Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий: Искусству помогают не для того, чтобы засветиться

Завтра и послезавтра во дворце «Украина» презентует свою новую программу «Аллилуйя любви» арт-группа «Хор Турецкого». Как всегда, это будет слияние классических, эстрадных и роковых хитов — от произведений Александра Бородина до песен группы Kiss.

Вопрос: В предыдущих программах хор всегда исполнял «Молитву о мире». На нынешних концертах вы решили молиться любви?

Ответ: Любовь — это чувство всеобъемлющее и основополагающее, оно лежит в основе всей жизни. И наша программа «Аллилуйя любви» отражает различные грани этого чувства — начиная от любви к женщине и заканчивая любовью к богу.

В: Новая программа — нечто новое в вашем творчестве или эволюционное развитие предыдущего?

О: Мы продолжаем развиваться в том оригинальном стиле, который сами создали. В этом плане изменений нет. А вот наполнение концерта обновилось глобально — из предыдущих программ осталось не более 20%. Это всеми любимые композиции, которые нас всегда просят исполнить. Есть классические вещи, которым мы придали новое звучание нашей аранжировкой. «Если б не было тебя» Джо Дассена начинается «Половецкими плясками» Бородина — получилась очень необычная, свежая и нежная вещь. Прозвучат композиции из Scorpions и Ricardo Folly в новом формате, много будет танцевальной музыки. Наше арт-шоу мы сделали вместе с талантливым хореографом Егором Дружининым, а режиссером-постановщиком программы выступил Алексей Сеченов.

В: В ваших композициях часто чувствуется некая ирония, а порой и провокация. Над кем смеетесь?

О: Самоирония — это наш принцип существования в искусстве. Мы любим чуть-чуть посмеяться над собой, над своей важностью, над своим пафосом. Этот стиль очень симпатичен публике, да и нам тоже.

В: Ваши шутки и ремарки по ходу программы принесли вам славу человека с чувством юмора. А бывают ситуации, когда вам не до смеха?

О: При том плотном графике, в котором работает наш коллектив, приходится ко всему относиться очень серьезно. Недавно по дороге из Череповца в Вологду перевернулась наша машина с аппаратурой. Никто не пострадал. Но чтобы поднять фуру, пришлось ее разгружать, и все это в жуткую погоду. Удивительно, но все осталось исправным. Концерт начался с большим опозданием. Конечно, мы и а капелла на сцене можем все спеть. У нас был случай, когда ночью на площади Сан-Марко в Венеции нам не разрешили использовать аппаратуру. И тогда выступление удалось. Но все же наши концерты — это не только вокал, а программа, наполненная шоу-технологиями — хороший свет, качественный звук, видеоряд.

В: Вы не забываете упоминать, что у некоторых ваших солистов украинские корни? Правда, во втором поколении.

О: Да, у Михаила Кузнецова, обладателя уникального голоса тенор-альтино, мама родом из Украины. Он пел одну из ведущих партий в нашей прошлогодней композиции из украинских классических произведений. В этом году мы продолжаем тему — «Червона рута» с вставкой из репертуара Kiss. Кстати, эти украинские композиции пользуются горячей поддержкой слушателей и за пределами Украины.

У нас есть желание спеть что-нибудь с вашим артистом, который лучше понимает направление движения и музыкальные вкусы данной территории. Но мы пока не реализовали этот проект.

В: В произведениях хора есть композиции, где встречаются русскоязычные вкрапления в иностранные тексты и удачные оригинальные вставки. Кто для вас пишет?

О: У нас есть свой замечательный скорее не переводчик, а поэт Евгений Кульмис. Он не транслирует на русский язык иностранную поэзию, он ее ощущает и пишет стихи, совпадающие по духу и настроению с первоисточником. Причем это не вычурные синонимы, а точно переданное содержание, представленное в удобной для вокального исполнения форме. Его любимый жанр — гротеск, или стеб на злобу дня.

В: Полгода назад коллектив покинул Артур Кейш. Как вписался в коллектив Константин Кабо?

О: Уход Кейша из-за проблем со здоровьем был внезапным. И мы думали, что это станет ощутимым ударом, но нам повезло. Я вообще уверен, что у нашего хора есть благословение свыше. Буквально тут же мы нашли замену — Константина Кабо, человека с похожим амплуа и по духу близкого к тому, кто там был. Константин оказался полностью в нашей эстетике и изначально вписывался своим типажом. Только он более драйвовый, он еще не устал от сцены, ему еще всего хочется. Он оказался гениальным парнем, у которого к тому же был сценический опыт работы в мюзиклах. Константин окончил хоровое училище им. Свешникова, как и большинство хористов, и мы с ним говорим на одном языке. А потом он учился в ГИТИС, где овладел актерским мастерством. Сейчас в программе это очень помогает.

Когда Константин попал в коллектив, он безумно хотел оказаться уместным, вписаться. Мы ему дали помощника, и Кабо днем и ночью осваивал репертуар. За два месяца он вошел в основную репертуарную часть, а через полгода стал неотъемлемой и очень гармоничной частью коллектива. Константин шикарно работает.

В: Продюсирование и творческая работа на сцене — очень разноплановые виды деятельности. Не мешает ли одно другому и как вам удается совмещать это?

О: Заниматься и тем, и другим одновременно сложно, но я к этому привык. Когда я как продюсер должен находиться в зале и общаться, я на сцене. Но с другой стороны, я точно чувствую, что нужно продвигать, на чем делать акцент. Никто посторонний так артиста не поймет и не подаст в таком ключе, как он сам. Так что в совмещении плюсов тоже много.

В: На каждом вашем концерте вы заявляете, что хор выступает без спонсоров и вне политики. Но в начале деятельности вас поддержал Березовский.

О: Да, тогда у нас не было ничего. Березовский помог нам выжить, потом Кобзон согласился взять хор в свой прощальный тур. На концерте Иосифа Давидовича нас услышал Лужков, а после этого группа получила статус государственного коллектива. В это время нас иногда поддерживал медиа-магнат Гусинский. Всем, кто нам помог, мы очень признательны.

Сейчас арт-группа финансово независима. До этого 10 лет репетировали в подвале, своей студии до сих пор нет, и офис у нас весьма скромный. А затратная часть наших концертов огромна.

В: Сейчас «Хору Турецкого» уже не нужна поддержка мецената?

О: Конечно, нужна! Искусство всегда нуждается в меценатах. Тогда можно чувствовать себя свободнее и, естественно, достичь большего. Для меня показателен пример американской Metropolitan Opera. Казалось бы, процветающий прославленный театр, но он не отказывается от финансирования, у него множество спонсоров. На каждом концерте раздают программку — книжечку, в которой указаны фамилии тех, кто им пожертвовал деньги. Показательно, что в верхней части списка, где суммы достигают миллионов долларов, много анонимных жертвователей. Значит, люди делают это не для того, чтобы засветить свою фамилию, а действительно бескорыстно.

Мы хотим создать хоровую студию для одаренных детей и сделать обучение в ней бесплатным. Тогда в этой школе смогут учиться талантливые ребята, а не отпрыски олигархов. И хорошо, если такая школа будет находиться в одном помещении с нашей студией.

Михаил Борисович Турецкий (Эпштейн) родился в 1962 г. в Москве в еврейской семье выходцев из Беларуси. В свое время работал грузчиком в магазине, сторожем, ресторанным музыкантом, дирижером детской капеллы, руководителем ансамбля политической песни, дирижером симфонического оркестра. Закончил дирижерско-хоровой факультет института им. Гнесиных. В 1989 г. создал при московской хоральной синагоге мужской камерный еврейский хор, который в дальнейшем трансформировался в арт-группу «Хор Турецкого». В 1994 г. награжден «Золотой короной канторов мира». В 2002 г. присвоено звание «Заслуженный артист России». Женат на американке Лиане, с которой познакомился во время гастролей в США. Имеет трех дочерей — Наталью (от первого брака. Первая супруга погибла 16 лет назад), Сарину и Эммануэль. Любит быструю езду, горные лыжи.

Инесса Чернецкая
"Экономические известия", № 58, 1 апреля 2008
Источник

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz