Adagio
(адажио) - 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте,
но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения
или отдельная пьеса в данном темпе.
Allargando
(алларгандо) - "расширяя". Обозначение,
относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности
(подчеркивание каждого звука).
Allegretto
(аллегретто) - 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro,
и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная
небольшая пьеса или часть цикла.
Allegro
(аллегро) - "весело, радостно"; 1) обозначение темпа: скоро;
2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического
сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).
Andante
(анданте) - 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте
или часть цикла.
Andantino
(андантино) - 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante;
2) небольшая пьеса в темпе andante или часть
цикла.
Con
brio (кон брио)
- обозначение выразительности: "живо".
Con
fuoco (кон фуоко)
- обозначение выразительности: "с огнем".
Con
moto (кон мото)
- обозначение темпа и выразительности: "с движением".
Crescendo
(крещендо) - обозначение динамики: постепенное усиление громкости.
Лады - 1) звукоряды типа мажора или минора
Decrescendo
(дэкрещендо) - динамическое указание: постепенное
ослабление громкости. Обозначается также вилочкой.
Dolce
(дольче) - указание выразительности: "нежно", "ласково".
Fine
(фине) - конец (традиционное обозначение
в партитуре).
Forte
(форте) - обозначение выразительности: громко; сокращенно f.
Fortissimo
(фортиссимо) - очень громко; сокращенно ff.
Giocoso
(джокозо) - весело, игриво.
Glissando
(глиссандо) - исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся
в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении
одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам)
и т.д.
Grave
(гравэ) - обозначение темпа и выразительности:
медленно, торжественно.
Idee
fixe (франц.) - буквально "навязчивая
идея": термин, связанный прежде всего
с симфонической музыкой Г.Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении
сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например,
тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии
Гарольд в Италии).
Largo
(ларго) - буквально "широко": 1) обозначение темпа; в общепринятом
смысле - самый медленный темп из возможных;
2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Legato
(легато) - обозначение выразительности: связно, без разрывов между
звуками.
Lento
(ленто) - обозначение темпа: медленно.
Ma
non troppo (ма нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo
- не слишком быстро.
Meno
(мэно) - "менее"; meno
mosso (мэно моссо)
- обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.
Moderato
(модерато) - обозначение темпа: умеренно, между andante
и allegro.
Molto
(мольто) - очень; обозначение темпа: molto
adagio - обозначение темпа: очень медленно.
Obligato
(облигато) - 1) в музыке 17 и 18 вв. термин
относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут
быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное
сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего
инструмента и клавира.
Perpetuum
mobile (перпетуум
мобиле) (лат. "вечное движение"):
пьеса, построенная на непрерывном быстром
ритмическом движении от начала и до конца.
Pianissimo
(пианиссимо) - очень тихо; сокращенно: pp.
Piano
(пиано) - тихо; сокращенно: p.
Piu
(пиу) - больше; piu
allegro - обозначение темпа: быстрее.
Pizzicato
(пиццикато) - щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием
струн пальцами.
Prestissimo
(прэстиссимо) - обозначение темпа: исключительно
быстро; быстрее, чем presto.
Presto
(прэсто) - обозначение темпа: очень быстро.
Ritardando
(ритардандо) - обозначение темпа: постепенно
замедляя.
Ritenuto
(ритенуто) - обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более
коротком отрезке, чем ritardando.
Rubato
(рубато) - гибкая трактовка темпо-ритмической
стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения
большей выразительности.
Sostenuto
(состэнуто) - обозначение выразительности:
сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.
Sotto
voce (сотто
вочэ) - обозначение выразительности: "вполголоса",
приглушенно.
Spiritoso
(спиритозо) - с воодушевлением.
Staccato
(стаккато) - отрывисто: манера звукоизвлечения,
при которой каждый звук как бы отделяется паузой от
другого; противоположный способ звукоизвлечения
- legato (легато), связно. Staccato
обозначается точкой над нотой.
Tenuto
(тэнуто) - выдержанно: обозначение предписывает
выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое
превышение длительности.
Tutti
(тутти) - все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится
ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой
музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.
Vivace
(виваче) - обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.
Аллилуйя
(древнеевр. - "хвалите Бога")
- выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда
- самостоятельная часть музыки в литургическом цикле.
Ариозо
- небольшая ария; прилагательное "ариозный" относится к
вокальному стилю более мелодически насыщенному,
чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.
Арпеджио
- аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.
Бекар
- знак, указывающий, что данный тон не повышается
или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее
сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает
только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.
Бемоль
(и дубль-бемоль) - знаки, указывающие на понижение звука на полутон
или на два полутона, т.е. на целый тон.
Вибрато
- легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного
тона с целью создания дополнительного красочного
эффекта.
Вокализ
- 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса
(без слов) и сопровождения.
Группетто
- тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке,
состоящий в окружении, опевании основного
тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет
иметь вид ре - до - си - до. Обозначается
как (да капо) - "с начала"; указание, предписывающее повторить
с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
Диапазон
- 1) в средневековой теории музыки - октава; 2) название одной из
флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.
Диез
( и дубль-диез () - знаки, указывающие на повышение тона полутон или
на два полутона, т.е. на целый тон.
Дискант
- 1) вид многоголосия 12-15 вв.; 2) самый высокий голос в хоре или
в группе инструментов (в России - в хоровой партитуре для хора мальчиков,
иногда вместе с мужским хором, преимущественно в духовной музыке).
Диссонанс
- нестройное, неслитное звучание двух и
более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс - исторически изменяющееся понятие.
Доминанта
- пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль
в до мажоре).
Задержание
- один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время,
как другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют
с новым аккордом и потом разрешаются в него.
Инверсия,
обращение - 1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы
в обратном движении: например, вместо до - ре - ми
? ми - ре - до; 2) в гармоническом смысле построение того или
иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной:
например, первым обращением трезвучия до - ми - соль является секстаккорд
ми - соль - до.
Интервал
- музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя
тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно,
и гармоническими, когда тона звучат одновременно.
Интонация
- 1) степень относительной акустической точности, с которой звуки
воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным);
2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).
Кабалетта
- 1) небольшая виртуозная оперная ария; 2) заключительный
быстрый раздел оперной арии.
Каватина
- короткая лирическая ария песенного типа.
Каданс
- завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность.
Основные типы каданса - автентический (доминанта
- тоника), плагальный (субдоминанта - тоника).
Каденция
- в инструментальном концерте для солиста с оркестром - виртуозный
сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции
иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение
исполнителя.
Кластер
- диссонантное созвучие, состоящее из нескольких
прилегающих друг к другу звуков.
Ключ
- 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его
главному устою - тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак
в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей
нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3)
приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки
инструмента.
Ключевые
знаки - бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного
стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность:
например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор
и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор.
Кода
- заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий
заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения;
в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.
Колоратура
- виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио,
украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано,
особенно в опере.
Контрапункт
- тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся
с относительной самостоятельностью.
Лейтмотив
- в операх Рихарда Вагнера (
и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях
разных жанров) - мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся
с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными
эмоциями и отвлеченными идеями.
Мелизмы
(украшения) - 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые
на один слог текста. Мелизматический стиль
характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского,
григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические
украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми
условными знаками или мелкими нотами.
Метр
- ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных
(сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы:
двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте)
и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).
Метра
и размера обозначения - метр обычно обозначается двумя цифрами,
выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество
долей в такте, нижняя - ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4
показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.
Метроном
- механический прибор для определения темпа произведения, изобретен
в 19 в.
Обертоны
- призвуки, входящие в спектр звука, производимого
колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом
воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются
в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти
и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук,
издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона
и набора обертонов.
Рефрен
- 1) в форме типа рондо - неизменяемый музыкальный материал, появляющийся
после контрастных разделов; 2) припев - вторая, неизменяемая половина
куплета в куплетной форме (например, в песне).
Секвенция
- повторение мотива или фразы на другом высотном уровне.
Сильная
доля
- основное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле.
Синкопа
- перенос акцента с ударной доли на безударную.
Скерцо
- пьеса или часть цикла в быстром темпе.
Такт
- единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных
по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются
друг от друга вертикальной линией на нотном стане.
Тональность
- 1) высотное положение лада - например, до мажор; 2) система высотных связей,
централизованных вокруг основного созвучия - тоники. Термин "тональность"
употребляется как антоним термина "модальность", связанного
с иными, чем классические мажор и минор, ладами.
Тоника
- основной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука
(например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до - ми
- соль в до мажоре).
Транспозиция,
транспонирование - перенос целого произведения или его фрагмента в
другую тональность.
Трезвучие
- аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например
до - ми - соль.
Трель
- очень быстрое чередование двух рядом расположенных звуков; сокращенно
записывается: tr.
Тремоло
- быстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней,
иногда на одном высотном уровне.
Унисон
- 1) теоретически - нулевой интервал, расстояние между двумя тонами
одинаковой высоты; 2) практически - исполнение звука или мелодии всеми
исполнителями на одной высоте.
Фальцет
- самый верхний регистр мужского голоса, в котором используется головной
резонатор и который расположен выше основного диапазона.
Фермата
- свободная пауза или задерживание звука или аккорда; фермата обозначается
значком.
Форшлаг
- украшение, состоящее в исполнении перед основным звуком очень краткого
дополнительного звука.
Фраза
- фрагмент мелодии, который по значению можно сравнить с речевым предложением
(или с придаточным в сложном предложении).
Экспозиция
- первый раздел целого ряда форм, прежде всего фуги и сонатной формы,
в котором представляется (экспонируется) тематический материал всей
композиции.
Источник