Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Турецкий и его хор

Они редкие гости на радио и телевидении. Они не вкладывают деньги в раскрутку и не пиарят собственное имя. Многие из нас даже не представляют себе, как они выглядят и о чем поют. И самое главное - КАК они это делают. Однако факты говорят сами за себя: отнюдь не дешевые билеты на их концерт в Кемерове были распроданы буквально за неделю. И так происходит повсюду, где появляется этот уникальный союз голосов, действительно потрясших весь мир. "Рожденные петь" прибыли в Кузбасс на специально зафрахтованном самолете с собственным именем на борту. Накануне почти трехчасового музыкального действа, названного дивертисментом, с корреспондентом "МК" пообщался идейный вдохновитель и дирижер коллектива Михаил Турецкий.

Провинцию удивлять непросто

- Сегодня мы знакомились с вашим городом. Нам нравятся здесь чистота, спокойствие, люди. Мы совершенно в восторге от того, как обустроен в филармонии концертный зал. Таких гримерок нет даже в Кремле! Браво тем, кто занимается здесь культурой. Через полчаса будем знакомиться с вашей публикой и сделаем, наверное, определенные выводы - об уровне музыкальной подготовки, коммуникабельности, интерактивности.

- Зритель в России и зритель за границей все же разный. В чём особенности выступлений здесь и там?

- Понимаете, дело в том, что мы в разных ипостасях работаем. Если мы гастролируем в США, у нас есть программа, которая может без единого русского слова обслужить американскую публику. Они знают "Очи черные", "Евгения Онегина" или "Пиковую даму" по-русски. Понимают эту музыку, ее не надо переводить. Далее идет мировая классика, эстрадные, джазовые фрагменты, современная поп-культура, фольклор и конферанс на английском языке. Американцы - это особая публика и это совершенно другой типаж концерта. Бывает, например, концерт для исключительно русскоязычного населения, тогда мы делаем уже что-то близкое по формату к тому, что происходит у нас в России.
Публика в России - например, мурманская от иркутской - не сильно отличается. Это интеллигенция, люди разных возрастов, разных национальностей, разных социальных групп. И в этом сила нашего проекта - мы объединяем вокруг себя совершенно разрозненные, разобщенные массы людей, которые ценят в нас не политику, а то, что мы несем с точки зрения животворящей силы искусства. Люди идут слушать голоса, получать удовольствие, заряжаться энергией и понимают: там, где "Хор Турецкого", однозначно будет праздник и событие. Другое дело, что есть некие различия в развитии тех или иных городов. Некоторые пребывают в застое, некоторые в сумасшедшем прорыве. Но люди у нас в регионах примерно одни и те же. Плохое слово "качество человеческого материала", но по сравнению с Москвой оно значительно лучше. Люди добрей, отзывчивей, глубже, менее избалованны.
Хотя, чтобы в моих словах не проскользнула такая мысль, "что нам удивить провинцию намного легче, чем Москву", я могу сказать, что в столице у нас суперпереаншлаги, неизменные. Мы собираем несколько Кремлей подряд. Наши выступления - это не приманка для провинциалов. Мы и в Голливуде выступаем, и во Франции, и в Лондоне. И наша программа всегда качественна. Если мы едем к людям неизбалованным, это не значит, что мы будем халтурить или на них экспериментировать. Мы отдадимся им в полной мере! Каждый концерт у нас, как в последний раз. Нам нравится работать, и для нас это не напряжение, не насилие над личностью. Нам очень сильно повезло - мы делаем то, что мы умеем и что мы любим.

Эстрада тире консерватория

- "Текучка" в коллективе происходит?

- Вы знаете, коллектив родился 15 лет назад. Поначалу какие-то детские болезни были. Пока здоровье коллектива выкристаллизуется, пройдет 3-4 года. Вот в то время была какая-то текучка. Большинство людей работает с тех времен - с 93-95 года. Из всего коллектива у нас найдется, может быть, два человека, которые работают 4 года. И они считаются юниорами. Раньше коллектив был немного больше, потому что у нас был несколько другой формат - элитный, классический хоровой, который вырос в модель консерваторско-эстрадного шоу-бизнеса, грубо говоря. Такая эстрада на консерваторском уровне, но при этом - настоящий театр. Это уже не хор в чистом виде, когда люди по нотам поют. Все интерактивно работают с залом, все артисты. Каждый человек может петь один, и люди будут с замиранием слушать этот голос. Потому что у каждого нашего солиста голос коллекционный, персонифицированный. Это некий союз индивидуальностей, и сила этого союза именно в том, что каждый - уникум. Когда, например, люди могут петь только вместе, тогда это не так чисто, как хор солистов, где каждый товар штучный. Понимаете, можно купить 100 цветов и не заметить среди них 10 некачественных. А когда цветов 10 и каждый качественный, сила букета в каждом цветочке!

- Говорят, Вы жесткий руководитель, этакий "Карабас-Барабас"...

- Я управляю кнутом и пряником (улыбается - авт.). Люди верят в правильность концепции и идеи. На самом деле, Лучано Паваротти - это замечательно распиаренный голос. Таких голосов еще 30 в Италии! Но так как есть правильная логика PR, все знают Паваротти. Такая же ситуация и здесь: можно уйти из коллектива, но для этого надо подоплеку иметь - менеджмент, пресс-атташе, спонсора, который бы помог организовать тур, подобный нашему. Наши солисты на такой эксперимент пока не готовы, хотя я у них сегодня спрошу. Теоретически для обновления крови можно двоих выкинуть, пусть они попробуют сами (шучу).
Поверьте, мы друг друга любим, у нас полное единение - в хорошем смысле этого слова. Чтоб вы ничего не подумали, все мы любим женщин. Все нормально. Но как творческие единицы мы не хотим друг друга отпускать, потому что вместе мы очень комфортно себя чувствуем. Мы напели такое качество! Никто никуда уходить не хочет.

- Есть ли какие музыкальные пласты, которые пока вам не подвластны?

- Мы можем все! Даже телефонную книгу спеть. Был уже такой прецедент. Я не знаю, что мы спеть не можем. Другое дело, что что-то у нас получается лучше, что-то чуть хуже. Например, хард-рок - это не наше направление, но эксперименты возможны. Опера, оперетта, классика, все изысканное, что есть, фольклор, джазовые стандарты, советские бестселлеры, любая песня, которую надо выразительно спеть на русском языке, - это все наше. Еще у нас есть еврейская музыка, что выгодно отличает нас от всех других коллективов, потому что мы поем и духовную, и светскую еврейскую песню. Есть такая шутка, что "еврейская песня - это сводная сестра исконно русской души", поэтому любая русская тусовка без "Хава Нагилы" и "7-40" не обходится. Также мы знакомим людей с иудейской духовной музыкой и показываем, что в основе советской массовой песни лежит, как ни странно, еврейская духовная песня. Почему? Потому что советскую поп-культуру создавали композиторы-евреи. У Исаака Дунаевского, классика советской песни, отец был религиозным деятелем. Блантер, Баснер, Колмановский, Фрадкин и другие черпали мелодии из еврейских молитв.
Нам нравится весь этот мировой компот крутить на наших концертах и показывать, что из музыки Туманного Альбиона 16-го века, из любовного мадригала, рождается "Beatles", из католической молитвы рождается "Notre Dame de Paris". И вот в этом нам помогает наше классическое образование.

Справка "МК"

Арт-группа "Хор Турецкого" была основана в 1990 году.
Художественный руководитель, основатель и дирижер коллектива - Михаил Турецкий, выпускник Хорового училища имвешникова и Российской Академии Музыки им.Гнесиных, сегодня - заслуженный артист России.
Дебют хора состоялся в филармонических зала Таллинка и Калининграда.
В 1992 году коллектив стал известен уже во всем мире.
Хору Турецкого рукоплескали знаменитые Карнеги-Холл, Линкольн-Центр, Тадж-Махал (Нью-Йорк), залы ООН и Капитолия в Вашингтоне, Королевский дворец в Мадриде, площадь Сан-Марко в Венеции, а также концертные залы Франции, Германии, Израиля, России и др.
В 1993 году Михаил Турецкий был удостоен ордена "Золотая корона" Американской ассоциации музыкального искусства.
На сегодняшний день в хоре задействованы 10 солистов, голоса которых создают эксклюзивную коллекцию: от редкого тенора-альтино, включая теноров всех природных тембров, до баритона, баса и баса-профундо.
21 октября 2005 года коллектив отправился в юбилейный тур по 50-ти городам России.
В программу вошли мировые хиты и российские шлягеры, старинные итальянские арии и неаполитанские канцоны, лучшие фрагменты опер Чайковского и других композиторов, фрагменты оперетт и бродвейских мюзиклов, музыкальное ревю на песни "Beatles", религиозные песнопения, песни советской эпохи.

- А как музыкальные критики относятся к такой жанровой всеядности и столь вольному обращению с классикой?

- Когда мы учились в Гнесинке, нам пришлось очень много классики перекопать. Официальные советские учебные заведения отрицали какие-то параллельные музыкальные течения - рок, джаз-рок, фанк. А в студенческие годы я очень этим интересовался. Сегодня мы все это вытащили на эстраду с консерваторской подоплекой. Мы даже песню лагерную "Голуби летят над нашей зоной" сделали как хоровое произведение. Или "Мурка" как оперная ария. Вот это стеб. Но какой! Выходит оперный певец и голосом, как в "Смейся, паяц", поет "Мурку". Такая пародия на оперу. У нас свой эксклюзивный подход, любое старое произведение у нас становится новым. Только ко второму куплету люди понимают, что это "Мурка". Знаете, для нас нет запретов, и никакие снобы не помешают нам делать то, что мы хотим.

Можем и с Кадышевой, и с Гейнор!

- Скажите, название коллектива ни разу не рождало неких казусов и двусмысленностей? Типа "турецкого хора" или хора, связанного с "Турецким гамбитом" и сериалом "Марш Турецкого", например?

- Моего старшего брата, Александра Турецкого, как-то останавливает дорожный инспектор. Вы, говорит, нарушили. А брат в ответ: "Ты чего, не видишь, чья машина?" (смеется). Это как актер Тихонов в свое время на 10 лет стал Штирлицем. Но это шутка, а если честно, однажды в каком-то городе несколько турок пришло на наш концерт, причем русскоговорящих! В принципе, "Хор Турецкого" все знают. Недавно был трехчасовой проект на РТР, очень рейтинговый. Он даже "забил" в одну из пятниц финальный концерт "Фабрики звезд". Нет такого ощущения, что нас не знают. Мы просто клипы не снимаем, просто потому что у меня нет одного такого произведения, на который я хотел бы сделать видео. Мы сильны своей программой. Мы концертный коллектив.

- Есть ли шанс когда-нибудь увидеть в вашей арт-группе женщин?

- На сцене мы обходимся без женщин, потому что у нас есть такие феноменальные голоса в коллективе, которые женщин заменяют (Михаил Кузнецов - обладатель редкого тенор-альтино. Это очень высокий голос на стыке мужского и женского, который может исполнять даже партии, написанные для колоратурного сопрано, - авт.). Какие-то звезды приглашенные бывают. Да, мы с Лаймой номер сделали, с Лолитой, с Ларисой Долиной, с Надеждой Кадышевой. Было очень интересно посотрудничать с Глорией Гейнор. А вот Эмма Шаплин разочаровала. Оказалась совершенным "мыльным пузырем". Ничего из себя не представляющая распиаренная девушка. Мы убедились, что как певица она никакая. Не профессионал, 2-й курс музучилища максимум. Неизвестно, кто за нее фонограммы пишет.

- А как складывается ваша жизнь вне сцены? Семья, увлечения?

- Все более-менее неравнодушны к спорту. Путешествия для нас больше образ жизни, чем увлечение. Пытаемся очень жадно жить, но времени не хватает, к сожалению. Сплошная работа, творческая деятельность - ездить, зажигать города. Семьи страдают, они нас не видят. Многие разрушаются, во многих случаях остается одна видимость семьи. Люди искусства очень редко бывают гармоничными и счастливыми в личной жизни. Чем ярче личность, тем сложнее у нее образ жизни, тем труднее с кем-то что-то делить и быть половиной кого-то.

- В таком напряженном гастрольном ритме как бережете свои прекрасные голоса?

- (улыбается) Сухой закон у нас в коллективе. Ну, 50 грамм, конечно, можно. Но только после. До концерта употреблять спиртные напитки противопоказано. Понимаете, это все генетика. Люди, которые годами работают, значит, это природа им дала. Иммунитет и психика человеческая. Вот как, например, на войне люди по 4 года сидели в окопах и не болели? Кто болел - естественный отбор. У нас в коллективе все уже отболели свое. Остались самые здоровые, самые крепкие и самые выносливые. Моему отцу 92 года, и он катается на коньках. Надо у него спросить: "Как ты бережешь ноги, чтобы на 93-м году выходить на лед?". Люди у нас такие! Справляемся!

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz