Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СМИ 1997-2003 гг.

11 голосов, которые потрясли Германию 

Разностильные произведения в концерте хора следуют одно за другим по степени сложности. То, что делают артисты на сцене, - феноменально. Каждая исполняемая ими вещь - это законченный и совершенный по форме мини-спектакль. Даже блатная «Мурка» в интерпретации Турецкого превращается в очаровательную комическую оперу с увертюрой, сольными партиями и танцевальными номерами. Доведенная до экстаза публика сначала заворожено слушает, затем начинает подпевать, орать «Браво!», рыдать от хохота и никак не хочет расходиться. Так было и в Германии, где гастроли хора завершились на этой неделе. Но поскольку давно и прочно знаменитый в России коллектив выступает у нас пока не часто, знаем мы о нем немного. Поэтому, по многочисленным просьбам читателей, корреспондент «РГ/РБ» встретился с Михаилом Турецким и попросил рассказать о себе самом и своем коллективе.

- Михаил, наши читатели хотят знать о вас буквально всё: где вы родились, кто ваши родители, в какой музыкальной школе вы учились...

- Ну что ж, тогда и начнем с самого начала. Родился я в Москве в шестьдесят втором году. Родители мои - простые еврейские люди. Мама работала няней в детском саду, а папа - сначала экономистом, а потом мастером цеха на одной подмосковной фабрике. Я у них - сильно поздний ребенок. Отец мой, 1913 года рождения, приехал в Москву в 1931 году, естественно, воевал. Буквально накануне войны познакомился с мамой и увез её из Белоруссии. А через десять месяцев в местечко, где мама родилась, пришли фашисты и всех её родственников закопали живьем. Поэтому можно сказать, что любовь спасла маме жизнь.

- Ваши родители были религиозными людьми?

- Родители моих родителей были глубоко верующими, а мой прадед был раввином. Папа не религиозен, он не верит в то, что жизнь есть где-то еще, кроме как на земле. Но человек он уникальный. Он, например, в свои 87 лет катается на коньках и ходит в танцевальный зал. К тому же, он философ. Мысль об отсутствии жизни после смерти его нисколько не огорчает. Он очень оптимистичен и умеет радоваться солнцу и всему хорошему, что его окружает.

- Когда вы начали заниматься музыкой?

- С первого класса школы. Но, поскольку мои малоимущие родители не могли купить мне фортепиано или скрипку, учился по классу флейты: она была доступней по деньгам. А потом, когда мне было лет 10, мой дядя, двоюродный брат отца, дирижер Рудольф Баршай, услышал мой голос и посоветовал мне поступить в хоровое училище имени Свешникова. Там я начал профессионально учиться музыке, пению и хоровому дирижированию. Потом учился в Гнесинском институте. Стажировался как симфонический дирижер. Окончил все это с отличием и работал в музыкальном театре Юрия Шерлинга. А потом ректорат моего института порекомендовал меня на должность руководителя создающегося хора Московской синагоги.

- Когда это случилось?

- В конце 1989 года. Еврейская американская организация «Джоинт» взялась тогда за возрождение еврейских традиций в России, в том числе и музыкальных. Одним словом, был запрос, поступило предложение. Я возглавил хор с первой репетиции. Так до сих пор с ним и работаю.

- Переступив порог синагоги впервые, вы уже знали, что будете делать, определяли себе какие-то задачи?

- Конечно же не знал! И уж тем более не ставил перед собой никаких творческих целей: на мой взгляд, творчество и план вообще не совсем совместимые вещи.

- А с догматами иудаизма вы были знакомы?

- Разумеется - нет. Вы же знаете, как преследовалось все религиозное и еврейское. Но, несмотря ни на что, синагогу по праздникам я все же посещал.

Но вообще мне кажется, что многое в моей жизни было тогда решено как бы свыше. Начинала возрождаться православная церковь, в которой хоровое пение занимает особое место. А так как истоки христианства лежат в иудаизме, я понимал, чувствовал, что нечто такое должно быть и в иудаизме. Я ничего не знал и никто не мог мне про это рассказать, но я интуитивно чувствовал - должно! Одним словом, я оказался в тот момент в точке золотого сечения, все совпало и получилось то, что вы теперь видите.

Кроме того, период этот совпал для меня с очень тяжелым личным потрясением. За две недели до того, как я получил приглашение возглавить еще не существующий хор синагоги, в автомобильной катастрофе погибла моя жена. И вот два этих глубоких ностальгических чувства - личное и национальное - соприкоснулись. А духовная музыка требует именно такого мощного внутреннего напряжения...

- Как же вы подбирали репертуар? Ведь, насколько я понимаю, никаких партитур в вашем распоряжении не было.

- Помогли все те же американцы из фонда «Джоинт». Они дали нам не только ноты, но и привезли в Москву знаменитого нью-йоркского кантора Йозефа Маловани с Пятой авеню. Ну а потом, когда мы уже начали ездить с гастролями за границу, я часами просиживал в библиотеках США и Израиля. Кстати, многое, что в этих библиотеках есть, попало туда из России и наша задача состояла в том, чтобы это вернуть обратно. Так сложился очень богатый репертуар, с которым мы выступаем в крупнейших синагогах разных стран. Отдельные его элементы мы со временем включили и в свою концертную программу.

- А как вообще родилась идея концертной программы?

- Честно говоря, я не очень люблю хоровое пение, хотя это и есть моя профессия. Я считаю, что это некий пережиток прошлого. Я хочу сказать, что искусство предметного пения по нотам сегодня может существовать только в храме или в опере. Но профессиональным музыкантам тесно в рамках одной формы. Так в нашем репертуаре появилась светская музыка. Сначала - еврейский фольклор, поскольку тогда мы считали своей главной задачей ознакомление российских евреев с их собственной культурной традицией. А потом пошли еще дальше и стали исполнять и классическую музыку, и русские песни, и многое другое. Но вообще то, что мы делаем в своей концертной программе, не является хоровым пением. Лично для себя я называю это вокальным шоу.

- Что послужило толчком к этой форме вашего творчества? С чего все началось?

- С Иосифа Давидовича Кобзона, который заметил нас и пригласил в свой прощальный тур, чтобы петь сорокаминутную программу из еврейских песен. Это была огромная работа - около ста концертов по всем бывшим республикам Союза. И за это время мы почувствовали себя на сцене в новой для себя роли достаточно уверенно.

- При этом, насколько мне известно, далеко не всё и не всегда складывалось в карьере хора гладко...

- Да, были трудности, и довольно большие. К 1993 году «Джоинт» в достаточной степени к нам охладел, а в России брать на содержание еврейский хор никто не собирался, мы оказались без средств. Достаточно отчаянное было положение. И вот приблизительно в то же время - представляете - приезжаем мы по приглашению на работу в Америку, а нас никто (не хочу даже вспоминать, по какой причине) не встречает. Вечер. Мы сидим на Брайтоне на парапете. Идти некуда. Я реву от отчаяния как ребенок. И тут дочка моя - а я взял её с собой - спрашивает: «Папа, ты чего плачешь?» Я говорю: «Понимаешь, у меня ничего нет - ни денег, ни обувной лавки, ни продуктового ларька на базаре. У меня есть только коллектив, который мне нечем кормить, и который, как выясняется, никому не нужен!» А она мне: «Папа, ты что? Зачем же тебе ларек? Ты же несешь людям радость!»

И вот с этих её слов у нас и начался перелом. Как мы тогда добрались домой, я теперь уже и не помню. А вскоре нам Борис Березовский дал немножко денег, чтобы мы могли репетировать. А потом мы заключили контракт на два года и уехали работать в Майами, откуда посылали деньги нашим коллегам, оставшимся работать в синагоге в Москве. А в 1997 году нас заметил мэр столицы Юрий Лужков и мы получили статус государственного коллектива.

- Ваша аудитория за годы становления сильно изменилась?

- Сильно. Но я на самом деле понимаю, что вы хотите спросить: как в такой стране, как Россия, еврейский хор может пользоваться столь бешеной популярностью? Меня часто об этом спрашивают. И я всегда отвечаю: мы - маленький любимый еврейский хор большой России. Но на самом деле все, конечно, гораздо серьезней. Во-первых, мы, так или иначе, часть русского культурного процесса. А во-вторых, мы постарались вырваться за рамки национальной замкнутости и сами пошли навстречу публике, чтобы показать ей, что такое еврейская культура. И публика ответила нам интересом и признательностью. Нас стали слушать люди других национальностей, и я этим очень счастлив. Знаете, как бывает? Подходит в Харькове после концерта мужчина и говорит: «Всю жизнь я считал себя антисемитом, а вот послушал вас, и понимаю, что просто ничего не знал о евреях».

- И что, вы хотите сказать, что на ваших концертах не бывает никаких антисемитских выпадов и провокаций?

- Бывают, конечно. Но не часто. Да и заканчиваются они порой очень обидно и неожиданно для их организаторов. Как, например, в Тольятти в прошлом году. Мы очень любим выступать в этом городе и ездим туда минимум два раза в год: публика там - потрясающая! При этом, на весь Тольятти евреев всего человек 50, а в зале, где мы обычно выступаем, ровно 1400 мест, и никогда нет ни одного свободного. И вот, в сентябре прошлого года приезжаем мы с концертом. Выходим на сцену, а через 25 минут сообщают: всем необходимо срочно покинуть помещение - здание заминировано. На обыск потребуется часа полтора - после этого концерт можно будет продолжить. А на улице - дождь как из ведра! А Тольятти - это вам не Берлин: вокруг концертного зала - ни одного кафе, где можно было бы пересидеть и подождать. Я думаю: все, пропал концерт! Но не тут то было. Публика наша полтора часа мокла, но не ушла. Мины, естественно, никакой не обнаружили - это была чистейшая провокация. Но когда концерт продолжился, мы уж так дали, а зал так ответил, что чертям тошно стало! Такого сумасшедшего шоу у нас еще никогда не было!..

- Скажите Михаил, а в чем, находясь на гребне успеха, вы видите вашу сегодняшнюю задачу?

- Поднимать престиж еврейства в нашей стране и в целом топить лед непонимания и недоверия между людьми. В одной нашей песне есть такие слова: «Пусть живет Россия дружно - что еще еврею нужно?» Вот в этом, как мне кажется, и заключается вся сверхзадача и главное предназначение моего коллектива.

Вера Бурлуцкая
Источник

 

Hosted by uCoz