьмем… вместо
кого-нибудь из старичков
(смеется).
…
Между концертом и
поздней пресс-конференцией
мы вручили М. Турецкому
номер нашей газеты.
Вряд ли он, конечно,
успел ее прочитать
за пятнадцать минут,
но обещал, что обязательно
это сделает в дороге.
А текст автографа
он придумал сам –
должно быть, авансом.
Что ж, мы надеемся,
Михаил сдержит свое
обещание нам, как
и слово, данное им
всему Бишкеку – приезжать
сюда как можно чаще.
Мария
Постникова
Интернет-газета «Белый
Пароход», Бишкек
апрель 2006
Источник