Михаил
Турецкий: Артист-бессребреник - это уродливый пережиток советских времен
Официальное
название - арт-группа ХОР ТУРЕЦКОГО, хотя порой, по старой памяти, называют
и Еврейским, и Мужским. Пятнадцать лет назад наш сегодняшний собеседник
собрал его, будучи руководителем нескольких популярных ВИА и музыкальным
директором Театра Юрия Шерлинга, как ансамбль, исполняющий духовные
канты в стенах Большой Московской хоральной синагоги. И за эти годы
сделал одним из самых популярных и востребованных вокальных коллективов
страны, оставаясь при этом независимым от музыкальной моды и хит-парадов.
Десять молодых мужчин, десять неповторимых голосовых тембров, десять
индивидуальностей в едином творческом конгломерате и их бессменный руководитель!
Новая программа, которую хор представит в Кремле, называется "Когда
поют мужчины". Тем не менее, в ней примут полноценное участие две женщины
звезды мирового уровня Глория Гейнор и Эмма Шаплин. О роли женщины в
жизни мужчины-артиста, о еврейском вопросе и денежном аспекте перманентно
улыбающийся Михаил Турецкий откровенно рассказывает корреспонденту "ВК".
Мимо кланов
-
Для вашего хора идеально подходит определение "неформат"...
-
Это точно - нас никак нельзя отнести к определенному музыкальному направлению
или формату. При сложившихся на нашей эстраде и даже в оперных театрах
отношениях, все, что выходит за рамки мейнстрима и привычных понятий,
обречено на прозябание. Классическая музыка, составляющая львиную долю
нашего репертуара, практически удалена с телевидения. А значит, ее вроде
как и не существует. Каналы настроены так, чтобы заполнить себя лицами,
которые хорошо узнаваемы. Что делать, таков наш мир. По крайней мере,
в России. Кассовые концептуальные концерты по всему миру, дивертисмент,
я бы сказал, - вот наш формат. И здесь мы уже не зависим от пристрастий
кланов, заправляющих нашей культурой.
-
Не очень-то вы жалуете шоу- бизнес...
-
У нас взаимная неприязнь. Нас практически не показывают по ТВ, не крутят
по радио, у нас нет видеоклипов. Мы сами не гонимся за хит-парадами
и рейтингами, исполняем свою музыку и надеемся, что именно она нравится
публике. Хор Турецкого ориентирован на крупные кассовые концерты: мы
не работаем на корпоративных вечеринках, сборных концертах и фестивалях.
Это наш принцип. Только сольный концерт в двух отделениях, в хорошем
зале с идеальной акустикой, с собственным саунд-режиссером и живым симфоническим
оркестром может передать нашу, э-э, логику. Цвет, декорации, атмосфера,
костюмы...Это наша визитная карточка.
"Касса
- хорошее слово"
-
Кассовые концерты! Вы так открыто декларируете свою материальную заинтересованность?
-
Деньги - важнейшая вещь. С тех пор как финикийцы их изобрели, человеческие
отношения значительно упростились. (Напевает) Если есть в кармане
мани-мани, значит, нет проблем... Артист-бессребреник -это уродливый
пережиток советских времен, даже хуже - пример вопиющего ханжества,
когда на якобы бесплатных выступлениях артисты зарабатывали на машины
и дачи. Ни булочник, ни мясник не отдаст вам "за просто так" свою продукцию
- почему так должен поступать музыкант? Или музыка менее дорогостоящая
субстанция, чем замороженная курица? Мы все живем без спонсоров, и нам
не помогут богатые дяди, как какой-нибудь симпатичной девочке, не вложит
в нас денег за красоту души и тела. В нашей стране, к сожалению, людям
таких профессий, как музыкант, врач, педагог, очень сложно обеспечить
себе достойную жизнь. Всегда хотелось, чтобы при словах "я - музыкант"
или "я - дирижер-хоровик" не было стыдно. Ты несешь людям какую-то радость,
какие-то идеи, какую-то ностальгию К тому же, мы все - молодые симпатичные
мужчины, и нам нужно много-много денег (смеется). Касса - хорошее слово,
не нужно этого стесняться. Еще Михаил Светлов говорил - любимая поговорка:
сумма прописью! Но вопрос гонораров лучше не поднимать, это конфиденциальная
информация.
Кобзон
и пятый пункт
-
В названии вашего ансамбля присутствует слово "Еврейский". Насколько
"пятый пункт" помогает или мешает в карьере?
-
Мы создавали наш коллектив в 89-м, когда у народа, и тем более, у интеллигенции,
резко возрос интерес к национальной культуре. В те годы горбачевской
перестройки стали возрождаться русские православные музыкальные традиции,
настоящие народные ансамбли и хоры. Появилась и начала пробивать дорогу
на большую сцену аутентичная мусульманская музыка. Мне захотелось создать
хор, исполняющий настоящую духовную еврейскую музыку. Не секрет, что
она была в абсолютном загоне все семьдесят лет советской власти, семьдесят
лет абсолютного молчания. Как, впрочем, и всякая другая духовная музыка.
Именно с нее и начался наш хор. Мы держались за название, потому что
с этого начинали. Но мы не стоим на месте, развиваемся, как любые нормальные
честные артисты, и сегодня наша цель - донести до зрителя искусство
разных культур и разных национальностей. Чисто еврейская музыка в нашем
репертуаре занимает не более тридцати процентов.
Евреи всегда жили на территории разных государств, обогащая их народы
своей культурой, и по максимуму заимствуя, впитывая их культурные традиции.
А что касается пятого пункта, то цепляться за национальность - значит,
серьезно себя ограничивать. Верность традициям -святое дело. Я еврейский
человек. Но мне близка и понятна итальянская опера, американский джаз,
испанское фламенко и французский шансон. Иосиф Давыдович Кобзон - тоже
еврейский человек, но он великий русский певец, советский певец в лучшем,
правильном смысле этого слова, и кто, скажите, тоньше него понимает
душу русской песни? А вот Юрий Михайлович Лужков - не еврейский человек,
но у него любимая песня "Тум-балалайка".
Главное, как преподать эту национальную культуру. В Нижнем Новгороде,
где мы часто бывали с гастролями, где нас хорошо знают и, надеюсь, любят,
был совершенно анекдотический случай. После концерта ко мне подошел
хмурого вида мужчина и сказал: "Я был антисемитом, но после того, как
послушал ваше пение, перестал им быть". И ушел. История эта реальная,
честное слово. В Питере однажды, когда объявили "еврейский хор", был
легкий посвист, а потом десятиминутная овация. Это все на уровне незнания.
Мы исполняем одну старинную молитву, "Сим Шалом", просим зал подпеть,
а потом оказывается, что вальс Марка Фрадкина "На минуточку" - прямое
продолжение этой темы. Советскую массовую песню создавали кто? Дунаевский,
Блантер, Цфасман, братья Покрассы, Колмановский, Островский, Фельцман,
Минков, Тухманов, Книппер ("Полюшко-поле")...
В этот список не вошли только три композитора - Пахмутова, Туликов и
Богословский. Мелодика у всех этих людей базируется на еврейской классике.
Лет десять назад я слушал молитву во время богослужения (поет): "Алишем,
Алишем...". И понимаю, что это "Соловьи, соловьи! " (смеется).
Вернулись
не все
-
А насколько вам интересен клезмар, современная еврейская музыка? В Америке,
где вы долго работали, она переживает настоящий бум...
-
Нет, эта музыка мне не очень интересна, она в основном инструментальная
и к духовным кантам не имеет никакого отношения. Единственная подобная
вещь в нашем репертуаре - это "Семь сорок" или "Хава-Нагила", но это
явная шутка, такой наднациональный хит, и все это понимают. Хотя, если
нас кто-то увлечет этой музыкой и мы на нее западем... В Америке, кстати,
мы исполняли в основном фрагменты из опер и духовную программу. В этом
есть жизненная сила, настоящая мощь. У этой музыки, на самом деле, нет
национального ограничения, как у "Реквиема" Верди или "Мессы" Баха.
У нас же в хоре очень сильные артисты, с великолепными голосами - на
уровне лучших образцов итальянской и французской школ. В Америке ничего
подобного нет, у них классический вокал вообще "на троечку" - нет школы.
Соул, блюз - да, в этом им нет равных, но не опера. Знаете, сколько
мы учились, сколько сил было потрачено! Поэтому наши певцы и уезжают
туда, им готовы предложить фантастические контракты. Мы произвели там
подлинный фурор, работали два года, нам предлагали остаться, но мы вернулись.
Правда, не все (смеется). Хор в Россию приехал ополовиненным, поэтому
в 95-м произошла его реформация.
-
А что тогда случилось?
-
Мы возвратились в Россию после почти трех лет отсутствия, и это был
уже совсем другой ансамбль, никак не хор из синагоги. И страна была
тоже другая - перестройка кончилась, начался дикий капитализм. Как я
уже говорил, половина наших певцов осталась за океаном, и само существование
коллектива было поставлено на карту. Именно тогда к нам, в частности,
пришли Михаил Кузнецов, обладатель уникального тембра тенор-альтино,
на стыке мужского и женского голосов, и Валентин Суходолец с настоящим
итальянским бельканто. Мы работали по шестнадцать часов в сутки и сознательно
пошли на расширение нашей публики, в этом нам очень помог Иосиф Давыдович
Кобзон, взявший нас в свой концертный тур по стране. Это была безумно
интересная работа, и к тому же мы познакомили многие регионы бывшего
Советского Союза с нашим творчеством. А чуть позже Юрий Михайлович Лужков
дал нам статус государственного коллектива. Так в 97-м появился Государственный
еврейский хор Турецкого.
"Все,
что шевелится"
-
Вас порой обвиняют в политической подоплеке вашего творчества...
-
С точки зрения политики, на наши концерты ходить просто престижно, этого
нельзя не заметить - на них постоянно присутствуют главные люди страны,
особенно в регионах. Губернатор Хлопонин в Красноярске, Титов в Самаре,
Россель в Екатеринбурге. Надеемся, что на концерте в Москве тоже будет
присутствовать первое лицо.
-
Когда вы поете, у вас такой вид, как будто вы испытываете ощущение,
близкое к эротическому...
-
А разве можно иначе? Это счастье делать любимое дело, делать его на
классном уровне. Поэтому и фонограмма для нас совершенно неприемлема.
Зачем себя обламывать? Коллектив поет произведения на восьми языках,
мы используем жанры и направления, которые для одного исполнителя просто
несовместимы. Классика, эстрадная классика, фольклор, джаз, рок, этника,
юмор, шуточные песни. Музыкальная эксцентрика, музыкальные коллажи.
Сегодня нет той ниши, которую мы не смогли бы взять и качественно заполнить.
На СТС была такая программа "Хорошие песни", редкий случай, когда мы
попали на экраны, и там была такая шутка: "Вы поете все, что шевелится".
Корректная не корректная, ну ладно, я ее цитирую. Говорят: "Вы можете
спеть телефонную книгу?". Да, отвечаю, можем, если это будет кому-нибудь
интересно. Принесли нам книгу, нашли какую-то страницу, там адреса автосервиса
и мы этот "текст" на четыре голоса, в церковнославянской традиции...
Очень стильно. А главное, в зале пошла такая реакция, такая волна восхищения,
потому что зрители поняли - это полная импровизация.
Не
просто женщины
-
На прошлом концерте в Кремле с вами на сцене было много почетных гостей
- Басков, Киркоров ...
-
Лайма Вайкуле, Олег Газманов, Борис Моисеев, Максим Галкин, Анастасия
Стоцкая... Все по любви. Но сейчас мы твердо решили сделать сольную
программу - эти вставные номера отечественных звезд, не отрепетированные
как следует, сильно снижают энергетику концерта. У нас свой путь, отдельный.
А вот усилиться западными звездами - совсем другое дело.
-
Почему для выступлений с чисто мужским хором приглашены две женщины?
-
Замечу, это не просто две женщины, а две великих певицы. Глория Гейнор
- настоящая королева диско, я ее давний и горячий поклонник, ее I Will
Survive признана лучшей песней о разлуке всех времен и народов. Эту
вещь, кстати, великолепно исполняет наш Олег Бляхорчук, у него фантастический,
вкусный тенор. Да у нас все голоса, что называется, от кутюр, в единственном
исполнении! У Жени Кульмиса - бас-профундо, ниже которого, может, и
в мире нет... Ну ладно, сейчас не об этом. Эмма Шаплин блестяще работает
в поп-классике, в этом жанре ей нет равных. Та же Сара Брайтман по сравнению
с ней выглядит как недоразумение. Мы для Эммы нарезали фрагменты наших
выступлений, и она поняла, что с нами можно работать. И нужно (смеется).
Красивая молодая женщина, обладательница феноменального голоса. Идеальная
партнерша. Я в нее просто влюблен, честное слово. Предложил ей сделать
такой небольшой экскурс в оперу "Иисус Христос - суперзвезда", я буду
апостолом, а она - Марией Магдалиной.
Курс на Мадонну
-
На этом сотрудничество с западными суперстарами заканчивается?
-
Отнюдь нет. Всегда приятно работать с людьми, которые нас знают и которым
близко наше творчество. Близкие доверительные отношения важнее денег
Нам неинтересно работать, к примеру, с Элтоном Джоном, хотя он высказывал
определенную заинтересованность в нашем творчестве. Или с Марком Алмондом,
который тоже хотел, м-м, переговариваться, когда писал в Москве свой
"русский альбом", как его, "Сердце на снегу". А вот с Барброй Стрейзанд,
или с Мадонной, например, сделать нечто совместное было бы просто замечательно.
Вообще у нас большой послужной список работы с реальными звездами -
с Пласидо Доминго на фестивале в Мадриде, с Джо Кокером. Но с женщинами
сотрудничать предпочтительнее.
-
С каким пылом вы о них говорите...
-
А что, я должен с пылом говорить о мужчинах (смеется)? Мы - мужской
хор в самом широком смысле этого слова. И поем в основном для них, любимых.
У нас на концертах люди объединяются, идет такое марево всеобщего восторга.
Праздник для всех, и для женщин в первую очередь. А вообще мужчины поют
не когда у них есть голос, а когда у них есть творческая зрелость, хорошее
настроение, нравственная гармония. Или дисгармония (смеется).
Кто
здесь главный?
-
Когда последний раз дрались? Во всех смыслах?
- Лет семь назад, и опять же из-за женщины. Я стоял в очереди в один
ресторан, а некий мужчина, крайне невоспитанный, начал делать ну совершенно
ненужные движения в сторону одной дамы. Как джентльмен и восточный человек,
я не смог этого стерпеть. И пошел... Шею потянул, а так он меня испугался.
Я физически не очень силен, но эмоционально могу быть очень свирепым.
А в переносном смысле дерусь каждый день. Даже каждый час.
-
И в родном коллективе?
-
А как же! Кто репертуар будет определять, концепцию? Демократия тут
неуместна, она просто глупа. Знаете, как называют мой тембр голоса?
Тембр того, кто в хоре главный (смеется). Однозначно требую - на вас
на сцене должно быть приятно смотреть. Обязаны следить за собой, ходить
к стилисту, поддерживать спортивную форму. У нас строжайшая дисциплина,
сухой закон на маршруте; за запах алкоголя - штраф 300 долларов, за
помятый вид, "плохой видеоряд" на утро - тысяча. А как иначе? Чего стоит
все наше шоу, если артист не соответствует? У нас перед Кремлем серия
в "Октябрьском", в Питере, и шесть концертов в Израиле - билеты уже
месяц как проданы. Меня просят: Миша, достань, а я говорю - не могу!
У нас утром репетиция, вот с вами распрощаюсь - в девять вечера репетиция,
и завтра с одиннадцати до часу репетиция, а потом на самолет. Тут без
дисциплины нельзя.
-
Что пожелаете читателям "ВК"?
-
Слушайте музыку и становитесь счастливыми. Жизнь прекрасна!
Александр
Кутинов,
"Вечерний клуб", 24 ноября 2004 г.
Источник
Назад
в "Статьи"