Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Хор Турецкого:
Открытие Азии

Отбитые ладоши, довольная улыбка (все три часа - столько длился концерт), впечатления взахлеб - это все последствия хождения на знаменитый «Хор Турецкого».

Те, кто следит за творчеством этого самобытного коллектива, с тревогой ждали: вот–вот - и «обломятся» гастроли, испугаются музыканты всех наших игрищ политических. Не испугались.

- А мы даже не знали, что у вас происходит, - пожимает плечами солист (впрочем, они все - солисты) Алекс Александров. - У нас времени нет даже телевизор посмотреть… Но если бы нам предложили выступить в поддержку выборов - почему нет? Просто никто не предлагал… А где у вас фрукты? (Тут же спросил проходящего организатора и удалился, распеваясь, по коридору.)

Другие же - например, Олег Бляхорчук (он родом из Беларуси), пытливо вызнавал про то, что происходит у нас, и выискивал параллели со своей родиной.

- Дайте нам прожить лет десять–пятнадцать - и мы поймем, что нам дали революции, - говорил он в гримерке. - Ведь и развал Союза на тот момент считали гениальным шагом… Некоторая боязнь все же была: говорили, что у вас стреляют. Но у нас никогда не возникает мысли отменить гастроли: в самые тяжелые времена мы ездили в Израиль - взрывы, огонь. Но мы ездили… Я хочу быть аполитичным, но иногда нет возможности быть таким - когда видишь явную несправедливость. Мы в одиночку вряд ли что–то изменим. И иногда хочется закрыть глаза на происходящее - что мы и делаем.

И, расспросив еще об особенностях работы оппозиционером, буквально за 5 минут до начала концерта стал приводить себя в порядок.

- Успею! - улыбнулся. - Жалко, что не удалось с вашими людьми пообщаться. У нас совсем мало времени было - нас отвезли в ресторан в горах, но мы толком и пообедать не успели. Но заметили, как у вас приятно. Нет сутолоки. Погода по душе. Обещали 34 градуса. Мало? Отлично, значит, у нас сегодня зима?

Бишкекчанам дали «попробовать» Турецкого сотоварищи (между прочим, с нашей столицы началось у коллектива открытие Азии - до этого они не были даже в Казахстане). «Проба» была без инструментального сопровождения (разве что в парочке песен звучали азартные испанские наигрыши), без шоу–эффектов. Но и это оказалось более чем на достойной высоте: редко слышишь столь гармоничное сочетание голосов и буквально чувствуешь, как созвучна энергетика тех, кто на сцене, и тех, кто перед ней. Собственно, это и есть яркая оценка концерта.

- Надо от своей работы получать удовольствие, - рассуждает Турецкий. - Если этого нет, ты обманываешь слушателя, ты никому не нужен. Мы - редкий случай: мы делаем работу с удовольствием, иногда пашем по двадцать часов в сутки - и только близкие могут «кнутом» остановить. Мы все работаем на идею, а когда на нее работаешь - на тебя начинают сыпаться деньги.

«Хор Турецкого» - не из тех, за кем закрепляется слава просто хорошо раскрученных музыкантов. Музыканты говорят: в нас никто не вкладывает денег, всего, чего достигли, достигли только за счет собственных стараний.

С кем только не выступали они! Иосиф Кобзон, Лайма Вайкуле, Филипп Киркоров, Анастасия Стоцкая, Лолита Милявская, Борис Моисеев и многие другие. Аплодисменты находили их в здании ООН, что в Капитолии, в Джордан–холле Бостонской консерватории, на сцене Карнеги–холла в Нью–Йорке… Не перечислишь.

- У нас весь спектр мужских голосов, имеющихся в природе! - гордо замечает Михаил Турецкий, отвечая на вопрос, отчего бы в хор не принять даму. - Мы в жизни не можем обходиться без женщин, а на сцене с удовольствием обходимся.

Что правда - его артистам под силу исполнить даже арию «Царицы ночи», да так, что со стороны кажется - поет оперная певица.

Свою программу Турецкий называет отнюдь не ресторанной версией, а изысканной. Хотя такой эклектики, как у этого хора, нет даже у «Экс–ББ» и «Доктора Ватсона», признанных мастеров жанра попурри. Тут и иудейские синагоговские песнопения (кстати, за храмовую музыку сам Турецкий получил Золотую корону канторов мира - высшую прижизненную награду кантора). Тут и блатные песенки вроде «Мурки» (которую сдобрили такими джазовыми переливами, что любо–дорого, и обозвали «Арией одесского гостя»). Тут и микс из советских песенок (вызвавших в сидящей публике прилив ностальгии почти до слез, Турецкий же считает это неким стебом и китчем, однако признает, что влияние Советского Союза не вытравишь, да и «Широка страна моя…» его заводит). Тут и Луи Армстронг с немеркнущими хитами.

- Музыканту скучно оставаться в рамках одного жанра, - утверждает Михаил. - И у нас репертуарный запас прочности: если завтра нужно дать абсолютно другой концерт, мы его дадим.

Это несомненно: все самое популярное, что было придумано человечеством - от «Калинки–малинки» и «Бесаме мучо» до «Семь сорок» и «Oчи черные», - имеется в запасе. Причем исполнено будет по–новому, что неудивительно - с такой–то вокальной палитрой и умением обходиться без сопровождения: голоса способны заменить от 5 до 10 музыкальных инструментов (ах, как они пели а’капелла!). Публику пение завораживало, доводило до мурашков по коже и порой заставляло сидеть затаив дыхание.

Им ради шутки под силу на четыре голоса разложить только что увиденную в газете рекламку стоматологии. А все потому, что с нотами, как говорит солист Олег Бляхорчук, ни у кого проблем нет.

- Вот дали нам песенку вашу, на кыргызском, - показывает он слова. - Сказали, что про любовь. Мы ее пару раз в автобусе послушали, разложили партитуру на десять голосов… Это несложно: мы же имеем прямое отношение к музыке. Заканчивали не радиотехнические или лесоводческие институты, а консерватории, Гнесинку

Кстати, и сам Турецкий с иронией говорит, что нынешняя эстрада такова, что впору из обезьянки суперстар лепить. И публика на это кинется. Секрет же своей популярности музыканты видят в том, что им везет, «в правильное время оказались на эстраде» (это 15 лет назад), «все делаем сами плюс Божья рука над нами».

…На сцене они играли. Каждая фраза в любой песне иллюстрировалась мимикой, жестами. Да и вообще - каждый был в образе, кто–то падал на колени перед зрительницей и дарил гвоздичку, кто–то награждал страусиным пером (вместо «пера»–ножа в песенке про Марусю Климову). Сценический имидж, к слову, продуман был от и до: то певцы в маскарадных масках, то в галантных смокингах, то в «буржуйских» шляпах (не зря же они тащут с собой пару–тройку десятков саквояжей и регулярно оплачивают перегруз). Выглядели они более чем интересно: из десяти мужчин в хоре были и те, кто подпадает под определение мачо, и романтической натуры, и хулигана, и откровенного панка.

Маэстро блистал словесами и «сыпал» прибаутками, не теряясь даже тогда, когда динамики фонили: «Это, видимо, будет песенка про пароход?». Подзадоривал зрителей: вот вам караоке, мы аккомпанируем, вы поете. «Вы выбираете - все очень просто, потому что за вас уже выбрали. Не стесняйтесь, это входит в стоимость билетов». Активное участие зрителей в шоу только приветствовалось: те плясали летку–енку под «Мамбу», распевали - как умели - «Платком взмахнула у ворот моя любимая»… И очень радовались, когда слышали переиначенное «Здесь так красиво, так неповторимо. Зовет и манит Чуйская долина… Когда уеду - долго будут сниться их глаза и лица. И я тебя любить не перестану, мой чудный город в сердце Кыргызстана».

Татьяна Орлова

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz