Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Многоголосье «по-Турецки»

В театре оперы и балета дончан «зажег» знаменитый хор

Об этом коллективе заговорили недавно, при том, что уже пятнадцать лет десять профессиональных музыкантов работают над музыкальным вкусом Америки. Солисты «Хора Турецкого» - почетные граждане Атланты, Бостона и Майами. Мэр последнего города даже утвердил официальный праздник в честь группы, который отмечается ежегодно шестого февраля. Однако, чтобы пробиться сквозь стены российского шоу-бизнеса, замешанного не столько на искусстве, сколько на финансах, им потребовалось десятилетие и вмешательство Иосифа Кобзона.

Рожденные петь танцевать... могут

Ныне гастрольный график «Хора Турецкого» расписан на год вперед, а билеты раскупаются за считанные дни. Казалось, что на донецком концерте в зале оперного театра на одно место приходилось по два меломана. Нарезка арий классической оперы чередовалась с масс-культовыми типа «Мишка-одессит» и «Наш паровоз вперед летит», мюзикхолльными в стиле AББAвской «Money» и даже молитвами (иудейской, католической и православной, включая «Отче наш» и «Многая лета»). И все без фонограммы (порой вовсе а capella)! Кстати, это чуть ли не единственный танцующий хор в мире, причем даже сложные па выходят у них вполне сносно (хотя сами артисты говорят, что до «Тодеса» им еще далеко).

Русский и иврит сменяли итальянский, французский и немецкий, а также украинский (когда дело дошло до «Червоной руты») языки - программа «Рожденные петь» включила в себя все многоголосье мира (не случайно в качестве фона арт-группа использует огромный баннер, на котором Эйфелева башня соседствует с собором Василия Блаженного и неоновыми огнями Бродвея).

«Подпевайте, это входит в стоимость билета», - шутил руководитель, дирижер, солист и конферансье Михаил Турецкий. И зал охотно отзывался на приглашение. Блатная «Мурка» с подачи арт-группы трансформировалась в симбиоз арии и романса. Главную героиню выбрали из зала, и со словами: «И перо за это получай!» вручили ей натуральное перо страуса. Донецкая Мурка и несколько сот земляков безустанно аплодировали и не желали отпускать столь полюбившихся артистов со сцены.

Они еще не уехали, но мы уже начали по ним скучать. Благо на память осталось интервью, состоявшееся с помощью концертного агентства «Блиц» и благотворительного фонда «Наш дом - Украина».

От такого искусства голуби несутся

На встречу пришли двое самых «старых» в плане работы в коллективе солиста - баритон Алексей Александров и тенор-альтино Михаил Кузнецов (его уникальный голос находится на стыке мужского и женского, поэтому во время концерта казалось, что один из десяти хористов принадлежит к прекрасному полу). По признанию самих исполнителей, они частенько представляют «Хор Турецкого» на пресс-конференциях, поскольку являются самыми общительными.

- Недавно была по рабочим делам в психоневрологическом центре, так там в стационарном отделении звучит ваша музыка. Как вы сами считаете, обладает ли творчество «Хора Турецкого» исцеляющими качествами?

Алексей: - Нам часто говорят, что наша музыка заставляет людей думать, настраивает на позитивный лад. Поэтому вполне может быть, что ее используют в такого рода учреждениях.

Михаил: - Доходит даже до смешного. Помню, как-то в ресторане, там, значит, такой замысловатый дизайн - под потолком висят клетки с голубями, когда заиграла наша музыка, эти птицы начали нестись. Представьте, дождь из яиц! А вообще мне кажется, что наше творчество нельзя использовать как фон, над ним нужно задумываться. Под нас сложно кушать, а порой даже танцевать.

- Ваш коллектив зарекомендовал себя как высокопрофессиональный. Насколько приходится быть требовательными к себе?

Алексей: - Мы постоянно находимся в процессе работы. Если это не концерт, то вокальная или хореографическая репетиция. Игорь Крутой говорит, что у нас такой инерционный запас, что мы три года вообще можем ничего не делать. Но это пагубный пример, потому что расслабляться нельзя, нужно думать не о завтра, а о послезавтра. В нашей сфере нельзя чему-то научить, можно только научиться самому, и очень важно иметь тягу к этому знанию.

Михаил: - Потом, у всех нас высшее музыкальное образование, что само по себе поднимает планку.

- А как вы готовите хореографическую часть шоу, ведь сам по себе хор, который еще и танцует - явление беспрецедентное?

Михаил: - Хореография - наше довольно позднее завоевание. Самое важное, что профессионалы, которые ставят танцевальные номера, - не просто народ с улицы, а люди, близкие нам по духу. Мы работаем с ними на одной FM-частоте.

Алексей: - Но мы работу любого, даже самого заслуженного хореографа все равно немножко корректируем, переделываем.

- В российских СМИ прошла информация о том, что вы собираетесь записать совместный трек с Мадонной...

Алексей: - Это ближе к лету будет ясно.

Михаил: - Пока что все на уровне разговоров. И дело не в самой Мадонне, а в том количестве инстанций, которое нужно пройти, чтобы до нее добраться. Мы ничего от этого не ждем и ничего не вкладываем. Мадонна как таковая не нужна нам для раскрутки, мы все равно живем здесь. Мы работали со многими мировыми знаменитостями, так что еще одна будет просто для галочки. Наш последний концерт в Кремле вообще прошел без звезд.

- Тем не менее в предыдущих ваших сольниках Иосиф Кобзон, Лолита Милявская, Николай Басков и многие другие принимали самое активное участие. По какому принципу вы отбираете знаменитостей для совместной работы?

Алексей: - Существует такая концепция: чтобы привлечь к себе внимание рядового слушателя, нужно засветиться рядом с любимцами публики. Три года назад перед концертом, о котором вы упомянули, по телеку шла реклама: ничего не говорящий набор букв «Хор Турецкого», а потом упоминание, что в программе участвуют Лолита, Басков, Галкин, Киркоров. Человек услышит имя своего любимца, включит этот канал хотя бы на пять минут и таким образом познакомится с нашим творчеством. Всех исполнителей мы тогда поделили на категории в зависимости от популярности и их аудитории (она должна была примерно совпадать с нашей). Можно было «запихнуть» в эту программу всех, но нам нужны были имена. Та же Елена Воробей три года назад не была так известна, как Максим Галкин.

Михаил: - Просто кто был на нашей орбите, тот и попал, мы ведь кастингов специальных не устраивали. С тем же Борей Моисеевым мы перед этим работали в каком-то сборном концерте. Опять же - кто нам и кому мы симпатизируем. Обожаем Лайму Вайкуле, с которой работали, когда только начинали.

- Как уживаются десять солистов-личностей?

Алексей: - Наша отдушина - юмор. Иначе было бы очень сложно - сами представьте: за две недели - 12 выступлений. Поэтому ни от кого ничего не ждем и сами себя развлекаем.

- Никогда не рассматривался вопрос о том, чтобы взять в хор вокалистку?

Алексей: - Это только повредит работе (смеется). Вы же знаете, что и футболистам, и боксерам, и певцам не рекомендуется за несколько дней до ответственного мероприятия иметь «отношения». Нужно беречь силы.

Михаил: - Тогда уже будет коллектив совершенно иного формата.  

- Хорошо, но раз вы воздерживаетесь от контактов перед выступлениями, а концерты у вас чуть ли не ежедневно, как вы собираетесь сделать вклад в борьбу с демографическим кризисом?

Алексей: - Пока мы были на гастролях в Москве, у троих участников родились дети. От законных половин. У меня дочка, но она уже взрослая.

Михаил: - И у меня девочка.

- Сейчас часто говорят о том, что вместо раскрученных звезд поют «закулисные» вокалисты: взять хотя бы скандалы, связанные с группой «Мираж» или Витасом. Поступали ли вам предложения стать чьим-то голосом?

Алексей: - Нет, думаю, что будет стыдно подойти к нам с подобным предложением. В любом случае откажемся, мы и так нормально зарабатываем. Каждый берет чем может: кто-то голосом, другой - аппаратурой, а третий какими-то внеш-ними данными (при этом он прикладывает руки к груди, изображая большой бюст).

Михаил: - Вот совсем другое дело - мультики. Нас пригласили озвучивать анимационный фильм «Гадкий утенок», который скоро появится в прокате. Это здорово!

- В репертуаре хора песни на разных языках мира, но все-таки создается впечатление, что наибольший акцент вы делаете на еврейских...

Алексей: - Истоки многих советских песен идут именно от этой музыки, плюс она очень мелодичная и разнообразная. В СССР эти песни запрещались, но ноты остались, и композиторы пользовались ими.

Михаил: - Еврейская музыка, как и сами евреи, где жила, там и питалась. Человек любой национальности, слушая ее, найдет что-то свое, связанное с родной страной.

- Вам рукоплескали лучшие залы планеты. Существует ли сцена, на которой вы не пели, но очень хотели бы?

Михаил: - Это сборная сцена на фоне Эйфелевой башни. Было бы интересно!

Алексей: - Если раньше нам было интересно достучаться до русского слушателя (до недавнего времени в США нас знали куда лучше, чем на родине), то сейчас мы заигрываем с Европой.

- Как часто приглашают на закрытые концерты?

Михаил: - Их полно! Как правило, это корпоративные торжества.

Алексей: - Кстати, седьмого марта мы работали у вас в Алчевске по поводу юбилея крупного комбината.

Михаил: - Завязли мы там в снегу. Хотя корпоративные вечеринки бывают и такими, что иной раз Кремль позавидует.

- В канун выборов нельзя не спросить о ваших отношениях с политикой.

Михаил: - Политика очень навязчива, сегодня она везде, тебя будут ею пичкать. От этого даже не хочется вдумываться в какие-то детали, все равно все обещают, что при них будет лучше.

Алексей: - Просто идет конкурс: кто кого перепиарит. Мы лучше будем делать свое дело вне политики.

***

Я с ужасом думала, что прежде чем коллектив вновь приедет в Донецк с концертом, здесь с гастролями побывают десятки «фанерщиков», понятия не имеющих о культуре сценического поведения. Вот бы купить им всем по билету на «Хор Турецкого» и отправить на такого рода курсы повышения квалификации!

Алла Рура
газета «Донбасс», 22 марта 2006.

Hosted by uCoz