Нокаут
от "турецкоподданных"
Сотня песен за два с половиной часа. Впервые в Череповце "Хор
Турецкого" галопом по Европам, карманам и сердцам
О соках (на правах вступления).
Кто-то
гадает по звездам, другие по знакам зодиака, есть и такие, кто
кофе переводит на прозрение. А я заметил некоторую связь между
напитком и тем, кто его употребляет. Скажи, какой сок ты пьешь,
и я скажу, кто ты. Например, ананасовый, апельсиновый и прочие
цитрусовые предпочитают натуры утонченные, мягкие и скромные,
но без притязаний на оригинальность. Кислую парочку, яблочный
и вишневый, берут обычно взбалмошные и страстные. Плаксивые и
капризные спрашивают морковный. Перед единственным концертом "Хора
Турецкого" в Череповце на продуктовых прилавках ДК "Строитель"
стал дефицитом томатный сок. Мужской, честный, как водка, без
примесей и подслащения, он пьется залпом, одним глотком, заставляя
крякнуть всякого своего любителя. Который суть уверенный в себе
человек, сильный и решительный.
Не
удивительно, что поклонники томатного сока на концерте оказались
в абсолютном большинстве. Как только афиши сообщили о шоу, оно
было объявлено бомондовским. Билеты, стоимость которых крутилась
около полутора тысяч рублей, скупались как физическими лицами,
так и юридическими и вскоре кончились. Бронь, места для своих
все пошло в дело, то есть в кассу. Пришлось по телефону и лично
отказывать даже таким людям, которых все знают по имени-отчеству.
Наконец
настала вожделенная среда дворники с утра расчистили
места под джипы, "строительное" кафе запаслось бутербродами
с красной икрой. Делегация "Хора Турецкого" насчитывает
тридцать три человека, десять из которых музыканты. Проблем устроителям
не доставили, разместились где разместили, ели что подали. У одного
связки разболелись, к врачу возили, другой пожелал "вкусить"
череповецкий шопинг, третьему показали, где можно погулять. И
все. Люди интеллигентные, Гнесинку и другие консерватории позаканчивали.
Узнаваемостью
вокалисты хора пока не обросли, а потому спокойно бродили среди
стоящих у гардероба. Наконец один хорист не выдержал и рассекретился
распевкой: "Мимамо". Заоборачивались.
Тут
же прилавок с сувенирной продукцией. Диски, кассеты, DVD. И хотя
сам создатель хора на всех коллективных фото всегда на первом
плане и одевается в белое, если хор в черном, и наоборот, вопрос:
"Который тут из вас Турецкий?" до сих пор
один из самых популярных. Турецкий даже книгу покаяния о себе
написал, которая начинается с вопроса: "Правильно ли делаем
мы, признанные одними из лучших голосов мира, что поем песни,
от которых музыкальные снобы воротят носы?" Ответу на него
Михаил Турецкий посвящает четыреста страниц текста и каждый свой
концерт. Хор собственного имени он организовал в 1990 году. Первые
годы коллектив существовал под эгидой московской синагоги. Сейчас
далеко не все из десяти исполнителей являются ее прихожанами.
Но большинство.
От
Рубцова до Верди один хор
Открывала
череповецкое выступление песня Belle. Страдания влюбленного горбуна
сводили народ с ума года три назад, а "турецкоподданным"
трогательный номер был нужен, чтобы развернуть невидимую ковровую
дорожку для торжественного выхода начальника. Поздоровался, в
приветственной речи обратив особое внимание на исторический момент
в Череповце они впервые. Говорить разрешается только ему, другие
лишь поют и молча кланяются. Не знаю, планировали ли гости или
так вышло, но второй номер программы как раз и стал одним большим
поклоном вологодскому поэту Николаю Рубцову и всем его землякам
знаменитая "В горнице моей светло" написана на его стихи.
Если из Франции можно так легко перелететь на Русский Север, почему
бы не сигануть оттуда в Италию. Арии из классических опер Верди
идут следом за "Горницей". Моцарт и Гуно выдаются блоком,
чтобы уже больше не возвращаться к опере. Куплеты Мефистофеля
("люди гибнут за металл") посвящаются комбинату. Спустя
три композиции последует еще одно посвящение зрительному залу
Money шведского квартета ABBA. Правда, вместо волнующих кровь
голосов женской половины квартета мы слышим тяжелый бас ожившего
кассового аппарата. Хор знает, для кого поет, а потому хохмит
по полной.
Талант
шоумена у Михаила Турецкого налицо: его импровизации ироничны,
неожиданны и, видимо, тщательно прописаны. О вокале предводителя
такого не скажешь: исполняя свои редкие соло, возлежит на подушке
голосов коллег. Каждый из которых готовый солист отменность
голосам придает их разнообразие от шаляпинского громоподобия (Евгений
Кульмис) до близкого к женскому сопрано (Михаил Кузнецов). И не
пытайтесь "ударять" сопрано на первый слог
о плагиате и речи быть не может, к авторству москвичи относятся
трепетно, объявляют композитора и поэта, а иногда и год написания
песни. Их репертуар безупречен, его подобрал самый компетентный
критик время. Все имеется в нем, все времена и народы,
все стили и жанры от "Мурки" до "Сулико".
На группы коллег "попуррильщиков" типа "Доктора
Ватсона" смотрят, как слон на мышь, и, исполнив нехитрые
шлягеры, дабы подчеркнуть различие, играют консерваторскими мышцами.
"Полет шмеля" РимскогоКорсакова, например, исполнили
без музыки, одними голосами, разом пародируя весь симфонический
оркестр. Зал откинулся в креслах с восхищением дилетанты
очарованы не меньше профессионалов. Каждый номер предполагает
свой сценарий. Приведу пример: вздумалось Турецкому музыкальными
средствами организовать прибытие поезда на сцену. "Наш паровоз,
вперед летит", с революционным задором выпевают
его молодцы. Когда до коммуны остается чутьчуть, молниеносно перепрыгивают
на другую нотную страницу: "На дальней станции сойду".
А дальше: "Семь сорок", "Кондуктор, нажми на тормоза".
В общем, все, что ни написано на свете на железнодорожную тему,
идет в программе одним прицепом. Интересно? Интересно. Здорово?
Чудесно. Смешно? До жути.
Два
с половиной часа с антрактом гардеробщицы ждали владельцев шикарных
шуб и дубленок. Ощущение после концерта такое, как будто перелистал
песенник. Зал в восторге, в фойе только и разговоров. "Я
получил огромное удовольствие, не только я, но все, кто со мной
пришел. Очень комфортно себя чувствовал в зале, отличные голоса,
свободное общение артистов с залом. Кстати, Михаила Турецкого
я помню еще с 70х годов, он раньше занимался боксом",
делится впечатлениями председатель торговопромышленной палаты
города Владимир Штейнгарт, в прошлом боксер.
В
среду вечером на ринге ДК "Строитель" Михаил Турецкий
провел серию ударов, которая закончилась нокаутом череповецкой
публики. Столь сильный удар по ушам, по словам специалистов может
обернуться потерей памяти. Обо всех прошлых гастролерах.
Сергей
Виноградов, 17 февраля 2006 г.
Газета "Речь"
Источник
Назад
в "Статьи"
|