Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Десять голосов, которые потрясли мир 

Они покорили Европу и Америку... Они – это десять голосов, которые потрясли мир. Десять прекрасных и даже уникальных голосов. Целый хор. Поправший каноны хорового искусства. Хор танцующих певцов. Хор Михаила Турецкого. 

Жрецы древних народов знали ключевую ноту, являющуюся базовой в управлении материей. При помощи таких ключевых нот строились пирамиды и разрушались целые города. Для этого не требовалось большого количества рабочих или воинов. Просто несколько мужчин становились в ряд и начинали петь. И тогда из каменных скал вырезались целые блоки и, управляемые голосами, подавались к нужному месту. Или опять таки несколько жрецов становились перед стенами вражеского города и пели. И толстые каменные стены не выдерживали мощи человеческих голосов. Вот так и десять мужчин хора Турецкого стоят на сцене и создают своими голосами чувство радости, счастья, любви в душах своих слушателей. И разрушают тоску, страдание, боль... 

Первые слезы благодарности 

Этот хор уникален во всём. Взять хотя бы историю создания хора. Пятнадцать лет назад произошла трагедия в судьбе молодого выпускника института, а ныне Российской академии имени Гнесиных Миши Турецкого. В автокатастрофе погибла его жена, оставив на руках Михаила пятилетнюю дочь. Чтобы не сойти с ума от безысходной боли Миша с головой погрузился в свою мечту, и уже через некоторое время состоялась первая репетиция хора.
Михаил Турецкий создал свой хор на базе Московской Хоральной синагоги. И в этом тоже проявляется их уникальность. В начале девяностых годов Еврейский Мужской хор Михаила Турецкого возродил почти полностью утраченное на то время искусство еврейского духовного пения. 

Цитата из книги Михаила Турецкого «Хормейстер»:

«90-й год стал годом нашего рождения. Рождения нашего творческого коллектива. Первые концерты в Таллинне и Калининграде. Мой день рождения пришёлся на дату калининградского концерта. Мне исполнилось 28 лет. Отпраздновали день рождения и дали концерт. Он состоял из духовной и светской музыки. Собрались там евреи и просто любители музыки. И я впервые увидел зрительские слёзы благодарности и восторга, которые смогли вызвать мы своим искусством.
Следующее выступление было в кирхе. Это концертный зал в Кингисеппе. И вновь многие зрители плакали».

 А затем были Франция, Англия, Израиль, США... Им рукоплескали многотысячные залы. Ночной концерт на площади Венеции, который не был проанонсирован, собрал несколько сот человек.  

Прошло три дня после крушения башен-близнецов в Нью-Йорке. Хор Турецкого в США. Шесть утра, аэропорт в Майами, откуда хор должен лететь в Торонто. А им говорят: «У вас большое количество багажа, мы не успеем проверить все ваши ящики, поэтому не можем пустить вас на рейсА у них вечером концерт. Хор в 6 утра не выглядит хором! В шортах, уставшие, небритые... Но!... Ребята запели «God bless America»! Оперными голосами в несусветную рань! Голоса звучали настолько мощно, что перебили весь шум аэропорта. Через мгновение вокруг поющих собралась огромная толпа пассажиров и работников аэропорта. А затем – гром аплодисментов. Конечно же их багаж уже не досматривали и на концерт хор успел вовремя.

В 1999 году власти Майами приняли беспрецендентное решение: официально объявили 6 февраля днём Московского еврейского хора. Но это потом, а пока...

Как спеть телефонный справочник 

1993 год. Музыкальная ассоциация наградила Михаила Турецкого «Золотой короной канторов мира». Таких коронованных особ в мире насчитывается всего восемь человек. И это всего лишь через три года после создания хора.

Вот такой уникальный руководитель этого уникального коллектива. В 2002 году Московский еврейский хор был переименован в хор Турецкого. Есть оркестр Владимира Спивакова. Почему бы не быть хору Михаила Турецкого? Тем более, что на тот момент рамки репертуара хора значительно расширились. Список их песен содержит более 300 произведений на девяти языках. Классика, фольклор, джаз, духовная музыка, оркестровая музыкасполняемая голосами «а капелла», эстрада, городской или так называемый «блатной» романс. Они поют почти всё, включая..елефонную книгу. Да, не удивляйтесь. Ведущие одной из телепередач спросили у хористов, что они могут спеть. Да всё! Скромно ответили ребята. Например, телефонный справочник. И тут же спели на несколько голосов рекламу стоматологической поликлиники. Причём в стиле православных гласов (духовные православные песнопения).

Наверняка у многих возникнет вопрос: Турецкий часом не псевдоним? Нет, не псевдоним. 

Цитата из книги М.Турецкого «Хормейстер».

«...Восемнадцатилетнюю свою жену Бэлу Турецкую отец привёз в Москву из белорусского местечка Пуховичи всего за несколько месяцев до начала гитлеровской оккупации тех мест. Оставшуюся семью: моего деда, бабушку, дядю и тётю фашисты убили». 

По просьбе Бэлы, чтобы не пресёкся род Турецких, Борис Эпштейн принял фамилию жены. Эта фамилия происходит от названия города Турец, а вовсе не от Турции. 

Но вернёмся к хору. 

Цитата из книги М.Турецкого «Хормейстер».

«Мы пытаемся бороться с тотальной идеологией «кретинизма» в массовой культуре за счёт своих профессиональных голосов, живого звука, культуры поведения на сцене, хорошего костюма: у нас нет кроссовок, маек в стиле «дрань-рвань», нет фонограммы, нет безголосицы.
У нас есть голоса, высшее музыкальное образование, за нами длительный и скрупулёзный репетиционный процесс. Мы пытаемся показать прекрасную природу живой и замечательной музыки, которая создана человечеством».

Да, действительно хористы обладают потрясающими по красоте голосами. Но давайте по-порядку о каждом голосе, о каждом хористе.

Досье

Михаил Турецкий

Заслуженный артист России.
Окончил Московское Государственное музыкальное училище им. А.В. Свешникова и Российскую Академию музыки им. Гнесиных. Хоровой дирижёр, симфонический дирижёр. Обладает тенором, может петь в различных стилях и на разных языках. Голос Михаила Борисовича напоминает мне звучание бронзовой ритуальной чаши. А артистизм его заставляет страдать или радоваться вместе с героями его песен. Сильный духом, даже властный руководитель. Для своих подчинённых он не только и не столько худрук, но отец родной. В коллективе его называют почтительно Маэстро. И в этом нет подхалимажа. Ребята искренне любят и уважают своего Маэстро. Зрители же видят Михаила Турецкого как весёлого конферансье, прекрасного певца, хормейстера, который спокойно руководит целым зрительным залом, заставляя слушателей петь вместе с хором.

Евгений Тулинов

Хормейстер коллектива и помощник художественного руководителя.
Окончил музыкальное училище при Московской консерватории, затем Российскую Академию музыки имнесиных по специальности «хоровое дирижирование». В хор Михаила Турецкого пришёл в 1991 году. Обладает прекрасным драматическим тенором. Может петь в различных стилях и манерах. Однажды Зураб Соткилава услышал, как Евгений распевается перед концертом, и удивился: «Почему вы поёте в хоре, а не в оперном театре?». Да потому, что в театре драматический тенор пел бы всю жизнь пять-шесть партий. И всё! А в хоре Турецкого Евгений Тулинов поёт и оперные партии, и эстраду, и духовную музыку, и фольклор, и даже озвучивает лошадь! Да-да! В песне старого извозчика!
Голос Евгения Тулинова подобен огню. А артистизм наводит на мысль, что театр не досчитался прекрасного актёра. Женя на сцене всегда пластичный, ироничный, зажигательный... А также трагичный, задумчивый, мечтательный. В жизни Женя такой же разноплановый, что и на сцене. Очень коммуникабельный, открытый. В кругах поклонников хора Турецкого Женю называют просто Голос. Разве это не высшая похвала певцу? 

Евгений Кульмис

Директор коллектива.
По образованию музыковед, пианист. Окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных. В хоре Турецкого поёт с 1991 года.
Обладает уникальным голосом – басом-профундо. Этот голос имеет ноты, что на октаву ниже обычного баса. Голос Жени используется хором в экстраординарных ситуациях. Например, песня «Let my people go» заканчивается словом «Go!», звучащим так низко, словно Сам Господь даёт разрешение...
Парадоксально распорядилась природа, подарив стройному, невысокому человеку такой бездонный голос, на который откликается всё человеческое естество. Потому что он задевает те струны в теле человека, что отвечают за жизнь и сексуальную гармонию.
При этом Евгений весьма скромен. Себя отнюдь не считает великим певцом. Смущается, когда ему говорят комплименты. Черноволосый и черноглазый он обладает светлой душой. 

Михаил Кузнецов

Окончил Московскую Академию музыки им. Гнесиных.
В хоре Турецкого пришёл в 1993 году, хотя дружит с Михаилом Турецким с 1980 года.
Тенор-альтино. Он находится на стыке между мужским и женским голосами. Может исполнять партии, написанные для колоратурного сопрано, т.е. для самого высокого женского голоса. Причём это не фальцет, а действительный редчайший в мире голос.
В Гнесинке ходила такая шутка.
Поймал студент Гнесинки золотую рыбку. Та и спрашивает: «Чего ты хочешь?»
«Дай мне голос, рыбка
«Хочешь петь как Карузо
«Нет!»
«Как Козловский?»
«Нет!»
«Может, как Лемешев?»
«Нет, как Миша Кузнецов!»
И действительно, петь так, как поёт Михаил, могут очень даже немногие... Знаменитую арию Царицы Ночи из оперы В.Моцарта «Волшебная флейта» хотели бы петь многие певицы, обладающие колоратурным сопрано, но отваживаются только некоторые. А Миша Кузнецов её поёт. И как поёт!!!
Однажды после концерта к Михаилу Турецкому подошла дама с претензиями. «Вы сказали, что у вас поют только мужчины. Но ведь у вас поёт и женщина!» А всё дело в том, что на концерте Михаил Кузнецов пел песенку Мерилин Монро в парике и с боа на шее. 

Артур Кейш

Окончил Московскую Академию музыки имнесиных по специальности «хоровое дирижирование». В хоре Турецкого с 1994 года. Обладает плотным, объёмным тенором, очень близким к баритону. Своим голосом может изобразить 11 предметов ударной установки. Самый «драйвовый» из хора в смысле поведения на сцене. Обладает прекрасной природной пластикой. В среде поклонников хора слывёт «ртутным шариком» или по другому «Артуртным шариком». Талантливо делает музыкальные аранжировки, чем не раз помогал и помогает в работе хора. Друзья-хористы называют его «композитором». Обладает тонким юмором. Шутки Артура мгновенно подхватываются и цитируются.

Олег Бляхорчук

Закончил музыкальное училище им.Глинки и Белорусскую Государственную консерваторию им. А.Луначарского. Лауреат международных конкурсов артистов эстрады. Обладает прекрасным эстрадным, лирическим тенором. В хоре Турецкого поёт с 1996 года.
И на сцене, и в жизни Олег – сама нежность. Когда он поёт про великую любовь, хочется ему верить. И веришь, что у каждого есть или будет Такая Великая Любовь. 

Алекс Александров

Самый молодой по возрасту, но самый «старый» по времени пребывания в хоре Турецкого. 4 февраля 1990 года Алекс пришёл в хор и остался верен ему вот уже 15 лет.
Окончил Московское государственное музыкальное училище им. А.Свешникова и в 1995 году Московскую Академию музыки имнесиных.
Помошник хореографа. Баритон.
Обладает прекрасным даром пародиста, что очень часто использует в различных песнях.

Цитата из книги М.Турецкого «Хормейстер».

«Он струна музыкальных партий. Я говорил: «Наши голоса – «обмотка», а ты – струна. Ты держишь строй

Алёша обладает лукавым, но тонким чувством юмора. Открытый и весёлый человек. Прекрасно поёт как классику, так и эстраду. А как он поёт под Таркана!

Валентин Суходолец

Окончил Московскую консерваторию. Лирический тенор. В хоре Турецкого поёт с 1994 года, но поначалу пел как приглашённый солист. С 1997 по 2000 годы учился оперному искусству в Голландии. В последнее время постоянно работает в хоре Михаила Турецкого. В совершенстве знает итальянский язык, поэтому партии на итальянском языке даются ему особенно легко и красиво. Но большинство зрителей помнят его пожалуй по песне «Мурка», которую Валентин поёт как арию заезжего гостя и трагическую песнь об обманутой любви.
Очень мягкий и ранимый человек. Очень красивый певец и артист.

Борис Горячев

Баритон. Окончил Московское Государственное музыкальное училище им. А.Свешникова и заочно Московскую Академию музыки имнесиных по специальности «хоровое дирижирование». В хор Турецкого пришёл после отборочного конкурса в 2003 году. 

Цитата из книги М.Турецкого «Хормейстер».

«... Борис Горячев – а-ля Юрий Богатиков. ... Весь такой «правильный». Таким я увидел в своё время Бориса Горячева. Не хватает звёзд с неба. С небольшими амбициями. Я ему дал год, чтобы он вытащил свой огромный голос солиста. ... Измени себя. Ты слишком «милый» для нашего коллектива. У нас коллектив конфликтных личностей. Сложных. Эпатажных. В ты пока никакой. Ты думаешь, что у тебя – голосок, а у тебя – голос! Лирический баритон. И при этом ты очень горячий мужчина».

И сейчас мы имеем то, что хотел видеть Михаил Борисович в Боре Горячеве. Красивый, нежный, страстный голос в красивом, нежном, страстном мужчине.

Игорь Зверев

Окончил Московское Государственное музыкальное училище им. А.Свешникова. После армии окончил Академию культуры. Обладаем мягким, но глубоким басом. В хоре Турецкого с 2003 года.
 Очень мягкий и нежный человек в повседневной жизни, на сцене Игорь весёлый, ироничный, а порой и трагичный... Как в песне «Окрасился месяц багрянцем». Одним движением руки останавливает «паровоз» - самого Маэстро! Прекрасный артист и певец.  

Марина Семенова
Журнал «Лада», апрель 2006, Таллинн

Hosted by uCoz