Взяли
живьем
-
Михаил Борисович, вашему славному, талантливому коллективу в этом году
исполняется 15 лет - так же, как и нашей газете.
-
Поздравляю и вас также.
-
Спасибо. Пятнадцать лет, проведенных в шоу-бизнесе, означают очень многое
- и коммерческий успех, и постоянное обновление репертуара, и кропотливое
оттачивание мастерства исполнителей. Как вам удавалось поддерживать
коллектив на плаву все эти годы?
-
Вношу поправку: мы не находились в шоу-бизнесе все полтора десятилетия.
Первые восемь-девять лет мы были представителями "чистого" элитарного
искусства, классическим хоровым коллективом без музыкального сопровождения.
Мы имели мощный резонанс, но в основном на Западе. И лишь начиная с
конца 90-х годов, нас начали "пробовать на зуб" в России, на Украине
и Прибалтике, пытаясь понять, что же это за коллектив: мужчины, поющие
со сцены классику на эстрадном уровне и эстраду на консерваторском.
Нижний Новгород оказался первым из городов, пригласившим нас еще в 1998
году.
Вся наша история - это мутация из элитного хорового коллектива к модели,
сочетающей вокал, хореографию, режиссуру, сценографию, свет, звук и
шоу-технологии. Мы сегодня не только, как называют в прессе, "коллекционные
голоса" или даже "десять голосов, которые потрясли мир", а продукт такого
синтеза, о котором я мечтал еще в студенческие годы. Чтобы помочь людям
правильно понять классику или поднять эстраду до уровня классики, необходимы
соответствующие сценические формы, правильная организация атмосферы,
костюмы, точные движения.
-
Когда-то вы назывались еврейским хором, и костяк вашей аудитории составляли
соответствующие общины российских городов.
-
На сегодняшний день это пять процентов от общего числа наших слушателей.
Наша аудитория абсолютно наднациональна, это люди самых разных социальных
прослоек, вероисповеданий, возрастов. На наших концертах присутствуют
как члены правительства, олигархи и банкиры, так и водители, грузчики,
учителя и юристы. Я такой разношерстной публики не видел ни у одного
артиста. Любой пришедший на концерт, будь то любитель шансона, классики,
западной эстрады, хард-рока, "Битлз" или мюзиклов, получит то, чего
он ожидал. А заодно и думается, что-то "другое", что он раньше не любил,
тоже, оказывается, может быть интересным.
Да, когда-то мы были интересны только еврейской диаспоре и музыкальной
элите, но это время давно прошло. Уже с 1993 года мы начали добавлять
в репертуар произведения на французском, итальянском и английском языках,
поскольку много работали на Западе. А когда хор начал раскручиваться
в России, естественным образом появились русские песни, бестселлеры
советской эпохи, классика, адаптированная под современные условия. Скажем,
лучшие фрагменты из опер Чайковского "Пиковая дама" и "Евгений Онегин",
аранжированные и исполненные в манере ритм-энд-блюза. Причем это не
звучит как притянутое за уши, а отлично срастается, звучит остро, современно,
эпатажно.
- А в равной ли степени вам интересно заниматься всеми этими направлениями
музыкального искусства?
-
Мы не делаем ничего, что не было бы интересно нам самим. Есть такой
принцип: если не можешь изменить положение вещей, измени свое отношение
к нему. Я любую музыку могу правильно спрофилировать, аранжировать,
обработать и получить от этого удовольствие. Сажусь рядом с аранжировщиком
и говорю: вот здесь надо в таком стиле, здесь скрипичный квартет, а
здесь такой-то барабан. Я навязываю аранжировщику свою творческую волю,
потому что никакой аранжировщик не сможет почувствовать того, что чувствуем
мы - контакта со слушателем, куража и удобства исполнения.
-
Интерес к вокальному многоголосию у россиян возрос тогда, когда они
смогли познакомиться с лучшими представителями этого жанра - такими,
как Manhattan Transfer или Take Six. Возникла ли в нашем музыкальном
искусстве жанровая ниша всерьез и надолго, и есть ли у "Хора Турецкого"
последователи?
- У названных вами групп нет будущего перед широкой аудиторией. Это
элитарное искусство. А мы интересны тем, что можем делать то же самое
плюс кое-что еще. Для нас виртуозное многоголосие - лишь краска, и ее
активное использование занимает лишь десять процентов концерта. Кроме
того, ни у Manhattan Transfer, ни у Take Six нет оперных голосов. А
у нас работают вокалисты, которые могут выйти на площадь Венеции, спеть
без микрофона - и их услышит весь город. И если у нас, не дай Бог, происходит
что-то с аппаратурой во время выступления, мы спокойно остаемся на сцене
и продолжаем работать. Или просто опускаем микрофоны в середине исполнения
"Полета шмеля" a capella. И зрители понимают, что все это делается живьем.
-
Сильно ли изменялся состав ансамбля с момента возникновения до наших
дней?
-
Нет. У нас спетая команда, новичков нет. И это большое счастье, что
костяк составляют люди, пришедшие в девяносто первом - девяносто третьем
году. Часто бывает так: встретишься с человеком десять лет спустя и
понимаешь, что он на десять лет постарел. А я, когда смотрю на своих
артистов и на видео, и на фото, отчетливо вижу, что они за пятнадцать
лет стали более интересными, более стильными, стали лучше петь. Как
хороший коньяк: чем больше выдержка, тем богаче его вкусовая гамма.
-
Михаил Борисович, ваш коллектив один из восьми лауреатов "Золотой короны"
- ордена Американской ассоциации музыкального искусства. Означает ли
это, что "Хор Турецкого" - один из восьми уникальных коллективов мира?
-
Нет, "Хор Турецкого" не один из восьми - это коллектив, не имеющий аналогов.
Как говорится, Днепропетровск - не первый город Украины, но и не второй.
Просто в 1993 году Америка была настолько удивлена тем, что мы делаем
на сцене, что в знак признания удостоила меня этого ордена.
Если говорить серьезно, то за нашим успехом стоит самое лучшее в мире
советское музыкальное образование - раз, отсутствие профсоюза, помогающее
мне репетировать по 10-12 часов в день - два, возможности и энтузиазм
молодых советских парней, которые в то нерациональное время были способны
вкладывать душу в свое дело - три. В те времена педагог Гнесинского
музыкального училища получал 50 долларов в месяц и готов был свою жизнь
положить на этот алтарь. И мы выкладывались по полной. В результате
и произошло такое чудо.
Дмитрий
Токман,
Российская газета
Источник
Назад
в "Статьи"