Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

ЛИКБЕЗ

Немного музыкальной терминологии

Adagio (адажио) - 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.

Allargando (алларгандо) - "расширяя". Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).

Allegretto (аллегретто) - 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.

Allegro (аллегро) - "весело, радостно"; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).

Andante (анданте) - 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.

Andantino (андантино) - 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.

Con brio (кон брио) - обозначение выразительности: "живо".

Con fuoco (кон фуоко) - обозначение выразительности: "с огнем".

Con moto (кон мото) - обозначение темпа и выразительности: "с движением".

Crescendo (крещендо) - обозначение динамики: постепенное усиление громкости.
Лады - 1) звукоряды типа мажора или минора

Decrescendo (дэкрещендо) - динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой.

Dolce (дольче) - указание выразительности: "нежно", "ласково".

Fine (фине) - конец (традиционное обозначение в партитуре).

Forte (форте) - обозначение выразительности: громко; сокращенно f.

Fortissimo (фортиссимо) - очень громко; сокращенно ff.

Giocoso (джокозо) - весело, игриво.

Glissando (глиссандо) - исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.

Grave (гравэ) - обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.

Idee fixe (франц.) - буквально "навязчивая идея": термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г.Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии).

Largo (ларго) - буквально "широко": 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле - самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.

Legato (легато) - обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.

Lento (ленто) - обозначение темпа: медленно.

Ma non troppo (ма нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - не слишком быстро.

Meno (мэно) - "менее"; meno mosso (мэно моссо) - обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.

Moderato (модерато) - обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.

Molto (мольто) - очень; обозначение темпа: molto adagio - обозначение темпа: очень медленно.

Obligato (облигато) - 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.

Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. "вечное движение"): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.

Pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; сокращенно: pp.

Piano (пиано) - тихо; сокращенно: p.

Piu (пиу) - больше; piu allegro - обозначение темпа: быстрее.

Pizzicato (пиццикато) - щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.

Prestissimo (прэстиссимо) - обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto.

Presto (прэсто) - обозначение темпа: очень быстро.

Ritardando (ритардандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя.

Ritenuto (ритенуто) - обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando.

Rubato (рубато) - гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.

Sostenuto (состэнуто) - обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.

Sotto voce (сотто вочэ) - обозначение выразительности: "вполголоса", приглушенно.

Spiritoso (спиритозо) - с воодушевлением.

Staccato (стаккато) - отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения - legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой.

Tenuto (тэнуто) - выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности.

Tutti (тутти) - все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.

Vivace (виваче) - обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.

Аллилуйя (древнеевр. - "хвалите Бога") - выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда - самостоятельная часть музыки в литургическом цикле.

Ариозо - небольшая ария; прилагательное "ариозный" относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.

Арпеджио - аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.

Бекар - знак, указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.

Бемоль (и дубль-бемоль) - знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.

Вибрато - легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.

Вокализ - 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.

Группетто - тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре - до - си - до. Обозначается как (да капо) - "с начала"; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.

Диапазон - 1) в средневековой теории музыки - октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.

Диез ( и дубль-диез () - знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.

Дискант - 1) вид многоголосия 12-15 вв.; 2) самый высокий голос в хоре или в группе инструментов (в России - в хоровой партитуре для хора мальчиков, иногда вместе с мужским хором, преимущественно в духовной музыке).

Диссонанс - нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс - исторически изменяющееся понятие.

Доминанта - пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре).

Задержание - один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют с новым аккордом и потом разрешаются в него.

Инверсия, обращение - 1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении: например, вместо до - ре - ми ? ми - ре - до; 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной: например, первым обращением трезвучия до - ми - соль является секстаккорд ми - соль - до.

Интервал - музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.

Интонация - 1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным); 2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).

Кабалетта - 1) небольшая виртуозная оперная ария; 2) заключительный быстрый раздел оперной арии.

Каватина - короткая лирическая ария песенного типа.

Каданс - завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные типы каданса - автентический (доминанта - тоника), плагальный (субдоминанта - тоника).

Каденция - в инструментальном концерте для солиста с оркестром - виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя.

Кластер - диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков.

Ключ - 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою - тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента.

Ключевые знаки - бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор.

Кода - заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.

Колоратура - виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио, украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано, особенно в опере.

Контрапункт - тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью.

Лейтмотив - в операх Рихарда Вагнера ( и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях разных жанров) - мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями.

Мелизмы (украшения) - 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.

Метр - ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).

Метра и размера обозначения - метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя - ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.

Метроном - механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в.

Обертоны - призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.

Рефрен - 1) в форме типа рондо - неизменяемый музыкальный материал, появляющийся после контрастных разделов; 2) припев - вторая, неизменяемая половина куплета в куплетной форме (например, в песне).

Секвенция - повторение мотива или фразы на другом высотном уровне.

Сильная доля - основное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле.

Синкопа - перенос акцента с ударной доли на безударную.

Скерцо - пьеса или часть цикла в быстром темпе.

Такт - единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане.

Тональность - 1) высотное положение лада - например, до мажор; 2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия - тоники. Термин "тональность" употребляется как антоним термина "модальность", связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами.

Тоника - основной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука (например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до - ми - соль в до мажоре).

Транспозиция, транспонирование - перенос целого произведения или его фрагмента в другую тональность.

Трезвучие - аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например до - ми - соль.

Трель - очень быстрое чередование двух рядом расположенных звуков; сокращенно записывается: tr.

Тремоло - быстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней, иногда на одном высотном уровне.

Унисон - 1) теоретически - нулевой интервал, расстояние между двумя тонами одинаковой высоты; 2) практически - исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте.

Фальцет - самый верхний регистр мужского голоса, в котором используется головной резонатор и который расположен выше основного диапазона.

Фермата - свободная пауза или задерживание звука или аккорда; фермата обозначается значком.

Форшлаг - украшение, состоящее в исполнении перед основным звуком очень краткого дополнительного звука.

Фраза - фрагмент мелодии, который по значению можно сравнить с речевым предложением (или с придаточным в сложном предложении).

Экспозиция - первый раздел целого ряда форм, прежде всего фуги и сонатной формы, в котором представляется (экспонируется) тематический материал всей композиции.

Источник

Назад в "Ликбез"

Hosted by uCoz