Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

ЛИКБЕЗ

Краткая история еврейского искусства

История еврейского искусства- подобно истории иудейской религии, евреев и их жизни охватывает множество мест и времен. Невозможно приниматься за изучение мира еврейского искусства без осознания огромности мира самих евреев.

Со времен диаспоры евреи жили в составе иных культур, жили полной жизнью граждан таких сообществ или обособленно в своих изолированных общинах.

Особенностью иудаизма, позволившей ему процветать на протяжении веков преследований и изгнаний, является способность религии и народа к адаптации и изменению. Некая смесь библейских законов, талмудических наставлений и непостоянных воззрений авторитетов раввинов, иудаизм постоянно включает в свою ткань влияния тех обществ, в которых живут евреи. Дохристианские евреи Палестины отправляли свою религию совсем иначе, чем в средневековых еврейских общинах, а их обряды отличны от обрядов современных евреев-реформистов. Евреи -сефарды в Испании и Португалии расходятся в обрядах с населявшими Восточную Европу евреями-ашкенази. Но все они - евреи.

Точно так же влиянию разных культур подвержено и искусство евреев. Известная принудительная миграция породила формы искусства, которые, несмотря на невосполнимую утрату при всем их поразительном разнообразии, являются типично еврейскими. Значительная часть дошедшего до нас еврейского искусства сохранилась в формах культовых предметов и украшений. Еврейский закон, обычаи и традиции заставляют каждого еврея следовать обрядам и в обыденной жизни, и в праздники. Эти обряды совершаются с помощью предметов, которые функциональны и при этом декоративны.

Из Библии берет начало другая причина преобладания искусства церемониального над искусством ради чисто эстетических целей. Веками евреи задумывались над смыслом Второй Заповеди: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли..." (Исход 20:4).

Мнения за столетия менялись, особенно с выявлением противоречий в рамках самой Библии. В Книге Исхода Бог дает Моисею конкретные наставления о святилище, которое следует строить: "И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исход 25:18).

Позже Бог Моисею говорит: "Я назначаю именно Веселиила... Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством работать из золота, серебра и меди, ...резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела" (Исход 31:2-5).

В повествовании Иезекииля о восстановленном Храме деревянную отделку должны были украшать "херувимы и пальмы: ...у каждого херувима - два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное" (Иезекииль 41:18-19).

Вплоть до нашего века считалось, что до средних веков евреи человеческих фигур не изображали. Но в 30-е годы это представление было развеяно открытием живописных фресок в синагоге III века в Дура-Европос, Ирак, что привело к переоценке самой концепции еврейского искусства. На хорошо сохранившихся фресках - многочисленные сцены на библейские темы, исполненные человеческими фигурами в полный рост. И даже имеется рисунок длани Бога, что, возможно, указывает на истоки возникшего позже у евреев-сефардов традиционного использования руки как оберегающего знака.

Фрески и мозаики, обнаруженные в других синагогах в самой Палестине и в окрестностях, подтверждают, что изображения людей в Дура-Европос - не исключительный случай. Некоторые ученые говорят о сильном влиянии со стороны еврейского искусства того времени на искусство христианское. На полу и стенах строений тех древних времен изображены также символы, которые все сейчас связывают с иудаизмом, - это менора, лулав (ветвь ивы) и этрог (лимон), принадлежность праздника Суккот, львы Иуды, а также шофар (бараний рог) - музыкальный инструмент. Такая символика встречается на древних монетах, кубках и масляных светильниках.

Евреи того времени обосновывали изображения людей на предметах искусства прочтением Второй Заповеди вместе со следующей за нею строкой: "не поклоняйся им и не служи им..." (Исход 20:5). Это значит, что не все вообще изображения существ под запретом, а только такие кумиры, которые изготовлены ради идолопоклонства.

Во всяком случае, в средние века было немало манускриптов с цветными иллюстрациями, сделанными евреями, тут и Библия, хагадот (тексты, сопровождающие седер на Прохождение), свитки Есфири, а также кетубот (брачные договоры). В некоторых случаях еврейские художники изображали людей, но не передавали их реальных лиц, а изображали их со спины либо скрытыми накидкой. В манускриптах из Германии головы людей нередко заменялись головами животных, особенно птиц.

Представляет интерес то, что евреи, живущие в странах ислама, избегали изображать людей намного дольше большинства остальных, главным образом, из-за иконоборчества, присущего мусульманству. Сделанные ими рисунки в манускриптах и обрядовая утварь украшены абстрактными изображениями винограда и цветами.

По большей части дошедшие до нашего произведения искусства датируются последними столетиями. Почти все состоят из более распространенной еврейской символики, а также библейских сцен, цитат или картин праздников и повседневных обрядов.

Позже прочих видов искусства возникли объемные изображения людей: статуи и скульптуры, которые не встречаются до семнадцатого и восемнадцатого столетий.
Еврейские мастера непрерывно интерпретируют стили и моды многих культур, вырабатывая свое собственное неповторимое искусство. Например, на заре двадцатого столетия наблюдался огромный подъем в творчестве художников, так как наконец в Восточной Европе евреи смогли покинуть гетто и соприкоснуться с живыми теориями искусства. Их искусство отражает общие тенденции, но в смысле основы и выбора содержания оно явилось отчетливо еврейским.

Поэтому всякий обзор еврейского искусства есть обзор всемирного, каким оно видится глазами евреев. Еврейское искусство, насчитывающее многие века, предоставляет хорошую возможность заглянуть в культуры и направления различных времен, а также проникнуть в мир исключительно еврейских забот, обрядов, праздников и идеалов.

Назад в "Ликбез"

Hosted by uCoz