Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СОЛИСТЫ. О СЕБЕ

Михаил Турецкий

Я очень верю в судьбу, в то, что кто-то тебя ведет, что где-то там есть какой-то сценарий

Но, с другой стороны, я понимаю, что на все это тоже можно влиять. Просто бывает, что вокруг тебя складываются определенным образом обстоятельства и все как-то само собой совпадает - изначально твои родители стараются в меру своих возможностей что-то для тебя сделать, а потом они уже ничего сделать не могут, но тебя этот водоворот крутит и ты сам никуда от этого не можешь деться. Не знаю, в моей жизни все судьба, я вот так оцениваю все происходящее со мной - если сейчас все хорошо, значит, жди каких-то проблем. Есть такое понятие - зависть богов, поэтому я себя все время контролирую и стараюсь быть очень благодарным за все, что происходит в жизни и никогда не гневить Б-га какими-то излишними просьбами. Я и так считаю себя очень везучим человеком - безусловно, я очень удачлив для человека, который родился в России в 1962 году, психика которого формировалась в доперестроечный период под мощным воздействием марксистско-ленинской эстетики, а потом вдруг оказалось, что все атрибуты и ориентиры, которые сопровождали твою юность и раннюю молодость, все это полнейшая ерунда и совершеннейший пшик

В двадцать пять лет можно было с этим и не справиться… И очень многие люди моего поколения и старше меня лет на десять вообще потеряны, то есть они как-то живут, конечно, но вот реализовать себя им намного труднее, чем, скажем, студентам Гарварда или детям новых русских, которые уже изначально живут нормальной жизнью и правильно сориентированы. Вот для такого типажа, который родился в семье бедных служащих и был к тому же еще евреем, и произошло все это в 1962 году, у меня очень хорошая карьера: я получил замечательное образование, у меня все складывается очень удачно. Конечно, есть и проблемы в жизни, как у каждого человека, все очень непросто получается, есть и свои темные коридоры судьбы, которые всем нам приходится проходить

Но всегда есть свет в конце туннеля - я ведь занимаюсь любимым делом, пусть даже оно не сделало меня богатым человеком - на Западе, я думаю, те же самые типаж, имя и уро вень давно бы уже сделали меня мультимиллионером. Но моя судьба сложилась именно так.

А вот если бы жизнь моя сложилась как-то иначе, мне кажется, я вполне мог бы стать человеком нетворческой профессии. Может быть, я себя обманываю, но иногда я думаю, что да, я мог бы совершенно спокойно заниматься чем-то другим, потому что я, например, не могу сказать, что жизнь свою не представляю без творчества, без музыки. Многие музыканты говорят, что они без музыки, без творчества не могут жить. Но можно же себе в качестве хобби это оставить и создать вокруг себя мир, где ты будешь и петь, и играть - если у тебя есть деньги, ты можешь внутри своего дома или внутри своего круга создать для себя такую вот оттяжку, есть люди, которые так и делают. И я бы мог… потому что не могу сказать, что я без этого жизни своей не мыслю.

Я знаю, что мог бы быть серьезно увлечен какой-то другой работой. Просто я должен быть чем-то занят и увлечен, мне это необходимо, это для меня очень важно. И, конечно, я должен обязательно добиваться каких-то результатов. Не могу заниматься ничегонеделанием, я должен быть все время в процессе, для меня это очень тягостное состояние, ничегонеделание, я всегда что-то делаю. Если я не занят по работе (а я все время занят по работе), тогда я стараюсь заполнить свое свободное время занятиями физкультурой-спортом, каким-то новым общением, новыми формулами культуры и искусства… Нужно все время наполнять свою жизнь каким-то смыслом. Если я, например, полдня просидел дома - хотя даже этого в чистом виде быть не может, потому что вокруг этого обязательно будут какие-то телефонные звонки, а я это расцениваю как работу, потому что, как правило, мое общение с людьми происходит во имя моего проекта, пустой болтовней я не занимаюсь, хотя иногда мне нравится и просто поболтать с людьми. Но если мне, например, три дня надо просидеть дома… я, правд а, даже и не припомню уже, когда такое было… для меня три дня - это очень большой срок, в который можно вместить целую жизнь! Три дня - целую жизнь можно прожить, такую яркую, такую разную: поссориться и помириться, построить что-то новое и разрушить старое…

Я мог бы, скажем, заниматься бизнесом не ради зарабатывания денег, а ради самого процесса. Мне вообще кажется, что человеку не надо так уж много денег - нужно просто достойно жить и иметь возможность ни от кого ни в чем не зависеть, ни у кого ничего не просить и самому удовлетворять свои материальные запросы. А дальше уже идет процесс - охота, для мужика очень важно охотиться, завоевывать, добывать, приносить.

Мне кажется, что я мог бы заниматься каким-то живым творческим процессом. Творчество - это ведь не только музыка, искусство, литература, это еще и бизнес, и строительство, и туризм, да и просто руководство людьми. Творчество вне искусства - почему бы и нет? И я всем этим, вероятно, смог бы заниматься, в том числе работать с людьми, с коллективом, я мог бы объединить большой коллектив, быть руководителем крупного коллектива - я вижу в себе и организационные таланты, и умение ладить с людьми и строить отношения, и способность даже загипнотизировать кого-то и что-то этакое вложить в голову человеку. Вот я чувствую, что есть во мне есть энергетика - объединять массу людей и куда-то ее вести, быть лидером. И работа, связанная с этим, могла бы меня очень увлечь.

Ведь по большому счету то, чем я сейчас занимаюсь, это вовсе не предел моих мечтаний - мои амбиции значительно шире. Я хочу, например, дирижировать симфоническим оркестром, и у меня есть для этого образование, и я знаю, что могу это делать великолепно. Но я не могу сейчас перестать заниматься делом, которое меня кормит и которым я уже столько времени занимаюсь… Потому что сейчас уйти в оркестр - это значит здесь все завалить, меня это держит, я, как белка в колесе, кручусь и думаю - ну, я еще успею, я вот только налажу, я вот построю и начну все-таки заниматься симфоническим оркестром. С другой стороны, мне все говорят - каким бы ты ни был классным дирижером, симфонических оркестров много, а вот второго такого хора нет, так, может, не надо хор бросать?

А вот, например, с точки зрения творческой амбициозности я хочу руководить хорошим Бродвейским мюзиклом, причем я сам сделаю его хорошим. Но Бродвейский мюзикл - это одно и то же каждый вечер.

Или, например, дирижировать симфоническим оркестром в США или в Европе, потому что в нашей стране все и всегда упирается в деньги, искусство, и особенно классика - это борьба за деньги, речь уже не идет ни о каком творчестве. Все это очень непросто. Но если говорить об амбициях в музыке, то я вижу себя именно в этом. Просто, к огромному сожалению, сейчас только Запад дает возможность известному музыканту с известным именем зарабатывать большие деньги классикой и только классикой.

Конечно, я мог бы заниматься и чем-то другим, просто чтобы не погибнуть. Но моя судьба - быть здесь, в этой точке, в этом месте, и я считаю, что мне очень сильно повезло, что я смог возродить к жизни огромный пласт традиции и культуры целого народа, искусство которого больше восьмидесяти лет молчало. И сделал это даже на более высоком уровне, чем делалось раньше. Сегодня в мире нет аналогов нашему коллективу и нашему искусству, потому что так, как мы это делаем, не делает больше никто.

Людей немножко удивляет, что это произошло именно в России, но в России всегда все еврейское, в том числе культура и искусство, существовало на очень высоком уровне. И совершенно не случайно это искусство вскоре перестало быть прикладным еврейским, а стало наднациональным. Как и любое другое проявление культуры, это искусство продолжает в нашей стране жить, но ему требуется большая поддержка. Вот с этим как раз могло бы быть и получше. Хотя мы умудряемся, ни от кого не завися, классикой и полу-классикой сами себя содержать. Это уже большое достижение - без участия каких-либо спонсоров идет время, мы получаем зарплату, живем, работаем, выступаем, зарабатываем что-то самиНо это, конечно, очень и очень непросто. Потому что считается, например, что Метрополитен Опера тоже сами себе на жизнь зарабатывают, но при этом у них двести пятьдесят спонсоров! Безусловно, они зарабатывают сами, но искусству нужна поддержка, без нее искусству очень непросто выжить в нынешних сложных условиях.

Больше всего я люблю дать хороший концерт, я себя очень хорошо чувствую, когда концерт действительно хороший, когда меня ничто не раздражает в этом концерте, а раздражающих моментов может быть очень много - плохой свет, плохой звук, плохая сцена, очень многое может быть плохим… Но если все хорошо - вот это самое любимое мое занятие - нести людям радость, я себя в этом очень органично чувствую.

Я люблю человеческое общение, люблю интересных новых людей, но, как правило, новые люди редко становятся для меня близкими. У меня очень много приятелей, но не очень много настоящих друзей.

Жизненный опыт подсказывает, что по первому впечатлению трудно составить представление о человеке, и я могу совершенно спокойно поменять свое мнение о человеке, мне нужно просто с ним пообщаться, поговорить. Да и мне самому тоже многие говорят - когда с тобой пообщаешься, совсем другой человек

Вообще, в природе, мне кажется, все очень соизмеримо, всегда сохраняется некий баланс и за все нужно платить. И за славу надо платить - вот человек завидует чьей-то славе, а там к этой славе столько проблем прилагается, завидует богатству - а там за это богатство надо терпеть шестерых охранников каждый день в своей личной жизни или просто страх какой-то испытывать. У меня есть отец, который прожил восемьдесят восемь лет, и он в полном порядке, на лыжах и на коньках катается в этом возрасте, зимой… так вот он вообще не знает, что такое зависть, просто не знает! Я смотрю на него и пытаюсь этому научиться, потому что очень трудно никому не завидовать. Хотя, наверное, все это иллюзии, потому что надо просто задуматься - а чему завидовать? Я, может быть, завидую только тем людям, которые никому не завидуют, их внутренней свободе и лояльности, их умению всегда пребывать в хорошем настроении.

Абсолютно никаким материальным ценностям я не завидую - счастье действительно не в этом, вокруг меня много людей, у которых есть огромные деньги и которые не чувствуют себя ничуть счастливее тех, у кого этих огромных денег нет, не дает это никому ощущения счастья. А люди ведь, в основном, завидуют, к сожалению, как раз материальным ценностям. Я же завидую каким-то, может быть, духовным проявлениям - свободе личности, независимости, смелости, завидую людям, способным всегда сохранять оптимистичное, хорошее настроение. Да это скорее даже и не зависть, наверное, а стремление понять, научиться - вот бы мне так!

Мне очень трудно выделить что-то самое яркое в своей жизни, какое-то самое яркое впечатление. Жизнь моя настолько переполнена этими яркими впечатлениями… жизнь яркая, много страданий, переживаний, взлетов, падений - пока, правда, без особого разбивания головы… Поездки, концерты, общение, встречи, трудности, борьба, унижения, признание - но всего этого так много… Если тебя унизили один раз, ты это запомнишь, а меня пытаются унизить достаточно часто: люди искусства, артисты, музыканты - это ведь люди очень ранимые и уязвимые, им за многое приходится сражаться… Я уже ко многому привык, но это очень неприятные ощущения и впечатления. Случаются, и гораздо чаще, ощущения со знаком плюс, но очень много всего этого, и в жизни очень много и каждый день очень много… Ну, как частный пример - я ведь не сижу себе дома, и вдруг на меня сваливается концерт в Карнеги Холле, такое вот яркое и радостное событие - я до этого дал двадцать концертов в хороших залах, это был двадцать первый, да, он был интереснее… Градус всего происходящего в моей жизни настолько высок, что когда где-то немножко зашкаливает, это не очень заметно.

Я никогда не учился актерскому мастерству и у меня нет такого опыта, поэтому я в любой ситуации играю всегда самого себя - и на сцене, и в жизни. Но вот в последнее время мне стала симпатична жизненная роль такого сильного и уверенного в себе мужчины, который за все может ответить, всем помочь, за всех заплатить, принять глобальное решение за людей - это такая приятная роль, и, видимо, если я буду материально богатеть, это будет во мне культивироваться. Во всяком случае, у меня есть такое желание и такой потенциал - отвечать, принимать решение - это, с одной стороны, самая трудная, наверное, роль, а с другой стороны - это так классно, это такой кайф!

С официального сайта версии 2002 г.

Назад в "Солисты"

Hosted by uCoz