Гимн
(греч. hymnos) - песня торжественного характера.
Существуют государственные, партийные, революционные, военные, религиозные
гимны.
Кант
(лат, cantus - пение, песня) - бытовая многоголосная песня, исполняющаяся ансамблем певцов
или хором без сопровождения. Была распространена в XVII- XVIII веках
в России, на Украине, в Польше.
Качча
(итал. caccia
- охота, погоня, преследование) - в эпоху раннего Возрождения жанр
светских вокальных пьес имитационного склада, изображающих картины
охоты, рисующих различные жанрово-бытовые сценки.
Литургия
- христианское богослужение, в котором значительное место отведено
пению. В состав литургии входят псалмы, гимны, распевание молитв.
В православной церкви литургия - обедня, в
католической и протестантской - месса.
Мадригал
(итал. madrigale, лат. matricale - песня
на материнском, т. е. родном языке) - первоначально итальянская одноголосная
песня на родном языке, в отличие от латинских песнопений; в эпоху
Возрождения многоголосное вокальное произведение светского содержания,
распространенное в Италии, Франции, Англии и других европейских странах.
Mecca
- многоголосное циклическое вокально-инструментальное произведение
на текст главного богослужения католической
церкви. Как музыкальный жанр месса сложилась к XIV веку.
Мотет
- многоголосное вокальное произведение, возникшее во Франции в XII
веке, а затем распространенное в западно-европейской музыке вплоть
до XVIII века.
Партесное
пение (лат. partes - часть, участие) - вид многоголосного хорового пения
без сопровождения с разделением хора на группы голосов; было распространено
в русской и украинской духовной музыке XVII-XVIII веков.
Псалмодия
- пение псалмов (духовных песен и молитв на тексты из Ветхого завета
- первого раздела Библии; сборник псалмов назывался «Псалтырь») в
форме мелодической декламации.
Псальма
(пол. psalm, греч. psalom - псалом) - бытовая многоголосная
песня духовного содержания, в отличие от псалмов, исполнявшаяся не
в храмах, а дома. Была распространена в XVII-XVIII веках в России,
Белоруссии, на Украине. Псальмы близки к кантам, а иногда они отождествляются
как музыкальные жанры.
Рондо
(итал. rondino;
уменьшит, от rondo - круг) - одна из самых
распространенных музыкальных форм. В ее основе лежит принцип чередования
главной, неизменяемой темы - рефрена и постоянно обновляемых эпизодов.
Термин «рефрен» равнозначен термину «припев».
Секвенция
(лат. sequentia - следование) - здесь: вид
духовных песнопений (возник в IX веке), первоначально построенный
на распевании одного слова из псалма (например, «аллилуйя»), впоследствии
самостоятельное вокальное произведение со стихотворным текстом духовного
содержания. Другое значение секвенции - композиционный
прием, заключающийся в последовательном перемещении какого-нибудь
мелодического построения («звена секвенции») в восходящем или нисходящем
направлениях.
Страсти
(Пассивны) лат. passio - страдание) - монументальное циклическое вокально-драматическое
произведение для хора, солистов и оркестра на сюжет о страданиях и
смерти Иисуса Христа. «Страсти» возникли из чтения фрагментов
Евангелия о «Страстях господних». С XVI века - самостоятельный музыкальный
жанр, особое распространение получивший в Германии. См. Оратория.
Фуга
(лат. fuga - бег, бегство) - важнейший жанр
полифонической музыки, основанный на имитационном проведении
во всех голосах яркого по характеру мелодического построения - темы
(реже 2-х или 3-х тем). Кульминационный момент в развитии фуги как
жанра приходится на XVII-XVIII века.
Хорал
(лат. cantus choralis - хоровое песнопение) - многоголосное хоровое песнопение
с текстом духовного содержания. Две главные разновидности хорала -
григорианский хорал и протестантский хорал.
Хоровой
концерт - Полифоническое вокальное или вокально - инструментальное
произведение духовного содержания, основанное на состязании отдельных
групп исполнителей (например, певцов и инструменталистов или разных
по регистру голосов).