«Турецкие
Евреи» из Москвы
Я
знал только один музыкальный еврейский коллектив в России, демонстрирующий
такое высокое синтетическое искусство. Это Камерный еврейский музыкальный
театр Юрия Шерлинга и Михаила Глуза, который, к великому сожалению,
распался несколько лет назад.
И
вот - второй: Московский еврейский хор Михаила Турецкого. Его гастроли
по Северной Америке только начались: сразу после Майами и Атланты
«настоящие еврейские мужчины» приехали в Торонто (два концерта - в
Center of the Performing Arts и Beth Tzedec Synagogue), потом - Монреаль
(Congregation Shomrim Laboker Plamondon Station), а дальше - большое
турне по США - по семнадцати городам, с Востока на Запад.
Сказать,
что я получил огромное удовольствие, - значит, ничего не сказать.
Хор Турецкого - созвездие великолепных солистов, высоких профессионалов.
Голоса - хоть завтра в «Ла Скала» или «Метрополитен опера». Плюс музыкальность,
плюс пластичность, плюс обаяние. И еще много других плюсов.
Что
бы ни исполняли «турецкие евреи» - духовную древнееврейскую музыку,
песни на идиш или просто полюбившиеся шлягеры, - все вызывало такой
восторженный отклик зала, что попроси настойчивее зрители еще третье
отделение, - оно обязательно состоялось бы. Но и в двух - самые непосредственные
поднимались со своих мест и пускались в пляс, а остальные - пели от
всей еврейской души, потому что нельзя было не петь.
Программа
концерта была составлена со вкусом. Жаль только, что заключила прекрасный
репертуар блатная «Мурка» (исполненная, правда, как и все концертные
номера, с блеском), а не, к примеру, величальная «Ломир але инейнем!».
...Публика
получила такой эмоциональный заряд, что я совсем не удивился, когда
рядом проходящий мой знакомый вдруг пропел на мотив когда-то популярной
«Летят перелетные птицы»:
-
И нужен нам Миша Турецкий, и песня его нам нужна! А? Хорошо я скалабурил?
Что скажете, редактор? - спросил он меня.
Мне
понравилось, и я допел с ним старый куплет с новыми словами...
Геннадий
Дерткин