Два
аншлага после бурной ночи
29
сентября в театре оперы и балета выступал уникальный коллектив, известный
не только в России, но и за ее пределами. "Хор Турецкого" покорил Воронеж
своим многоголосьем еще в прошлый приезд (артисты были у нас в октябре
2004 года), так что билеты стоимостью 350-2000 рублей на сей раз были
разметены из касс моментально. Пришлось объявлять дополнительный концерт...
Кстати,
концерт арт-группы был приурочен к 15-летию коллектива, который они
отмечают в этом году. Специально к такому событию творческий коллектив
подготовил новую программу "Рожденные петь", которая и была представлена
в Воронеже. По слухам, на юбилейный тур "Хора Турецкого" Сбербанк России
выделил 20 миллионов долларов, что является для России абсолютно феноменальной
суммой (до этого самым дорогим концертным мероприятием считался тур
Филиппа Киркорова, для которого был зафрахтован специальный самолет,
на него было потрачено около миллиона долларов). Правда, сам Михаил
Турецкий слухов не подтвердил, сказав, что не имеет представления о
вложенной сумме.
Турецкий и его "турецко-подданные" прибыли в Воронеж из Липецка около
12 ночи. Артисты решили хорошенько отметить удачно состоявшийся концерт
и мотались по различным кафе города до пяти утра. Когда запели первые
соловьи, Михаилу Турецкому и Борису Горячеву захотелось взглянуть на
площадку, где они будут выступать. Покрутившись у закрытых дверей оперного
театра, они решили, что пора бы уже и отдохнуть перед предстоящими двумя
концертами. Турецкий сел в собственный "лендровер", на котором колесил
по Черноземью (остальные участники хора передвигались на двухэтажном
автобусе), а Горячев отправился пешком в сторону "Спартака". Воронежская
охрана, упустившая Бориса из виду, сначала испугалась, что он потеряется,
но потом выяснилось, что он успешно добрался до "Арт-отеля", где поселили
коллектив, и лег спать.
Как
всегда, "Хор Турецкого" поразил своей необычной программой, в которой
соединены арии из мюзиклов, советские шлягеры, популярная классика,
литургические песнопения и хулиганские песни типа "Мурки". Блатной хит
в интерпретации Турецкого превратился в очаровательную комическую оперу
с увертюрой, сольными партиями и танцевальными номерами. "Мурку", положенную
на классическую музыку, исполняли дважды, и воронежцы пели ее дружным
хором. Один из солистов даже выбрал для себя подходящий объект. На словах
"Ты зашухерила всю нашу малину и перо за это получай", он достал из-под
пиджака павлинье перо и подарил сидящей в ложе женщине бальзаковского
возраста. Зрительница засмущалась, но Турецкий решил подлить масла в
огонь: "Посветите на нашу Мурку, пусть ее весь Воронеж запомнит! И вообще,
в зале есть начальник УВД? А то посмотрите, сколько народу знают слова
"Мурки", это наводит на мысли..."
Вообще
хором пели много. Для начала Турецкий разделил зал на мужчин и женщин,
которые поочередно исполняли "Окрасился месяц багрянцем", затем зрители
попытались вместе с "Хором Турецкого" исполнить древнееврейскую молитву.
Удалось лишь тогда, когда она плавно перешла в русский вальс... "А нормально
зал реагирует! Мы поем на еврейском, а им нравится, - шутил Михаил Борисович.
- Вы пойте, пойте, это расслабляет". Когда народ вдоволь напелся, художественный
руководитель поинтересовался: "А как в Воронеже с хореографией?" "Ой,
лучше не надо..." - раздался из зала чей-то робкий голосок, но артисты
все равно предложили всем желающим составить компанию в исполнении танца
под хит "Мамба намба файв", который одновременно оказался и знаменитой
"леткой-енкой". "Нам нужно 20-30 смельчаков из зала, - взывал к зрителям
Турецкий. - Кстати, первые 5-7 ласточек будут премированы, так что спешите..."
Желающих поплясать оказалось всего трое - две девушки и один парень.
Они радостно скакали в проходах, после чего Турецкий объявил: "Не забудьте
после концерта зайти за кулисы, мы вас премируем поездкой на наши грандиозные
сольные концерты в Москве, которые состоятся в декабре". Счастливчики,
видимо, посчитали это шуткой и за кулисами так и не появились.
- Михаил Борисович, про ваших артистов что только не говорят: "Десять
голосов, которые потрясли мир", "Коллекционные голоса"... А сами-то
вы как их оцениваете?
-
Я не могу ими не восхищаться, ведь я специально подбирал голоса, которые
только существуют в природе: от самого высокого тенора-альтино, который
встречается крайне редко, до самого низкого баса-профундо, что тоже
большая редкость. На самом деле раньше в церковных хорах были такие
низкие голоса, но они, кроме двух нот снизу, больше ничего петь не могли.
А мы заставляем нашего баса-профундо петь и верхние ноты, оттого вот
эта сумасшедшая магия. Еще мы имеем 5 теноров сочнейших оттенков разного
направления - от лирического до драматического, от рокового до попсового
и два ярких сильных баритона. Это, что называется, голоса "от кутюр".
Однажды услышав, их не забудешь никогда и отличишь от любых других.
Они легко узнаваемы и среди тех, кто поет на эстраде, и среди оперных
певцов. Но вы не думайте, что все это дается очень легко. За этим стоит
титанический труд и прежде всего консерваторское и гнесинское советское
образование. Я принципиально выделяю слово "советское", потому что то
образование было по уровню таким же, как в Европе, и значительно опережало
американское образование, плюс труд, плюс преданность своему делу и
дали получившийся продукт. На Западе артисты никогда не репетировали
столько, сколько мы...
-
За 15 лет сколько раз менялся состав коллектива?
-
За 13-14 лет он практически не менялся. Из 10 человек, которые стоят
на сцене, 8 со мной с 1993-94 годов.
-
Наверняка у всех разные характеры. Конфликтов в коллективе не возникает?
-
Это как в той рекламе: "Мы такие разные, и все-таки мы вместе!" Как
известно, противоположности притягиваются. Нам комфортно вместе, мы
- бригада, у нас каждый отвечает за свой участок. Ну а потом, если бы
мы все были одинаковыми, то люди в зале очень быстро уставали бы от
однообразия. Конфликты, конечно, иногда возникают, но у нас есть правило:
люди, конечно, имеют право высказать свое мнение, но для этого они должны
на репетиции поднять руку и спросить разрешение у художественного руководителя.
Если кто-то начинает спор с оскорблений, то зачинщик скандала автоматически
лишается 500 долларов из своего гонорара.
-
На ваших концертах всегда аншлаги, вы безумно популярны, но почему у
вас нет дисков или клипов?
-
Наш коллектив не является частью шоу-бизнеса или эстрадной тусовки.
У нас своя творческая дорога, другие объемы производства - в нашем репертуаре
300 произведений, поэтому мы ориентируемся на сольные концерты. Мы даем
многочасовые дивертисменты, и из этого многообразия музыки порой трудно
вычленить какое-то одно произведение и его раскручивать. Мы раскручиваем
сразу всю программу, поэтому снимаем не клипы, а музыкальные фильмы,
которые очень охотно показывают и за рубежом, и в России. Возможно,
в следующем году мы и снимем два-три клипа, хотя это не наш профиль,
или "не наш формат", как это модно сейчас говорить.
Марина
Хоружая,
"МК в Воронеже", 28 сентября 2005 г.
Источник
Назад
в "Статьи"