«Мы
продали Кремль за десять дней!»
От них ждали стеба, пародий и
еврейских песен того, что отличает
Хор Турецкого « от прочих коллективов,
расплодившихся во множестве в
музпростанстве.
И, конечно же, получили.
Правильное
позиционирование, выигрышная игра
на том, что другим в голову не
приходит делать... Да, Хор
Турецкого - это уже
бренд,
который ценят и которому позволяют
экспериментировать без угрозы
растерять зрительские очки (завзятые рокеры закрывают глаза на поп-хиты
в репертуаре хора, а те, кто ходит
в синагогу, охотно мирятся с лагерным
шансоном).
Всем
сестрам по серьгам, и не абы каким,
а филигранно выточенным. И если
даже кто-то недовольно бурчал,
что турецкие» в качестве еврейского хора
сто очков давали турецким
«попурристам,
он же на концерте отбивал ладони
и кричал Браво!».
Хор
Турецкого
не скупился на провокации. А публика
не просто охотно на это «велась»,
она не щадила батареек своих сотовых,
устраивая восторженную иллюминацию.
По правде сказать, все ж с подачи
Михаила Турецкого, без передышки
выдающего остроты, ерничества, рацпредложения. Ну а как иначе связать всю ту
эклектику, что исполняют «десять
коллекционных голосов»? Не банальным
же «следующим номером прозвучит».
Тем более что следующее могло
состоять из полудюжины отрывков
из разных музыкальных произведений:
во французский шансон вдруг дерзко
вклинивается классика, в советскую
песню джаз, в мюзикл романс и
так до бесконечности (прибавляйте
оперу, духовные молитвы, блатной
фольклор). Перехода не почувствуете:
жанры виртуозно ассимилируются,
эволюционируют
процесс этот бесконечен.
Теперь хор жаждет попробовать
свой репертуар в новой обработке
с легким металлом, ко всему остальному.
В Бишкек Хор Турецкого привез
уже знакомую (однако видеоизменившуюся)
по прошлому году программу. Кстати,
выяснилось, оба раза арт-коллектив
приезжал сюда по приглашению Максима
Бакиева.
Что скажешь? Вкус хороший у молодого
человека, не стал размениваться
на Виа ГРУ», глазу милую, ушам страх.
Были
песни про любовь
в тепличных условиях» (Шарля Азнавура
и Мирей
Матье),
о настоящих профессионалах» (там,
где первым делом самолеты).
- О, девушки улыбаются и хлопают!
Никто не обиделся, - констатировал
Турецкий. - Они все понимают и
ценят профессионалов.
Поскольку
не только любовь и голод правят
миром», как говаривал цитируемый
на концерте Маркс, прозвучала
и Money». Вернее, даже не прозвучала, а была сыграна артистично
и в ролях. Впрочем, ни на одной
композиции солисты не замирали
истуканами: в ход шли шляпы, розы,
жесты, гримасы и прочий доступный
материл. Кое-каким счастливцам
удалось прижаться волнующейся
грудью к кумирам и даже повальсировать.
-
Все, кому меньше семидесяти двух,
могут танцевать без страховки,
подбадривал руководитель хора
(он же конферансье) Турецкий.
Но
чтобы разбавить неоправданно романтическую
атмосферу», исполнили что-то из
советской поп-культуры
на тему измены и неразделенной
любви.
Были
почти все знаковые песни теперь
уже нашего времени, включая «Наш
Кыргызстан, вперед лети» (далее
по тексту вплоть до винтовки в
руках).
-
Хор Турецкого
без спонсоров и вне политики,
иронично добавил Михаил.
И отправил слушателей в СССР ровно
на 3 минуты 47 секунд (столько
длилась битловская Back in USSR»). Ибо все хотят хоть на
чуть-чуть назад в
безвизовый режим и рублевую зону.
И пока эти минуты с секундами
шли, на сцене буйствовал десятиметровый
шелковый стяг с серпом
и молотом (разборный, оказалось
впоследствии дабы проход в самолете
не заграждать).
Второе
отделение получилось посерьезнее:
оно включало литургии, армстронговскую
Let
my people
go» и русские народные вроде Окрасился
месяц багрянцем». Тут женские
сердца не выдержали, выплеснув
эмоции, а заодно и таланты: какая-то
зрительница неплохим голосом затянула
«Поедем, красо-о-отка, кататься». Турецкий удивленно сказал: - Соскучился
я по женскому вокалу». И на реплику
«Возьмите к себе», отшутился:
- «А инвестор есть?».
Но
не думайте, что под конец всем
взгрустнулось: народ выплясывал
под Хаву
нагилу», Крутится-вертится шар голубой» (посвященный лучшим
представителям шоу-бизнеса) и
проч. Поначалу просто ерзая на
сиденьях, а потом и вовсе заполонив
пространство перед сценой.
Напоследок
золотые голоса» благословили Кыргызстан
а капелла Многая
лета». И только когда последний
поклонник покинул концертный зал,
удалось поговорить с музыкантами.
Сначала вышел только Турецкий:
мол, ни к чему участие всех, все
равно мнение едино, а артистам
отдых положен. Потом
подошел Евгений Кульмис,
обладатель волшебного баса-профундо,
от которого экстаз сразу и надолго.
-
У нас продолжается мировое турне:
75 городов России. Следом Америка,
ЮАР, Китай, Израиль, Германия,
- делится Турецкий. - Ездили по
России, старались сделать шоу
уровня Лас-Вегаса: свой самолет,
свой поезд, тонны оборудования.
Конечно, все было распиарено.
Но мы и без
этого можем дать концерт, собрать
публику и при этом не разориться
(коллектив живо выведывал, есть
ли у него надежда увидеть в этой
жизни не полупустой бишкекский
зал. И обещал сказать «ай-я-яй»
устроителям за высокие цены. - авт.). Двести выходов на
сцену за год да, опасно. Поэтому
ждем июльские отпуска.
Чревато, естественно, для самих
голосов; высокая нагрузка не только
от семей отлучает. Хотя… Крепкие
семьи разрушиться не могут. Даже
моряка полгода ждут. А наши артисты
домой чаще возвращаются.
И
умудряются обзавестись наследниками:
минувший год папами сделал троих
солистов.
- У вас была возможность эмигрировать,
скажем, в Израиль, где вас любят?
-
Ну, у нас в коллективе всего-то
евреев я и пара полукровок. Ни
я, ни мои
близкие не желают уезжать. У меня
отец войну прошел, он любит Москву.
И я. Почему я должен хотеть в
Израиль?
-
У вас не гастроли, а галоп?
-
Иноходь, я бы сказал.
-
Вам некогда оглянуться по сторонам.
Значит ли это, что вы гастролируете
ради денег исключительно, а не
ради того, чтобы получить какие-то
впечатления, поймать вдохновение?
-
Ах! Мы успеваем получить впечатления
и вдохновение. Это первое. Второе:
мы никогда не гонялись за деньгами.
Мы не развалились за пятнадцать
лет, тринадцать из которых были
без денег. Да, люди уходили в
бизнес, зарабатывали деньги на
другом,
но пение их жизнь. Так что это
не побег за деньгами. Да, где-то
можем силы не рассчитать: приезжаешь
и не можешь отказать. «Ну
когда вы еще к нам приедете!»
Вот и добавляются в график тридцать
второй, тридцать пятый концерт.
Все с аншлагами. Мы так умудрились
«продать Кремль» - за десять дней
три дополнительных битковых (!) концерта (имеются в виду билеты на концерты в
Кремле.
- авт.).
-
Как вы отнесетесь к тому, что
кто-то захочет уйти из коллектива,
поменять профиль? Это я к тому,
что вы коллекционные голоса. А
коллекцию холят, лелеют и пополняют
новыми экземплярами.
-
Можно без кокетства? Свято место… Чтобы найти кого-то, надо потерять. Когда от меня кто-то
уходит, я думаю: это точно освобождается
место для кого-то лучшего, талантливого.
-
Вы диктатор?
-
Чтобы руководить, надо держать
дистанцию. Стараюсь с артистами
по девочкам не ходить и водку
не пить. Я диктатор. Но со вкусом.
-
Зачем репертуар попсовым так сильно разбавляете? Опускаетесь до уровня публики?
-
А что такого попсового
мы исполнили? - встрепенулся со
смехом Кульмис.
Синий туман»?
-
Слава (Добрынин.
- авт.),
кстати, в восторге, - тут же пояснил
Турецкий.
-
Ну мы
же из «Рефлекса» или «Хай-фай»
не поем, - продолжил Кульмис.
-
А публика! - рассуждал Турецкий. - Даже тот, кому слон на ухо наступил, уйдет с концерта
довольным... Потому что спето
будет так…
-
А глядишь, и что-нибудь для себя
вынесет, - пожал плечами Кульмис.
- Хотя воспитание вкуса это не
самоцель. Просто школа: мы так
много учились, что по-другому
не умеем (у каждого за плечами
Гнесинка,
или Свешникова, или Глинки, или
Московская консерватория.
- авт.).
P.S. Выражаю благодарность
казахам за то, что задержали
музыкантов в Алматы
и хор не успел добраться
до информагентства, из-за чего
Михаил Турецкий компенсировал
опоздание билетами на концерт.
Еще большое спасибо артистам за
то удовольствие, что они подарили
слушателям, несмотря на жуткую
усталость и плотный график.
P.P.S.
Дабы облегчить жизнь кыргызского
журналиста, арт-группа выдала на руки внушительную пресс-подборку, в которой
не только перечень самых распространенных
вопросов (а не доставайте звезд
банальностями!). Там обнаружились
и биографии певцов, и перечень
композиций (внушительный!), и
вкусные подробности из жизни»,
и отзывы солидных СМИ и коллег
Иосифа Кобзона, например. Так
вот, делюсь с читателем этими
историями.
Хор
Турецкого
обязан своим рождением старикам,
певшим по праздникам в синагоге
скрипучими, непоставленными голосами. И вот эта простота без фальши (душевной)
сподвигла
Турецкого
на то, чтобы возрождать традиции
еврейской духовой музыки. Ну а
поскольку для коллектива нет запретов
в музыке (делай то, что умеешь,
а умеешь многое) здравствуй, вольное
обращение с классикой и молитвами.
В итоге попытка сделать классическое
эстрадное шоу. И правила здесь
жесткие: утром репетиция, вечером
концерт, ночью самолет. Помятый
вид - штраф, спиртное «до» - опять
же штраф. Никто не спорит, как
и с утверждением, что в палитре
голосов с диапазоном в 4 с половиной
октавы без труда определяешь,
кто здесь главный. Хотя в хоре
все голоса от кутюр», единственные
и неповторимые, как и их обладатели.
Олег Бляхорчук,
к примеру, чисто романтичный герой
с лирическим тенором, которому
доверяют нежные песни. Артур Кейш
может заменить 11 предметов ударной
установки, а голос одновременно
и эстрадный, и джазовый, и классический.
Кстати, Артур чрезвычайно артистичен
- любую композицию «иллюстирует» так, что глаз не отвести. Алекс Александров блистательно
может спародировать известных
людей, да еще не только поет,
но и ставит хореографию. Упомянутый
Евгений Кульмис
вообще-то и не думал петь на сцене:
получил образование музыковеда.
А потом от теории решил отойти,
попробовав музицировать самостоятельно.
Так обнаружилось, что его бас
может брать на октаву ниже, чем
обычно такое в природе встречается
чрезвычайно редко. У Михаила Кузнецова
уникальный
тенор-альтино, позволяющий исполнять женские оперные партии,
написанные для колоратурного сопрано.
Таким уж уродился», скромно замечает.
Перечислить
достоинства каждого из десятерых
артистов невозможно, ибо газетной
площади мало, а хочется рассказать
парочку интересных случаев. Итак,
через два дня после терактов в
Америке хор должен был выступать
в Торонто. Шесть утра, несусветная
рань, толпа ящиков с аппаратурой,
суровые и уже бдительные таможенники,
которые, конечно же, заявили,
что не пропустят
не успевают проверить. И что же?
Артисты сами понимаете, отнюдь
не в смокингах затягивают гимн
США. Овации и ни один ящик не
вскрыт. А десятью годами раньше,
в первый их приезд в Америку,
решили исторический момент заснять
на камеру естественно, с пением
в аэропорту. Так познакомились
с импрессарио,
организовавшей им гастроли по
Штатам. Совсем не в ванной, как
в расхожей шутке про шоу-бизнес.
Татьяна
Орлова
Газета
«Моя столица-новости»,
25 апреля 2006
Бишкек