Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

О чем поет «Хор Турецкого»

«Мы не выбираем между эстрадой и классикой, мы стараемся объединить эти два направления и создать классическое эстрадное шоу». Так говорит Михаил Турецкий, заслуженный артист России, художественный руководитель и дирижер всемирно известной арт-группы «Хор Турецкого».

Маленький исторический экскурс: дебют коллектива состоялся в 1990 году в филармонических залах Таллинна и Калининграда. И, как это часто бывает, уже через два года концертная программа хора получила международное признание, а его основатель был удостоен высшей награды Американской ассоциации музыкального искусства — ордена «Золотая корона». На протяжении почти 17 лет артисты с неизменным успехом выступают на лучших площадках России и мира, превращая каждый концерт в яркое шоу. Смена костюмов, радужная дымовая завеса, грамотная, профессиональная обработка звука… Хотя, как отмечает сам Турецкий, «мы можем выйти в простых рубашках, без декораций, без нормального света и даже без микрофонов. И все равно наш зритель получит удовольствие от концерта».

Сказано совершенно справедливо: залог успеха исполнителя — прежде всего в его голосовых данных, степени профессионализма, эффектном и глубоком подборе программы. Все это у «Хора Турецкого» наличествует. Десять голосов, представляющих всю палитру природных мужских тембров — от баса-профундо (на октаву ниже обычного баса) до редчайшего, действительно взрывающего сознание голоса на стыке мужского и женского вокалов, позволяющего петь оперные партии для колоратурного сопрано, — тенора-альтино. Четыре с половиной октавы общего диапазона, пение только вживую — с аккомпанементом или a capella. Десять языков мира в репертуаре, и каком! От восторженных интонаций уйти просто невозможно.

Удивительный артистизм и тонкое чувство музыкального материала позволили «Хору Турецкого» занять исключительную нишу в мировой эстраде — фьюжн (читай: слияние, переплетение) музыкального наследия человечества последних шести столетий (в орловском варианте — четырех). Именно слияние: в исполнении хора звучат классические оперные арии и роковые композиции, хиты мировой и советской эстрады и русские народные песни, духовная музыка и городские романсы, джаз и милый русскому сердцу «блатняк». Почти во всем — изящные обработки: одно только выпевание таких декоративных элементов доставляет слушателю несказанное удовольствие.

Может, об этом не стоило бы говорить в первую очередь, но орловский концерт хора запомнился очень теплой атмосферой. Чувствовалось, что артисты поют для публики, и именно для публики. Меняя стили и направления, поражая слушателей контрастами звучания, «турецкие» постепенно создавали свой музыкальный портрет, в котором, конечно, были и какие-то новые черты по сравнению с концертом прошлогодним. Совершенно очаровал всех сам Михаил Турецкий, неизменно дававший колоритные пояснения по ходу выступления. «Неблагодарное искусство — много возни и мало аплодисментов...», — полушутя заявил руководитель арт-группы после артистически исполненного оперного попурри на музыку Верди, Вагнера, Моцарта, Гуно, Бизе. Понятно, какова была реакция зала.

«Музыка всех времен и народов» — программа действительно удивительная. Она позволяет слушателю заочно побывать в миланской Ла Скала, лондонском Ковент Гарден, парижской Гранд Опера, оценить поразительные возможности человеческого голоса, погрузиться в ту или иную эпоху со всеми ее музыкальными атрибутами: изящной манерностью ли, как в арии Альмирены из оперы Генделя «Ринальдо», строгой, одновременно глубокой и легкой гармоничностью (исполненное без музыкального сопровождения «Отче наш», пример духовного православного песнопения), джазовыми мотивами «Песни старого извозчика» или заводными ритмами «битлов». Полная замена оркестра — в «Полете шмеля»… Гордость хора, несомненно, — знаменитая ария Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» в исполнении Михаила Кузнецова, вызвавшая бурю аплодисментов.

Не менее восторженно публика встретила и вторую, интерактивную часть программы: «Окрасился месяц багрянцем», «Лизавета» из фильма «Александр Пархоменко», «Ходют кони» (о последней композиции мне, правда, судить сложно: скорее, такую ее обработку я однозначно не приняла), шикарный «Синий туман»… А куплеты Бони из оперы Кальмана «Королева чардаша», сопровождавшиеся эксклюзивным подарком хора прекрасным дамам — непрофессиональным, но до ужаса милым мужским канканом! А «Хава нагила» с ее приседающими интонациями и стремительно нарастающим темпом — суперхит всех времен и народов прямо на языке пророков!..

К сожалению, орловчане так и не дождались исполнения некоторых вещей: хор Апостолов из всемирно известной рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», «Let my people go», «We are the champions» из репертуара «Queen», обозначенные в программе… Но что поделаешь — нельзя требовать всего и сразу.

…Расходились (точнее, не желали расходиться) под прощальную песню из «Обыкновенного чуда», толпились в фойе, громко делились впечатлениями, бойко разбирали буклеты, охотились за автографами. А у меня было такое ощущение, словно во всем мире вдруг выключили звук…

Конечно, к подобной трактовке всемирного музыкального наследия можно отнестись по-разному. Мол, смешали, опопсели, осовременивают все подряд… Мне такая точка зрения не близка. Помните, как в той рекламе — «вкус либо есть, либо его нет». С полной уверенностью можно сказать: вкус — есть. Красота — есть. А значит, есть и настоящее искусство.

«Орловский вестник»
№ 11 (759), 22. 03. 2007

Hosted by uCoz