Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий: «Бишкек – музыкальная столица Евразии!» 

Десять прославленных голосов с общим диапазоном в четыре с половиной октавы приехали в столицу Кыргызстана не покорять ее (это они сделали уже давно), а в прямом смысле слова благословлять.

- Да будет в этом прекрасном городе всегда светло! Для нас большая радость возвращаться сюда. Мы так рады встрече с вами! - начал  концерт художественный руководитель и дирижер «Хора Турецкого» заслуженный артист России Михаил Турецкий.

Стоит ли говорить, что радость встречи была взаимной. Ликовали и журналисты, пришедшие, вообще-то, на получасовую пресс-конференцию артистов и попавшие на концерт волею судьбы и щедростью самого Турецкого. А еще – благодаря каким-то техническим неполадкам, из-за которых артисты задержались по дороге из Алматы.

Начавшийся было среди журналистов ропот: мол, сколько уже ждем, а рабочий день давно закончился, был прерван, как и положено, двумя новостями – плохой и хорошей:

- Господин Турецкий перед вами извиняется: ответить на ваши вопросы он уже не успеет, - сообщила нам сотрудница информагентства «24». – Но в качестве компенсации он всех вас приглашает на концерт.

Приободренные представители прессы прибыли к столичному Дворцу спорта гораздо быстрее заветного листка со списком их фамилий…

… Двойной кордон охраны мы все-таки преодолели. И вот перед нами - музыка и вокал, не только мастерски переплетающиеся между собой, но и заменяющие друг друга без какого бы то ни было ущерба для мелодии.

- Сейчас мы покажем вам, как голосами можно заменить симфонический оркестр, - торжественно объявил М. Турецкий, и со сцены полились пассажи «Полета шмеля» Римского-Корсакова, исполненного a capella (!).

Помимо отсутствия музыкального сопровождения, что само по себе уже является отличительной чертой коллектива, «Хор Турецкого» может похвастаться и наличием в своем составе двух весьма редких, по словам самого Михаила, разновидностей голоса. Тенор-альтино, счастливым обладателем которого является Михаил  Кузнецов, представляет собой очень высокий голос на стыке мужского и женского вокала, благодаря чему артист исполняет даже партии, написанные для колоратурного сопрано. Бишкекчан, например, М. Кузнецов порадовал и одновременно поразил арией Царицы ночи из оперы В. Моцарта «Волшебная флейта». Его коллега, друг, а заодно и директор хора Евгений Кульмис имеет голос, охарактеризованный Турецким как «ниже не бывает» - бас-профундо, встречающийся в природе крайне редко и обладающий уникальной возможностью брать ноты на октаву ниже, чем это делает обычный бас.

Впрочем, остальные тенора, баритоны и бас впечатляют не меньше. Не даром же они не только «потрясли мир», но и сподвигли мэра города Майами на беспрецедентный поступок: учредить ежегодно отмечаемый 6 февраля официальный праздник в честь арт-группы «Хор Турецкого».

То, что коллектив признан и любим во всем мире.не удивительно: репертуар-то как-никак включает в себя вокальные произведения  разных эпох и народов, исполняемые на десяти языках. Кстати, к нам артисты «заехали» между концертами в Алматы и Москве, за которыми последуют Прибалтика, Америка, ЮАР, Китай… В перерывах – телевизионные съемки, дни разных городов, корпоративные мероприятия. Михаил называет такой ритм жизни «иноходью».

Корреспонденты «БП», как только выдалась возможность пообщаться с руководителем хора (а случилось это сразу после двухчасового концерта, пока рабочие разбирали аппаратуру и декорации), поинтересовались, не сказывается ли пагубно такой плотный график на личной жизни артистов.

- Семьи разрушаются, конечно. Сложно, когда супруг дома бывает реже, чем не бывает... Но крепкие семьи разрушиться не могут: даже моряков дальнего плавания ждут по полгода, а наши артисты все-таки домой приезжают почаще… Но, знаете, артист, вообще, для семейной жизни - нехорошая профессия. Человек, который может осчастливить толпу, как правило, не может сделать счастливой одну женщину.

Недавно хор дал в российских регионах 57 концертов. Для того, чтобы показать поклонникам полноценное шоу (а все их концерты – это именно шоу), артистам пришлось возить с собой 6 тонн оборудования. Для этого требовался отдельный самолет или поезд, не обошлось без спонсоров.

Может быть, дороговизна перевозок и явилась основной причиной столь высоких цен на билеты: чтобы попасть хотя бы на «галерку», желающие выложили тысячу сомов, передние ряды обошлись вдвое дороже. Но, как выяснилось, сам Михаил и его артисты даже не подозревали, что посещение их концерта для многих бишкекчан сделает дыру в бюджете – по казахстанским, например, меркам, такие цены вполне приемлемы.

- Да, это ошибка прокатчиков, - вздохнул Михаил, узнав, что зал бывает гораздо полнее, когда билеты более доступны. – Это все их жадность... Тысяча - это, правда, так дорого для Кыргызстана?

- Ну, по крайней мере, мы не пришли бы, - почти хором признались журналисты.

- А что, аккредитации для прессы у вас нет, что ли? – поразился подсевший к нам Евгений Кульмис.

Увы, Евгений, на подобные мероприятия СМИ попадают у нас только благодаря каким-нибудь особым обстоятельствам, например, задержке артистов в пути…

- В общем, нет худа без добра, - удовлетворенно подытожил Михаил.

Надо заметить, что заплатившие за удовольствие, возможно, половину своей зарплаты зрители о потраченных деньгах не жалели. Даже такая, казалось бы, актуальная песня, как «Money-money», хотя и была встречена радостно, но менее бурно, чем предшествующая ей «Вечная любовь».

- Это радует, - заметил Турецкий, - романти-и-ичный город Бишкек…

Сами же артисты, по его словам, никогда не гнались за деньгами:

- Однажды деньги начали приходить к нам сами. Из пятнадцати лет нашего существования тринадцать мы жили практически без них, и если бы нам были нужны именно они, коллектив давно бы развалился. Но мы любим свою работу, весь этот кураж.

А покуражиться, повеселиться, пошутить – это Михаил, действительно, любит. Ни одна композиция не осталась им не прокомментированной.

Так, например, в бурных овациях и взрыве хохота потонуло его пояснение, что куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст» посвящаются лучшим представителям развивающегося капитализма нашей республики.

Но наибольшее ликование зала вызвало попурри из популярных советских песен и хитов западной эстрады типа «Back in the USSR» и «Moscow - Moscow», плавно перешедшее в почти скандирование: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». В аккурат с этими словами на сцену вынесли огромное красное знамя с такими родными практически для всех жителей постсоветского пространства серпом и молотом…

Советская и российская символика, да и вообще все, что связано с родиной, дорого и самому коллективу.

- В Израиле часто выступаете? – поинтересовались мы.

- Не чаще, чем в Бишкеке. Я бы даже сказал, реже…

- А переезжать туда не думаете? – уж больно прочно засел в нашей памяти миф о якобы «еврейской национальности» коллектива, который Михаил разбил вдребезги:

- А зачем?! У нас только два еврея – я и еще один. У меня отец прошел войну, сражался на Ленинградском фронте, участвовал в прорыве блокады, у него куча орденов… Так вот, он никогда не хотел никуда уезжать. Он любит Россию, он ее защищал. Он сказал: «Мне не нужен Израиль!»

То, что за коллективом упорно закрепился еврейский ярлык, объясняется, скорее всего, огромным количеством еврейских песен в репертуаре хора. Михаил комментирует это так:

- По праздникам я ходил в синагогу и слушал, как группа стариков поет совершенно божественную музыку. Голоса у них были скрипучие, не поставленные, но какая в них угадывалась невероятная мощь! Мне захотелось сохранить еврейскую духовную музыку. Кроме того, будучи профессиональным музыкантом, я знал, что иудейская песенная культура является праматерью православной религиозной музыки.

А эту последнюю «Хор Турецкого» тоже не обходит своим вниманием. Более того, во втором отделении своей программы «Рожденные петь» артисты исполнили (слово «спели» будет здесь не совсем уместно) «Отче наш» - именно так, как это делается во время богослужений в православных храмах. 

При такой слаженности коллектива кажется: уйди из него хоть один человек – хор просто-напросто распадется. Но ничего вечного, как известно не бывает, зато бывают всякие обстоятельства, побуждающие людей изменять своему привычному образу жизни. Именно поэтому мы и спросили у М. Турецкого:

- Часто ли в хоре случаются замены и насколько болезненно это происходит?

- Вообще-то, у нас легче, как говорится, заменить игрока, чем в группе «Биттлз», где все четверо были слишком известны каждый по отдельности. Но и нам это тоже дается не так-то просто. Посудите сами: триста произведений в репертуаре, десять языков, отработанное многоголосье, все выучено наизусть, всегда «живой звук»... Но иногда –

приходится. Скажу без кокетства: свято место пусто не бывает! Несколько лет назад от нас ушли двое – в поисках лучшего. У них, кстати сказать, ничего не вышло, зато к нам пришли более талантливые люди. Ну а если вдруг появится на орбите какой-нибудь гений, мы его, может, и возьмем… вместо кого-нибудь из старичков (смеется).

… Между концертом и поздней пресс-конференцией мы вручили М. Турецкому номер нашей газеты. Вряд ли он, конечно, успел ее прочитать за пятнадцать минут, но обещал, что обязательно это сделает в дороге. А текст автографа он придумал сам – должно быть, авансом. Что ж, мы надеемся, Михаил сдержит свое обещание нам, как и слово, данное им всему Бишкеку – приезжать сюда как можно чаще.

Мария Постникова
Интернет-газета «Белый Пароход», Бишкек
апрель 2006
Источник

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz