Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий: «Мы еще доведем публику до оргазма»

Они поют на восьми языках, были в турне с Иосифом Кобзоном и выступали с Хулио Иглесиасом. Им покорились лучшие площадки мира: Большой зал консерватории и Московский Дворец съездов, Карнеги-холл (Нью-Йорк) и здания ООН и Конгресса (Вашингтон). А 6 февраля в Майами объявлен их днем. Днем мужского камерного еврейского хора. 14 сентября этот уникальный коллектив пел на сцене ДК СК.

Казалось бы, что уж там - хор. Нужно сделать серьезное лицо и слушать музыку. Уж лучше включить любую поп-пластинку и не тратиться на концерт - рассудят те, кто никогда не знал, с чем едят еврейскую музыку и что за «фишка» - всемирно известный хоровой коллектив. Так думал и мой музыкально не просвещенный знакомый. Правда, уже после первого отделения концерта в ДК СК «Еврейские песни о главном» он стал еще одним в числе многочисленных поклонников творчества воспитанников Гнесинки и их артистичного дирижера - Михаила Турецкого. И просил автограф во время внепланового перерыва на «поиски мин» (см. предыдущий выпуск «Презент Центра»).

А если без шуток - в зале ДК СК в этот день навряд ли отыскался бы хоть один свободный стульчик для страждущего безбилетника. И при этом вряд ли более чем тридцати-сорока зрителям из присутствующей публики еврейское творчество было близко не столько по духу, сколько по национальности. Язык музыки не имеет границ. А тем более - музыки еврейской, поскольку даже такие известные русские музыканты, как братья Покрасс, Дунаевский, Кац, Блантер, по роду принадлежали к упомянутой национальности. И поэтому неудивительно, что, как выразился Михаил Турецкий, «русский романс при ближайшем рассмотрении кажется еврейской песней, потому последние и так близки россиянам».

Все первое отделение концерта было посвящено классической еврейской музыке и фольклору. Трагические нотки богослужебной литургической музыки перекликались с веселыми американскими церковными песнопениями. Дирижер пошутил: «В Америке взрывы бывают реже, потому и Богу молиться проще». Но это была лишь преамбула. Подготовка ко второму отделению. А после небольшого перерыва артистов на переодевание началось самое настоящее эстрадное шоу - это новое направление в работе камерного коллектива. Вместе со сменой длинных темных риз на черные концертные костюмы камерный мужской коллектив на глазах превратился в танцующий на сцене хор-театр. И тут-то публика действительно не ощутила границ, скажем, между самым древним еврейским шлягером «Хава Нагила» (в переводе - «давайте веселиться») и обрядовой свадебной песней. Музыка «говорила» языком всемирно известных хитов. Хор исполнил бессмертную английскую песню «Be my love», итальянский - «Реквием», испанское «Bessame mucho», дополняя произведения собственными аранжировками. Стильно звучала песня про здоровье чикагских мафиози, рэп после лирической богослужебной молитвы, ретро-щлягер, заставивший закружиться в «белом танце» несколько незакомплексованных пар из зала. Что уж говорить про то, что одесская народная джазовая мелодия «Купите бублики» и романс «Мурка» исполнялись и залом тоже. После такого аншлагового концерта, завершившегося в одиннадцать с небольшим, я не могла не задержаться еще на час, чтобы пообщаться с дирижером хора Михаилом Турецким и хормейстером коллектива Леонидом Баром.

Наша «крыша» - Театр Эстрады

- Скажите, а по национальности поющие - евреи?

- Нет. Точнее не все. Наш хор поначалу задумывался как синагогальный коллектив, обслуживающий праздники и обряды, мы были лишь частью программы по возрождению канторовского искусства и хоровой синагогальной музыки в России. Эти традиции были почти полностью утеряны в нашей стране к восьмидесятым годам. Десятилетие спустя, в девяностом году, и образовался наш камерный мужской еврейский хор. Еврейский - потому, что исполняем музыку этого народа. А приезжаем, скажем, в Израиль, так нас там воспринимают как обычных русских. Уже чуть позже, поскольку в коллективе все люди высокопрофессиональные, нам стало тесно в рамках прикладного хора, который обслуживает только религиозный сервис, да и репертуар стал расширяться. Тогда появилось второе направление, которое вы слышали во втором отделении - эстрадное, шоу-направление. Обычно всем составом мы работаем - до 16 человек - лишь в первом отделении, а во втором - только люди наиболее талантливые, творчески одаренные. И не обязательно евреи. Подобные шоу мы делаем где-то полтора года. И это только цветочки. Мы еще поработаем с профессионалами с точки зрения сценического движения, костюмов, грима, света, аппаратуры. Если по всем этим параметрам подрасти - то будет супер. Мы еще доведем публику до оргазма.

- А ваша основная аудитория - это евреи, как вы считаете?

- Поначалу мы так думали, оказалось, что нет. Не то чтобы все меньше людей еврейской национальности приходят к нам на концерты. Просто за этим искусством перестала стоять этническая суть. При качественном исполнении любой музыки можно заставить трепетать и немцев, и евреев, и негров - в общем, всех людей, не лишенных сердца, интеллекта, души. То же самое относится и к еврейскому творчеству. Мы взяли его качественные образцы, применили свой профессионализм - и в результате эта музыка перестала быть только для евреев. Она переросла свои этнические рамки.

- Сколько произведений в репертуаре хора?

- Недавно подсчитывали - где-то 250. Это и литургия, и эстрада.

- И все аранжировки народных произведений - вашего сочинения?

- Да, все идеи из нашего коллектива.

- Вам выходилось выступать в лучших залах мира. А где вы еще не выступали, но очень хотели бы что-нибудь исполнить?

- Есть две такие площадки: «Альберт-холл» в Лондоне (центральный концертный зал) и концерт «Геббао» в Амстердаме. Эти залы входят в десятку самых лучших залов мира, и в них выступают известнейшие и профессиональнейшие классические коллективы, хоры и оркестры. Сейчас наша «крыша» - это Театр эстрады. Геннадий Викторович Хазанов нас очень хорошо принял и даже включил в свой штат. Мы там выступаем каждый месяц. А вообще, любой акустический зал хорош для пения a cappella. Сегодня, к сожалению, мы никак не могли обойтись без подзвучки. Причем аппаратура нас откровенно расстроила - сильно искажала звук.

- В ресторанах, наверное, не поете?

- Почему? Если у вас представление, что мы поем где-нибудь на Брайтоне, где накурено, наплевано, то нет. Но есть, к примеру, вечеринки Пьера Кардена в ресторане «Максим», где элитарная обстановка, изысканное общество. На таких - поем. Или свадьба была в Монте-Карло у дочери Хазанова. В прекрасный зал поставили шикарный звук - почему бы не выступить! В таких ресторанах выступает и Уитни Хьюстон, Селин Дион.

- Казусы, подобные сегодняшнему звонку о минировании ДК СК, у вас на концертах когда-нибудь случались?

- Нет. Нас еще никогда не «минировали». Ничего интересного в этом нет, и очень грустно, что могут так дразнить людей. Это трусливый терроризм, которым занимаются не реализованные в жизни людишки. Думаем, на восприятии зрителей это никак не отразилось.

- По отзывам столичной прессы, вы считаетесь лучшим мужским еврейским хором мира. Какова цена этого звания?

- То, что подобного нашему хора нет, - это правда. А цена? Подняться нам помогло наше российское несовершенство. Нам необходимо было за небольшие деньги организовать репетиционный процесс, и мы организовали. Необходимо было соответствовать завышенным критериям, предъявляемым к российскому хоровому пению, - и мы соответствовали. Возможно, если бы мы жили в Америке, то никогда не смогли достичь того, что сейчас имеем. Прибавьте к этому то, что сама природа россиян очень самоотверженна, если они берутся за какое-нибудь дело. Ну а дальше - это просто счастливое стечение обстоятельств, что люди собрались вместе в одно время, в одном месте. Мы обычные музыканты, которым лишь повезло больше, чем другим.

Наталья Овчинникова,
газета «Презент Центр»
Источник

Назад в "Статьи"

 

Hosted by uCoz