Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

ЛИКБЕЗ

Ликбез в иллюстрациях

Моисей и неопалимая купина
Моше Хаим бен Менаше Мардохей, Т888 (Соединенные Штаты), коричневые чернила, бумага; 83 х 57 см. Еврейская Теологическая Семинария Америки, Нью-Йорк. Микрография, исключительно еврейский вид искусства, миниатюрное письмо, применяемое для передачи образов. Образ Моисея, приближающегося к неопалимой купине, а также фон и обрамление картины целиком состоят из миниатюрных букв иврита и английского, с выдержками из Библии.

Завеса ковчега Торы
Симха, жена Менахема Леей Мешуллами, 1680-1681; Венеция; шелк, вышивка шелком и металлическими нитями, металлическая бахрома; 216,1x140,1 см. Дар профессора Неппи Модона, Флоренция, вручен доктором Гарри Дж. Фридманом, Еврейский музей Нью-Йорк. Вышитые завесы ковчега Торы, как и другие вышитые украшения Торы, часто создавались и дарились не мужчинами, но женщинами. Цветущие виноградные лозы и Скрижали завета служили частыми еврейскими мотивами; изображение Иерусалима на завесах ковчега Торы является необычным, но нередко использовалось для декорирования кетубы (брачного договора).

Таллит
XX век, Йемен; шерстяная ткань; 275х 700 см. Израильский музей, Иерусалим. Наиболее распространенный тип расцветки таллита ("молитвенная накидка") в наше время, представляет собой простой узор из голубых и белых полос. Однако и сейчас заметно влияние местных обычаев, например, этот йеменский орнамент.

Кетуба
1864 г., Утика, Нью-Йорк; акварель и чернила, бумага; 32 х 24,5 см. Библиотека Еврейской теологической семинарии, Нью-Йорк. Относительно современная американская кетуба, или брачный договор, напоминает богато орнаментированные итальянские кетубы. Старинные часы в верхней части колонн иллюстрируют написанное пожелание "В добрый час", а рукопожатием выражено согласие как основа договора.

Блюдо седер
около 7450 г. Испания; майолика (глазурованный фаянс); диаметр 56,5 см. Израильский музей, Иерусалим. Данное испано-мавританское блюдо создано до изгнания евреев из Испании в 1492 году, оно содержит ошибки в надписи на иврите. Ученые предполагают: эти ошибки объясняются тем, что блюдо сделано неевреем, либо обращенцем - испанским евреем, которого вынудили стать христианином и который исповедует иудаизм тайно.

Йом - Киппур
Маурицы Готлиб (1856 - 1879), 1878. Тель-Авивский музей, Израиль. Несмотря на то что польский художник Готлиб умер двадцатитрехлетним, многочисленные работы сделали его известным мастером еврейского портрета. Среди мужчин и женщин, изображенных здесь на молебне на Йом.-Киппур в отдельных секциях, есть и автопортрет, справа от Торы.

Корона Торы
Около 1773 года; Лемберг (Львов), Голиция; серебро, металлопластика, литы, ажурная резьба, гравировка снаружи, внутренняя позолота; полудрагоценные камни; стекло. Дар доктора Гарри Г. Фридмана, Еврейский музей, Нью-Йорк. Величие Торы подчеркивается преклонением перед короной. Растительные и животные мотивы украшений были весьма распространенными. Когда Тору перемещают, колокольчики, укрепленные на ней, своим звоном возвещают о появлении Торы.

Хануккальный светильник
1787 год, Броды, Россия; cepебрo, литье, металлопластика, аппликация, металлический ажур, чеканка, резьба, позолота изнутри, 69,8 х 44, 7 см. Эфраим uMapдехай Бенгвит, семейная коллекция, Еврейский музей, Нью - Йорк. Веками хануккальные светильники предоставляли мастерам полную свободу художественного выражения. Этот богато украшенный светильник исполнен в форме ковчега Торы, включая гравировку на архитектурных колоннах, растительные мотивы и образы мифологических животных.

Свиток Есфирь
1708, Корфу, чернила и темпера на пергаменте; 120 х 26,5 см. Израильский музей, Иерусалим. Поскольку Книга Есфирь не включает имени Бога, ее обычно пишут в форме свитка. Под названием мегилла Есфирь, она стала единственной книгой Библии, традиционно украшенной изображениями людей.

Футляр для Торы
1568, Дамаск, Сирия; латунь: чеканка, прошивка, инкрустация серебром, литье; 64,7 х 18 см. Еврейский музей, Нью-Йорк. Среди североафриканских, ближневосточных и азиатских евреев распространена традиция хранить Тору, не окутывая ее покровом, а помещая в цилиндрический футляр, именуемый тик. Когда футляр раскрыт, Тору можно читать, не вынимая из него.

Хануккальный светильник
Иоганн Валентин Шулер; около 1680 года, Франкфурт-на-Майне, Германия; серебро, позолота; 25,1 х 31,1 х 7 см. Еврейский музей, Нью-Йорк. Ставного типа хануккальный светильник с высокой задней стенкой, опорными ножками и уменьшенной передней частью, предоставлял художникам широкие возможности для декорирования, особенно фигурами животных и библейских персонажей, такими, как Юдифь, связанная с этим праздником.

Хануккальный светильник
XVIII век, Багдад; латунь, стеклянные масленки; 48 х 22 см. Израильский музей, Иерусалим. Хануккальный светильник с Ближнего Востока отличается множеством элементов исламского искусства, таких как птицы, полумесяц и звезда, а также ладонь для защиты от "злого глаза". Стеклянные емкости наполнялись водой, а затем маслом, которое плавало сверху. Фитиль пропитывался маслом и давал пламя.

Хануккальный светильник
Питер Шаир, XX век. Еврейский музей, Нью-Йорк. Современные хануккальные светильники весьма разнообразны по форме, например, этот причудливый светильник XX века. Ярко окрашенные геометрические детали служат подсвечниками, а остальные три свечи вставляются в цилиндрические вкладыши, укрепленные на круге. Держатель для шамаша находится сбоку.

Блюдо для Ту Б'Шеват
XIX век, Австрия; глазурованный фаянс; диаметр 27,5 см. Израильский музей, Иерусалим. Центром композиции этого блюда, предназначенного для Ту Б'Шеват, являются деревья и плоды, обычные для Израиля. Иврит по краю блюда сообщает о дате праздника, а слова в центре дают благословение поеданию этих плодов, так в наше время происходит типичное празднование этого дня.

Блюдо Пурим
XIII век, Лез Илетт (Маас); фаянс. Музей де Клюни. Париж. Специальные тарелки, подобные этому фаянсовому блюду, появились в результате соблюдения обычая дарения подарков и сладостей друзьям на Пурим. Надпись по краям воспроизводит из Книги Эсфирь наставления слать друг другу дары. Картина воспроизводит сцену унижения Мардохея Аманом, тоже из Книги Есфирь.

Огненный свиток
Раппопорт (1911-1987), 1977; памятник, бронза; 7.9м. Кезалон. Израиль. Фотография Джеймса Янга. Этот памятник в форме гигантского свитка на Иудейских горах близ Иерусалима одной стороной скорбит о трагедии Холокаста, а с другой празднует создание государства Израиль. Раппопорт изобразил сцены, отражающие главные события своего времени, начиная с восстания Варшавского гетто.

Назад в "Ликбез"

Hosted by uCoz