Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Еврейская мелодия любви 

Рассказывать о хоре Михаила Турецкого задача не самая благодарная: что можно сказать о труппе, которую знают буквально все. Не преувеличу, если скажу, что вряд ли найдется еще один коллектив, который бы столь часто и с неизменно прочным успехом посещал Обетованную Землю. Быть может, есть и другие страны, где хор пользуется таким же приемом публики, но нет и не может быть страны, которая могла бы назвать его с большим основанием, чем Израиль, - своим.

То, что официальным местом прописки хора является Москва, вовсе не указывает на подлинное место его пребывания. Нам ли не знать, что прописка может быть проставлена по одному адресу, а податель ее живет совсем по другому. Турецкий, даже будучи прописанным в России и получивший здесь для своего хора статус государственного, все равно, мне кажется, чувствует там себя не в своей тарелке. Нельзя быть рожденным еврейской песней и быть вдали от тех, кому она предназначена.

Конечно, будь в Израиле условия для творчества чуть получше, он, глядишь, и переехал сюда со всем своим коллективом, но пока в том отечестве отношение к чужим пророкам несколько лучше, чем к своим - на исторической родине, и маэстро предпочитает быть прописанным "там", а жить - здесь. Ибо как иначе , как не жизнью, назвать гастроли, которые, с небольшими перерывами, плавно перетекают из одного сезона в другой. Не Израиль, так Германия, не Германия - так Соединенные Штаты, не Штаты - так Европа: сегодня - Восточная, завтра - Западная. Евреи, слава Б-гу, живут везде, и как это хорошо - петь для евреев!

А начался коллектив благодаря главному раввину Московской хоральной синагоги (той самой, что в переулке Архипова) Адольфу Шаевичу. Именно он на волне новых перестроечных времен задумал возродить один из главных символов национальной еврейской жизни - канторское пение, и, заручившись поддержкой Джойнта в лице почетного вице-президента этой крупнейшей благотворительной организации Ральфа Гольдмана, предоставил возможность молодым еврейским талантам проявить себя на необычном поприще.

Поприще, и вправду, было необычным. Не только потому, что сама традиция канторского пения была в большевистской России почти забыта. Чуть ли не главной трудностью явилось полное отсутствие самой основы такого пения - нот. Лишь благодаря колоссальным усилиям того же Ральфа Гольдмана в российскую столицу был направлен собранный в американских синагогах музыкальный материал. Помогли также евреи из соседней Восточной Европы. И вот в 1990 году в главном зале Московской синагоги состоялся дебют первого в России мужского камерного еврейского хора. Вскоре по рекомендации ректората столичного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне - Академии музыкального искусства) на должность дирижера хора был рекомендован молодой музыкант Михаил Турецкий. С этим именем и связан успех ныне прославленного на весь мир коллектива.

Отличная дирижерская школа и творческая дерзость нового руководителя помогли хору освоить сложный и одновременно богатейший репертуар еврейского песнопения. Необычайная ансамблевая слитность, интонационная виртуозность, удивительное тембровое разнообразие - эти черты определяют нынешнее лицо камерного хора.

Прекрасные солисты, каждый из которых сам по себе является музыкантом высокого класса, не в меньшей степени, чем дирижер, определи стремительный взлет молодого коллектива. После более чем успешных гастролей по городам и весям России и других республик еще не распавшегося Союза хор осуществил многодневное турне в Англии, Франции, Испании, Канаде и Израиле. Публика приняла еврейских парней настолько горячо, что уже ни один последующий год не обходился без их визитов за рубеж. А с 1992 года они "прописаны" в Америке почти так же, как в Израиле.

В течение пяти лет подряд хор под управлением Турецкого выступает в 22 американских штатах. Вместе с ним на сцену выходят известнейшие канторы мира: Йозеф Маловани, Дэвид Бэгли, Бенциамин Миллер, Абе Надель. В Атланте и Майами-Бич певцы хора удостаиваются звания "Почетных граждан города". Позднее Михаил Турецкий создает в еврейской школе Майами-Бич детский хор и открывает музыкальный колледж при местной синагоге. А в 99-м году один из дней в этом городе полностью объявляется Днем Московского Еврейского хора, и стройные ребята в черных строгих костюмах устраивают в Майами-Бич гигантский еврейский праздник.

Но перед этим хор успевает два сезона поработать на контрактной основе в одной из крупнейших синагог Южной Флориды, и именно в это время проходит легендарное выступление коллектива с великим певцом современности Хулио Иглесиасом.

Американская ассоциация канторского искусства высоко оценивает высокое мастерство российского коллектива и личный вклад его руководителя в развитие канторского пения: она награждает Михаила Турецкого орденом "Золотая корона канторов мира".

"Карнеги-Холл", концертные залы Организации Объединенных Наций и Конгресса США, Кремлевский Дворец съездов и Большой театр России - лучшие сцены мира аплодировали неповторимому искусству мужского камерного еврейского хора.

Верный еврейской песне, Михаил Турецкий не ограничивает, между тем, репертуар коллектива каноническим песнопением. Последнее время он удачно сочетает академическую традицию с новой шоу-эстетикой - пением с инструментальным сопровождением, с элементами хореографии, со световым оформлением концертов. Но все это делается тонко, со вкусом, и, не нарушая общей тональности программы, органично вписывается в канву выступления.

Евреи - уже далеко не единственные слушатели камерного хора. Но поскольку я не особенно верю в "великую силу искусства", когда речь идет о национальных чувствах (горький пример этому - последние "выступления" иного рода, выступления, связанные с вновь пробудившимся антисемитизмом), то могу только порадоваться, что капелла Турецкого вновь на родной земле. Земле, которая питает ее главными жизненными соками - еврейской мелодией любви.

Яков Зубарев
Газета "Время", 30 мая 2002 г.
Источник

Назад в "Статьи"

 

Hosted by uCoz