Украинский
ХОР москалей
Sophie
В
Киеве мне давно хотелось побывать. Но одно дело – абстрактное
желание, а наш Хор часто сподвигает на очень даже конкретные
действия!
Три концерта я осилить не могла, но побывать на одном было
вполне реально. До Киева – ночь в поезде, а наши люди помогли
в остальном – Костя-alterus с билетами, Валечка Верба с жильем
(огромная благодарность всему семейству за гостеприимство!).
И большое спасибо Эле, которая Sliva, поддержавшей мои неопределенные
мечты о Киеве еще в начале марта. В дальнейшем выяснилось,
что и Юля-Julyte намерена посетить столицу Украины. Так что
очередная встреча старых знакомых из двух государств должна
была состояться на территории третьего:)
В день моего отъезда (Юлька с Элей-то приехали в Киев раньше
меня, они на все три концерта собирались) узнаю от Кости по
аське неприятную новость, что у Эльвиры украли на Украине
ее российский паспорт. Поскольку подробности неизвестны, еду
до Киева, трясясь за деньги-документы, чуть ли не запихнув
их (пардон) в бюстгальтер. Но всё спокойно, вот только жутко
холодный поезд. Дуло от окна немилосердно... С таможней никаких
проблем, забавно, когда здоровый верзила-таможенник басит
«будь ласка!» (ну простите, украинцы! Ну не знаю я украинского,
и многое смешит). А еще порадовали надписи на дверях вагонов
киевского метро – «не приТУЛЯтися». Это сразу как-то настроило
на предстоящий вечером концерт (и с чего бы?). Кстати, рекламы
концертов Хора в Киеве довольно много, разные афиши, в том
числе и в метро. Бросается в глаза мягкий знак в Турецком,
согласитесь, видеть «Хор ТурецЬкого» несколько непривычно.
А еще на этих стандартных в принципе афишах сразу обращает
на себя внимание пометка «живой звук» (точнее «живий»). По-моему,
не видела в других городах такого.
Добравшись до квартиры Валюшки, обнаруживаю, что и вторая
красотка-близняшка тоже приехала в Киев, вот приятная неожиданность!
Оля очень хотела бы побывать на концерте, Валя же вообще ни
разу не была еще, так что надеемся, у девушек всё получится.
Эльвира показывает кусочки видео с пятничного концерта. Мой
живейший интерес вызывает «Украинское попурри», ставлю себе
задачу вечером обязательно заполучить его на видео самой.
А еще Эля огорчает известием, что в партере накануне было
довольно много свободных мест. Надо же, а когда мы заказывали
билеты, на сайте можно было заказать только боковые места
на первом ряду (которые мы и взяли), а потом уже только девятый
ряд...
В урочный час мы с Элей, вооруженные соответствующей техникой
и букетами, входим в Дворец (точнее «палац») «Украина». Спасибо
Александру Борисовичу, сестрички Оля и Валя смогут посмотреть
концерт, правда, не из зала, но так, наверное, даже интереснее.
А мы тем временем встречаемся, наконец-то, с Юлькой. Мне очень
хотелось запечатлеть попурри из украинских опер, а с первого
ряда, по опыту предыдущего дня у девчонок, делать это запрещают,
поэтому я добровольно пересаживаюсь со своего места в первом
ряду в середину четвертого ряда. Юля составляет мне компанию.
Свободных мест, кстати, не так уж много. Во всяком случае,
полупустым партер точно не назовешь. Непроизвольно прислушиваюсь
к разговорам соседей, читающих буклет. «Ну надо же, полет
шмеля! И как это можно спеть?»
Концерт начинается. Декорациями служат видео-панели (или как
их назвать?), такие же, как были в Кремле-2005, и в Питере-2007.
Старт дает Киев.
«Ах, этот вечер». Костюмы у артистов кремлевские, новые.
Хм... и клавишник новый.... Вместо Андрея Романенко роль «человека-оркестра»
исполняет загадочный незнакомец. В черных очках, держится
«за станком» достаточно уверенно, я бы сказала, с экспррррессией,
в упоении покачивается, постоянно встряхивает эффектным движением
гриву темных волос. Руки на клавиши ставит плавным мягким
движением, поднимая их перед этим высокооооо, чтобы было видно
и задним рядам. Ну... красиво.
Турецкий краток: «Сегодня в Киеве «Музыка всех времен и народов»,
и сразу же «Ave Maria». Очень люблю, когда Борис начинает
петь именно так: с пиано, мягко, не напрыгивая на первую ноту.
Боря вообще был в ударе в этот вечер. Валя: «Sancta Maria....»
Кажется, я впервые признала, что у него это не хуже Тулинова,
который пел данную фразу раньше.
«Мелодия, пришедшая с туманного Альбиона XVII века. Англия.
Самое романтичное произведение Георга Фридриха Генделя». Конферанс
Турецкого сопровождается бурчанием мужчины позади нас, что
какая ж, мол, это Англия, маски венецианские! Но ведь на самом
деле же из Англии! В этом, кстати, что-то есть: бывший еврейский
хор поет в столице Украины арию из итальянской оперы немецкого
композитора, бОльшую часть жизни прожившего в Англии....Но!
(закольцовываем) Опера «Ринальдо» - на сюжет поэмы «Освобожденный
Иерусалим». Вот как!
Как-то особенно легко прозвучала в этот вечер Ария Альмирены.
Было ощущение, что нашим хористам, особенно Боре и Вале, не
составляет никакого труда петь голосами «некоторых мужчин».
Мда, а все-таки зря Турецкий теперь говорит не так, а в лоб:
«такими необычными голосами пели в Европе 17-18 века кастрированные
мужчины». Ну я всё понимаю, конечно... В одноименном фильме
Фаринелли-кастрат, кстати, пел эту арию тоже, но считаю, излишним
такое акцентирование. Сразу хочется хмыкнуть, а зал зачастую
просто смеется.
Далее «Лакримоза» - и как всегда, заставляет замереть...
У Тулинова в его сольном фрагменте микрофон не работал, звук
появился не сразу, я даже не сразу это поняла - Евгения было
слышно отлично и так.
Со звуком вообще периодически возникали проблемы. В основном,
в начале. Наверное, поэтому так был мрачен Кульмис, строил
недовольные рожи в сторону кулис и постоянно туда бегал. Да
и все остальные были сосредоточены, более-менее расслабились,
только когда настал черед попурри из опер Верди.
«Отче наш» спели очень аккуратно, бережно. Спасибо. Но хлопать
после? Нет, всё равно не могу. И правильно, что сразу, почти
без паузы, идет следующий номер.
Yerushalaim Shel Zahav. Как же я люблю ее у них! Пели
прекрасно. После серии их простуд, ангин и прочего слышать,
что, наконец-то, все в порядке, очень приятно.
Про Бориса уже говорила - сразил, замечательно звучали Валентин,
Тулинов, Кульмис. Понравился и Миша, хотя он бывает еще лучше,
мы знаем! А так был некий сип. Артур и Игорь – ну эти вообще
всегда на уровне!... Олег, Алекс – по-моему, всё ОК.
Честно говоря, у меня ужасно болела голова в тот день, немного
получшело только в середине концерта, подлечили искусством,
так сказать.... Но ненадолго. Просто раскалывалась... у меня
это так редко бывает, что переносить сложно. Так что, свидетели,
если в чем-то со мной не согласны, списывайте на бред моего
воспаленного воображения. Но в целом, за точность изложенного
– ручаюсь!
Да, и надеюсь, что мою кислую физиономию в определенные моменты
концерта и страдальчески прижатые к вискам пальцы некоторые
субъекты на сцене не расценили как оценку их творчества, а
то поглядывали со странным выражением.
«Иерушалаим» плавно перешел в «Аллилуйю», что было
немного непривычно. Обычно Аллилуйя идет «в связке» с хором
апостолов и осанной из «Jesus Christ Superstar».
Попурри Верди! Впервые услышав его в Нижнем Новгороде
осенью, сразу занесла в любимые. Тогда было только пение,
почти без движений. В Кремле уже был некий постановочный номер,
где Илзе Лиепа представила что-то среднее между танцем и пластическим
этюдом. Наши мнения тогда разошлись, насколько это было оправдано,
но лично мне понравилось. А после нового года композиция,
казалось, обрела свой окончательный вид. Но некоторые штришки
появляются и сейчас. Вот, в Киеве, фрагмент из «Аиды», где
«берег наш священный Нила» приобрел украшения в виде Мишиных
вокализов.
Хороши в попурри были все. И Женя Кульмис тоже, даже очень.
Но, наверное, после кошмарного для себя Верди в феврале в
Питере, он уже не может спокойно ждать своей партии. Стоит
как перед экзаменом, когда Игорь поет. Директор, не нервничай,
всё хорошо! Аплодисменты не смолкали долго, а Михаила- «ДжильдоВиолетту»
– так просто искупали в овациях. С криками «браво», всё как
полагается.
На закуску подали традиционное старенькое «Оперное попурри».
Хорош Валя, бесподобен Тулинов – даже сказать что-то сложно,
надо просто слушать. Ночной цариц тоже впечатлил. Правда,
эти вставки на русском в текст... Уже анекдот, конечно...
На этот раз было:
«В моей душе пылает жажда страсти,
в Киеве снова!
Здравствуй, родная Киевская Русь!»..
Дааа... Девальвировалась грозность Царицы Ночи. Впрочем, если
вспомнить мартовский детский концерт в Кремле и «здравствуйте,
дети!» от Черного Плаща, все остальные приветствия меркнут.
Когда Турецкий еще только объявлял этот номер и перечислял
фрагменты, вошедшие в попурри, ему вручили цветы. Турецкий
без паузы с той же вкрадчивой интонацией поблагодарил, продолжил.
Получилось очень даже символически :)«Люди гибнут за металл,
спасибо, и всё закончится коронной арией..»
Кульмис свой букет тоже получил, от мальчика. Любят-таки его
дети!
Но опять же больше всего аплодисментов досталось Мише.
А дальше для киевских зрителей был «небольшой бонус». Украинская
опера. Специально для гастролей в этой стране подготовили
несколько фрагментов из опер «Наталка-полтавка», XIX века
и «Запорожца за Дунаем», начала XXго. На «реальной украинской
мове». Зал воспринял данное известие с восторгом. Надо сказать,
что вообще публика очень тепло воспринимала весь концерт....
Ну а когда на сцену стремительно выбежал Валя в белой рубашке,
подпоясанный красным кушаком, зал просто взревел.
Сонце низенько,
Вечір близенько,
Спішу до тебе,
Лечу до тебе,
Моє серденько!
«Ты
обещала...» - уже с Борисом. Боря, хоть был и не в рубашке
с кушаком, шумовую поддержку от зала тоже получил.
И тут, не дождавшись, пока «Петро» доберется до нее сам, на
сцену под бодрое вступление выскочила «Наталка». Естественно,
все полегли от смеха. Миша – Артист!
Милый нюанс: когда за кулисами перед выходом на сцену Михаил
водрузил на себя этот венок, он спросил у «вербочек» - «Ну
как?» Валя ответила: «Вам идет!» «Не дай Бог!» - улыбнулся
Михаил. Пять баллов!
Между тем на сцену вышли и остальные, хор засвидетельствовал,
что действительно зовут эту знойную дивчину Наталкой.Аплодисменты,
небольшая пауза... Бог ты мой! Из-за кулис на середину сцены
торжественно, с достоинством прошествовал Кульмис, в красных
шароварах и в водруженной на макушку (видимо, с трудом – чубчик-с)
шапочке (уж не знаю, как энтот головной убор правильно называется).
По-моему, дальше можно было не продолжать. «Ты не пой, ты
ходи, ходи. Туда ходи, сюда ходи» - вспомнился старый анекдот-байка
про Зыкину. В общем, так оно и было: пока Миша, ставший уже
из Наталки Одаркой (визуально данная перемена ни в чем не
выразилась), вовсю шпынял бравого казака – гуляешь дни и ночи,
я, панимаишь, все одна – Кульмис-«Карась» расхаживал туда-сюда,
всем своим видом и не без помощи своей богатой мимики показывая,
что это всё гнусные инсинуации женушки, и нечего было, видите
ли, иссушивать кари очи. Уж прямо и погулять нельзя! И вообще,
не пил! Покачивающаяся троица позади – Алекс, Боря, Игорь
– выражала свою молчаливую поддержку.
Ой, с каким же удовольствием, еще едва завидев выходящего
Кульмиса, эта тройка принялась исполнять свою роль!Да и те,
кто был не задействован в данной сценке, самозабвенно ржали.
Чуть ли не впервые увидела искренне смеющихся над коллегами
и мизансценами, переговаривающихся и комментирующих происходящее
Валентина, Артура... Тулинова, ясное дело.. Думаю, это и по
фоткам видно. Карасю, между тем, стенания Одарки изрядно надоели,
сколько ж можно голосить! И он как пошел басом возмущаться...
Жинку это не остановило, она продолжала настаивать, что в
слезах всю ночь провела, а муж и собутыльники пытались ее
перебить.
Ничья. Живописная парочка временно покинула сцену. Перед этим
колоритная Одарка символически наподдала гарному хлопцу, шоб
неповадно было.
Далее всё было уже более строго. Валентин, Тулинов прославляли
ридну Украину. Мощно и красиво. Завершение -всем хором. Вместе
с присоединившимся Мишей без венка и Кульмисом без шаровар
(не подумайте чего, они были поверх брюк:) «шаровары превращаются,
превращаются шаровары...»).
Пафосная кода, буря восторга в зале. «Молодцы», «браво», «бис»,
жутко довольный «украинский хор москалей» на сцене. «Как у
нас с мовой?», кокетливо cпросил Турецкий. Люди показывали
большие пальцы рук.
На всякий случай Михаил Борисович сказал «подучим». Мы потом
специально спросили у Оли с Валей, так и как же у Хора с мовой.
Девушки ответили, что на этот раз – на уровне! Молодцы, ребята,
не поленились, подготовились.
Касательно самого номера – мне понравилось. А то уже разгорелись
жаркие споры. Хочу сказать вот что: во-первых, эти две украинские
оперы изначально имеют определенный статус. Может, и не комических
опер, но уж точно не трагедий. Шаровары, венок, рубашка (кстати,
только у трех солистов)– по-моему, прибавляли колорита. А
заодно веселили и самих хористов. О достоинствах украинских
опер, и вообще, есть ли такое понятие, можно спорить долго.
Но смысл? Никто не будет же отрицать, что это культурное достояние
украинского народа. Заигрывание с публикой? Да, конечно, а
что плохого? Людям было приятно. Они получили удовольствие.
И я, неукраинка, кстати, тоже. А еще меня всегда очень радует,
когда я вижу неравнодушие у артистов в процессе исполнения
композиций. Наверное, спели бы они раз –дцать это попурри,
отладили, отрепетировали до мелочей, улыбочки бы постепенно
стирались, эмоций было бы меньше.. Не только я считаю, что
лучше сфальшивить, но от души, чем петь отлично, идеально,
но холодно и автоматически...
После оперного блока – «Полет шмеля». Оркестровое произведение
одними голосами. «В народе это искусство называют а капелла».
Интересно, а как называют это искусство не в народе? :) Быстро,
очень быстро. В темпе несусветном. Но на этот раз хоть шмель
не улетал в неведомые дали, как это частенько случалось на
февральско-мартовских концертах. Еще один фрагмент акапельной
музыки. «Песня московского извозчика». Хорошо. Интересно,
зачем они стали убыстрять ее? Раньше было не так.
«Одессит Мишка». Кажется, еще не была ни на одном концерте,
где отсутствовала бы эта песня. Зал, конечно же, пел активно
и с удовольствием. Нa «ура» было воспринято предисловие Турецкого
к «Сим Шолом». На «ура» - и сама песня. На «ура» - и зрители
пели.Отличная концовка в исполнении Евгения и Михаила. То,
что надо.
В соответствии с курсом правительства России,.... и Турецкий
быстро прибавил - «...Украины и Белоруссии» - на оздоровление
нации, Хор исполнил «Спортивное попурри». Спели с залом
«Марш Энтузиастов», и первое отделение закончилось.
Во втором отделении я села на свое место, уже на первом ряду.
Рядом сидела пожилая пара. Мужчина попросил посмотреть один
из моих букетов, «какой красивый! А можно я его подержу?»
Это было очень удачно! А то я думала, куда же их пристроить,
ведь по проходу постоянно бегал фотограф. Второй букет предложила
взять на руки жена моего соседа. Очень любезно с их стороны.
«Есть только миг». Всегда любила песню эту песню вообще
и в этом исполнении в частности А особенно мне нравится там
модуляция намбер ту, очень уж красиво.
«..называется жизнь» - пробирающий до мурашек Кульмис. И тут
же «Что наша жизнь? Игра!» от Тулинова, прекрасная
ария Германа.... Унисонное финальное «игра!» Евгения и Валентина...
Эх, жаль, что попурри из опер Чайковского и раньше исполняли
нечасто, а теперь и вовсе перестали, осталась вот только эта
ария.
Не знаю, как у кого с ностальгией, но «Back in USSR»
«пошла» хорошо. Красный советский флаг потенциально вызывал
у меня опасения, как это будет воспринято. Но ничего так,
хлопали. Оглянулась – среди зала один дед вообще поднял кулак
и так его и держал. Одобрял, значицца Но больше всего аплодисментов
прозвучало не после песни, а после ремарки Турецкого, что
Хор вне политики, любые сходства и аналогии считать недействительными.
Ох, подозреваю, устали украинцы от политики... Майдан с уныло
стоящими напротив друг друга красными и голубыми знамёнами
произвел тягостное впечатление...
Но мы не об этом. «Хава Нагила». «Давайте веселиться!»
Сидеть спокойно под нее сложно, но приходится.
После этого город, как всегда, готов петь в полный голос с
раскатами и переливами. «Окрасился месяц багрянцем».
Игорь и Артур – конечно же, на высоте. Публика пела с превеликим
удовольствием. После окончания номера МБТ даже предложил еще
раз спеть первый куплет, что и было тут же сделано.
Если Турецкий говорит, что в зале создалась такая необыкновенная
атмосфера, что он эмоционально взволнован, верный знак - после
«Месяца» будут «Папиросы», а не «Кони». Спето было
с невообразимой слезой в голосе. Купила бы эти папиросы, честное
слово! Если бы курила. А так, что мне с ними делать-то.. Разве
что Кульмису отдать...
«Лизавета!» - негромко сориентировал Турецкий своих
хлопцев по дальнейшей программе. Только потом сообразила,
что не было «Полюшка-поля».
По окончании номера Боря подошел к Турецкому и о чем-то спросил
его. Картинка была нехарактерная, поэтому я с любопытством
наблюдала. Шеф кивнул. А следующей песней оказалась «Памяти
Карузо». Давно не слышала эту красоту. И с первыми же
аккордами Борис понесся вниз и пригласил девушку потанцевать
в проходе. ...»).
И
пока на сцене надрывались пять теноров, лирбар гнал обаяние
на симпатичную зрительницу около сцены. Охмуреж под сладкий
лепет мандолины.
«Это была история буржуазной любви в тепличных условиях Италии....»
(ну вот, раньше Франция, теперь Италия). Но накатанную речь
Маэстро неожиданно прервали, здоровенный детина вынес на сцену
корзину с цветами, а откуда-то на весь зал, в микрофон, сказали
по-украински, что это цветы для артистов от киевской мэрии.
«Ничего себе....», - запнулся Турецкий, «мэрия какая сентиментальная».
А потом Игорь и фотограф долго пристраивали корзину с края
сцены. К слову, фотограф отбегал весь концерт. Смешно: как
только он снимал кого-то из артистов конкретно, так что это
замечалось объектом, сразу у каждого делалось до того уморительное
и одновременно независимо-важное выражение лица, это что-то!
Далее про любовь не в тепличных, российских, условиях - это,
естественно, «Увезу тебя я в тундру».
Как тут с хореографией, «в смысле потанцевать»? - вопросил
МБТ. И сам себе ответил: «Хорошо, так же как и с вокалом,
я понял». Потому что уже с первыми «позывными» Летки-енки
на сцену бодро выскочили «незакомплексованные жители Киева».
..Мой атэц запрещщщал, чтоб я польку танцевала.... Я сама
– как-нибудь в следующий раз...
Ob-la-di Ob-la-da.Продолжение веселья на сцене с массовкой
из зала. Смотрю на четверку, отплясывающую джигу, и всё-таки
думаю, что изначальный вариант с парочкой Кульмис-Алекс был
качественнее. А еще у Алекса и Жени, кажется, какое-то негласное
соревнование в этой песенке в конце, что-то типа кто первый
выбросит ногу вперед на финальном аккорде... Уже не в первый
раз вижу. На этот раз победил Алекс.
Массовку проводили аплодисментами со сцены. Турецкий назвал
их героями дня. «Они молодцы, решились на такое!....» Это
на что же это «на такое», подумала я. МБТ пояснил: «Выйти
без всяких денег на профессиональную сцену и отработать два
номера. Спасибо вам большое!» Ах вот в чем дело!
Номер из категории «десертных» по классификации Маэстро. Канкан.
Он же куплеты Бони. Из оперетты «Королева чардаша». Она же
«Сильва». Градус у Тулинова явно упал Я про батман. Видимо,
тоже Питер аукается У каждого своё Ватерлоо...
«Я, право, не шучу,
Настоящую любовь я найти хочу»
На этих словах Кульмис явственно спросил у Игоря: «ХОЧЕШЬ?»
Тот с готовностью покивал. А еще Вале прямо из зала на сцену
прилетели цветы. Номер из категории «не-мурка» всё по той
же классификации Маэстро. «Синий туман».
Номер из категории «посвящается городу». O sole mio.
Еще до начала песни какой-то мужик зычно крикнул «Миша, ты
гений, спасибо!» Хор имени гения исполнил «О мое солнце» очень
достойно. Михаил, Тулинов, Валентин – выше всяких похвал.
Представляя коллектив, Турецкий не забыл упомянуть, что Миша
Кузнецов – уроженец Сумской области во втором поколении, после
чего тенор-альтино под мелодию из «Дивы» как вдаааарил! Он
не всегда «доезжает» до самой высокой ноты на этом кусочке,
но тут!...
А бас-профундо тоже удостоился эксклюзивного представления
в Киеве. «Уроженец города Парижа» - неожиданно выдал Турецкий.
Квадратные глаза Жени в этот момент и смех Игоря. Вот так
и рождаются нездоровые сенсации. Валя Верба после концерта
спрашивает: а что, он действительно родился в Париже?
Узнали мы и имя нового клавишника – Игорь Полтавцев.
Михаил Борисович расточает комплименты Киеву, скандирование
«спасибо» из зала.
Напоследок «We are the champions». «Мы чемпионы».
«Это про нас!», пояснил Турецкий, хотя секундами ранее объявил,
что композиция посвящается «вам и нам».
Обожаю «Queen», всегда сложно воспринимать что-то, нравящееся
тебе в оригинале, когда перепевает кто-то другой. Но в данном
случае ХТ отнесся к песне чутко, не дал разочароваться. А
второй куплет на русском языке – хоть и не дословный перевод,
но смысл и дух песни соблюдены, и плюс куплет очень подходит
непосредственно Хору Турецкого. Интересно, это работа господина
директора?
Еще раз краткое представление коллектива. «Это успех, коллеги!»
- комментирует овации Турецкий.
Прощальная песня. Всё!