Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

ЛИКБЕЗ

Зарождение светского хорового искусства

Первые светские хоровые произведения принадлежали, видимо, композиторам, которые жили в VII-VI веках до н. э. в древней Спарте. Музыка была поставлена здесь на службу государству, а также являлась одним из средств воспитания будущих защитников родины. Спартанские композиторы писали хоровые военные песни, которые исполнялись во время сражений. Большую роль играла музыка и в культурном центре Римской империи - Александрии. Здесь часто устраивались всевозможные празднества и уличные шествия. Так, в одной из процессий принимали участие 300 хористов и 300 оркестрантов!

Однако настоящий расцвет светской хоровой музыки начинается с XIII—XIV веков, в эпоху раннего Возрождения. Любовь к жизни и прославление ее - в противовес религиозному отрешению, характерному для средневековья,- были основой содержания нового искусства этой эпохи.

Как и большинство своих современников, композиторы эпохи Возрождения были людьми разносторонне одаренными. Например, живший во Флоренции Франческо Ландино изучал геометрию, астрономию, риторику, грамматику, несмотря на то что был слеп. Он играл на многих инструментах и восхищал слушателей своими хоровыми сочинениями - мадригалами, каччиями, балладами. В 1364 году он даже был увенчан лавровым венком - почесть для музыкантов того времени неслыханная.

Однако самыми знаменитыми итальянскими хоровыми мастерами считаются Монтеверди и Палестрина, произведения которых исполняются на концертах до сих пор. У Палестрины наиболее известны мадригалы, созданные на стихи гениального поэта эпохи Возрождения Петрарки. Поэтому не случайно, что многие из них посвящены теме любви. И сколько в них страстности, быстрых переходов от надежды к отчаянию, и в то же время как просты и прекрасны близкие народным мелодии его мадригалов!

Яркие картины жизни воспроизводили и в остроумной, пронизанной жизнелюбием хоровой шансон французские композиторы. Среди них особенно знаменит был Клемен Жанекен, заслуживший у современников прозвища «бессмертный» и «божественный». Он писал музыку на слова поэта Пьера Ронсара. «Смех и наслаждение - вот к чему я стремлюсь. Пусть каждый отдается радости. Прочь сожаления, стоны и плач! Наступила весна...» - таков текст одной из его песен «Пение птиц».

Жанекен был и автором многих хоровых фантазий, в которых зарисовывал сцены из жизни своего времени. Так, в фантазии «Битва», прославляющей французскую армию и ее успехи, изображается сражение между французскими и швейцарскими войсками и победа французов. Тут и барабанная дробь, и сигналы тревоги, и мотивы солдатских танцев и песен, входящих в небольшую интермедию, рисующую короткий отдых воинов.
Не менее интересной фигурой французского Возрождения был и Гийом де Машо, который писал мотеты, баллады и рондо, разнообразные по настроению, эмоционально открытые, отражающие характер их автора - человека жизнелюбивого, страстного путешественника. «Повсюду, где есть музыка,- там радость и веселье»,- говорил он.

В середине XV века мировое первенство не только в церковном, но и в светском искусстве завоевывают Нидерланды. Путешествуя по различным странам и работая во многих городах, нидерландские композиторы оказали огромное влияние не только на немецкую, но и на итальянскую, австрийскую, французскую, чешскую национальные музыкальные школы.

Одним из величайших нидерландских композиторов был Орландо Лассо, прозванный «бельгийским Орфеем» (о его церковных произведениях мы уже рассказывали в предыдущей главе). Его песни, созданные в жанре французской шансон, пронизаны грубоватым добродушным юмором и меткой сатирой. В них возникает целая галерея персонажей тог: времени, зарисовки картин семейного быта. Вот девушка Марго обрабатывает виноградник, а трое военных наперебой любезничают с ней. А вот молодая жена жалуется на своего старого ревнивого мужа. В песне «На рынке в Аррасе» воспроизводятся шум и гам снующей толпы и назойливые выкрики рыночных торговцев. А в песне «Послушайте новости» с истинным юмором нарисована сценка обильной трапезы. С помощью четырехголосного ансамбля Лассо изображает скорбный путь гуся от птичьего двора через кухню к праздничному столу, где его съедают в честь праздника св. Мартина. Вся песня основана на попевке, подражающей гусиному крику. На ней же строится и ее торжественное заключение.

Композитор уделял большое внимание и жанру мотета, и мадригала, но наибольшую популярность приобрело его произведение, написанное в жанре итальянской бытовой песни, «Эхо»; текст его принадлежит самому Лассо. Красочное сочинение это построено на сопоставлении двух хоров, создающем эффект эха. В нем покоряет чувство упоения жизнью, молодостью, возникающая в воображении картина солнечного дня, наполненного радостными выкриками: Эхо, простимся, эхо! Вспомни всех нас!»

«Это был музыкант, гениальный по глубине и мощи своего искусства, огромного диапазона и творческой силы, один из титанов Возрождения, - писал о Лассо советский историк музыки К. Розеншильд. - Он вполне достоин сопоставления со своими великими современниками Рубенсом и Шекспиром».

Назад в "Ликбез"

Hosted by uCoz