Краткая
история еврейского искусства
История еврейского искусства- подобно
истории иудейской религии, евреев и их жизни охватывает множество
мест и времен. Невозможно приниматься за изучение мира еврейского
искусства без осознания огромности мира самих евреев.
Со
времен диаспоры евреи жили в составе иных культур, жили полной
жизнью граждан таких сообществ или обособленно в своих изолированных
общинах.
Особенностью
иудаизма, позволившей ему процветать на протяжении веков преследований
и изгнаний, является способность религии и народа к адаптации
и изменению. Некая смесь библейских законов, талмудических наставлений
и непостоянных воззрений авторитетов раввинов, иудаизм постоянно
включает в свою ткань влияния тех обществ, в которых живут евреи.
Дохристианские евреи Палестины отправляли свою религию совсем
иначе, чем в средневековых еврейских общинах, а их обряды отличны
от обрядов современных евреев-реформистов. Евреи -сефарды в Испании и Португалии расходятся в обрядах с населявшими
Восточную Европу евреями-ашкенази. Но все они - евреи.
Точно
так же влиянию разных культур подвержено и искусство евреев. Известная
принудительная миграция породила формы искусства, которые, несмотря
на невосполнимую утрату при всем их поразительном разнообразии,
являются типично еврейскими. Значительная часть дошедшего до нас
еврейского искусства сохранилась в формах культовых предметов
и украшений. Еврейский закон, обычаи и традиции заставляют каждого
еврея следовать обрядам и в обыденной жизни, и в праздники. Эти
обряды совершаются с помощью предметов, которые функциональны
и при этом декоративны.
Из
Библии берет начало другая причина преобладания искусства церемониального
над искусством ради чисто эстетических целей. Веками евреи задумывались
над смыслом Второй Заповеди: "Не
делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,
и что на земле внизу, и что в воде ниже земли..." (Исход
20:4).
Мнения
за столетия менялись, особенно с выявлением противоречий в рамках
самой Библии. В Книге Исхода Бог дает Моисею конкретные наставления
о святилище, которое следует строить: "И сделай из золота
двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки"
(Исход 25:18).
Позже
Бог Моисею говорит: "Я назначаю именно Веселиила... Я исполнил его Духом Божиим,
мудростию, разумением, ведением и всяким
искусством работать из золота, серебра и меди, ...резать камни
для вставливания и резать дерево для
всякого дела" (Исход 31:2-5).
В
повествовании Иезекииля о восстановленном
Храме деревянную отделку должны были украшать "херувимы и
пальмы: ...у каждого херувима - два лица. С одной стороны к пальме
обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо
львиное" (Иезекииль 41:18-19).
Вплоть
до нашего века считалось, что до средних веков евреи человеческих
фигур не изображали. Но в 30-е годы это представление было развеяно
открытием живописных фресок в синагоге III века в Дура-Европос,
Ирак, что привело к переоценке самой концепции еврейского искусства.
На хорошо сохранившихся фресках - многочисленные сцены на библейские
темы, исполненные человеческими фигурами в полный рост. И даже
имеется рисунок длани Бога, что, возможно, указывает на истоки
возникшего позже у евреев-сефардов традиционного
использования руки как оберегающего знака.
Фрески
и мозаики, обнаруженные в других синагогах в самой Палестине и
в окрестностях, подтверждают, что изображения людей в Дура-Европос - не исключительный случай. Некоторые ученые
говорят о сильном влиянии со стороны еврейского искусства того
времени на искусство христианское. На полу и стенах строений тех
древних времен изображены также символы, которые все сейчас связывают
с иудаизмом, - это менора, лулав (ветвь ивы) и этрог (лимон), принадлежность праздника Суккот,
львы Иуды, а также шофар (бараний рог)
- музыкальный инструмент. Такая символика встречается на древних
монетах, кубках и масляных светильниках.
Евреи
того времени обосновывали изображения людей на предметах искусства
прочтением Второй Заповеди вместе со
следующей за нею строкой: "не поклоняйся им и не служи им..."
(Исход 20:5). Это значит, что не все вообще изображения существ
под запретом, а только такие кумиры, которые изготовлены ради
идолопоклонства.
Во
всяком случае, в средние века было немало манускриптов с цветными
иллюстрациями, сделанными евреями, тут и Библия, хагадот
(тексты, сопровождающие седер на Прохождение),
свитки Есфири, а также кетубот (брачные
договоры). В некоторых случаях еврейские художники изображали
людей, но не передавали их реальных лиц, а изображали их со спины
либо скрытыми накидкой. В манускриптах из Германии головы людей
нередко заменялись головами животных, особенно птиц.
Представляет
интерес то, что евреи, живущие в странах ислама, избегали изображать
людей намного дольше большинства остальных, главным образом, из-за
иконоборчества, присущего мусульманству. Сделанные ими рисунки
в манускриптах и обрядовая утварь украшены абстрактными изображениями
винограда и цветами.
По
большей части дошедшие до нашего произведения искусства датируются
последними столетиями. Почти все состоят из более распространенной
еврейской символики, а также библейских сцен, цитат или картин
праздников и повседневных обрядов.
Позже
прочих видов искусства возникли объемные изображения людей: статуи
и скульптуры, которые не встречаются до семнадцатого и восемнадцатого
столетий.
Еврейские мастера непрерывно интерпретируют стили и моды многих
культур, вырабатывая свое собственное неповторимое искусство.
Например, на заре двадцатого столетия наблюдался огромный подъем
в творчестве художников, так как наконец в Восточной Европе евреи смогли покинуть гетто
и соприкоснуться с живыми теориями искусства. Их искусство отражает
общие тенденции, но в смысле основы и выбора содержания оно явилось
отчетливо еврейским.
Поэтому
всякий обзор еврейского искусства есть обзор всемирного, каким
оно видится глазами евреев. Еврейское искусство, насчитывающее
многие века, предоставляет хорошую возможность заглянуть в культуры
и направления различных времен, а также проникнуть в мир исключительно
еврейских забот, обрядов, праздников и идеалов.