Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Что нужно для счастья

Чтобы общаться с интересными, талантливыми, известными и успешными личностями, повод нужен не всегда. Зачастую, такие личности сами по себе – повод для общения.

Михаил Турецкий – Заслуженный артист России, бессменный руководитель, основатель и дирижер  арт-группы «Хор Турецкого»,  выпускник Российской Академии музыки им. Гнесиных. В 1993 году был удостоен ордена «Золотая корона», вручающегося Американской Ассоциацией  музыкального искусства. Подобной наградой обладают всего восемь человек в мире. По мнению экспертов шоу-бизнеса, в последние годы «Хор Турецкого» снискал себе не только славу раритетного мужского вокал-бэнда, аналогов которому нет сегодня в мире, но и репутацию одного из лучших арт-проектов планеты.

Мы называем таких людей лучшими из лучших. Чем живут они? Что главное в жизни для Михаила Турецкого, чего еще не хватает ему для полного счастья? Эти и другие вопросы мы задали главному герою нашей рубрики.       

- Что этот год для нас готовит? Что ожидать нам?

- 2005 – 2014 год – это начало новой эры России. Я чувствую это. Во-первых, я вижу больше, чем люди, которые сидят на одном месте. Некоторые люди не замечают как динамично и изменчиво наше сегодняшнее время. Просто они даже не понимают, они не замечают, как растет ребенок. А вот мы это чувствуем, особенно, когда мы возвращаемся из творческой командировки.

- Во-вторых, искусство помогает просто понимать, что сегодня происходит. В частности, музыка. Она наиболее тонкий вид искусства. Музыкальный процесс, творческий процесс делает человека очень гибким, очень восприимчивым к окружающему миру. То есть, кожа утончается, и ты воспринимаешь все буквально: все эти ежедневные перемены.

- И я вижу и чувствую, что народ у нас начинает понимать: что такое добро и что такое зло, происходит переоценка ценностей, люди выбирают лучшее, они понимают, что жизнь человеку дана только один раз. В том, числе, и люди, которые имеют деньги, они очень динамично воспринимают окружающий мир, они находятся в постоянном движении. Я имею в виду бизнесменов, которые заработали деньги, а не у кого-то отняли. И эти бизнесмены понимают, что надо меняться и что жизнь очень разнообразная, и есть вечные ценности, они и приоритетны.

- Вы верующий человек?

- Я никак не могу себя упаковать в какие-то религиозные каноны. Я понимаю, что есть высшие силы, которые  за нас все решают и какой-то некий сценарий нам дали. Мы не случайно появляемся. У меня есть какая-то своя религия. В бога-человека я не верю. Я не понимаю, как выглядит бог. Я свято верю в то, что есть всевышний, высшие силы. Верю в то, что кто-то нас ведет. Наша жизнь как большой спектакль и у каждого здесь есть своя роль. Есть люди, которые за всех в ответе, или за какую-то группу в ответе, а есть ведомые, некоторым из них вообще ничего не надо. А есть еще люди ответственные, они страдают от того, что им всевышний дал такую роль за всех все решать. И кажется вот он бог на земле, могущественный человек, а ему на самом деле бывает сложнее всех.

- Вы причисляете себя к таким Всемогущественным…?

- Я бы не стал мельчить, у меня нет и гигантомании, но при этом я не отвечаю за десятерых, а отвечаю за намного большее количество людей. Потому что я со своей группой пришел как оппозиция. Оппозиция того, что делается у нас на эстраде. Я выступаю со своим искусством, со своей десяткой против дибилизации нашего общества, против вульгарщины, против пошлости, против самодеятельности, против примитива. В искусстве я предлагаю другой уровень, который людей воспитывает, а не только развлекает и «бьет их табуреткой по голове» существующими современными ритмами… Я предлагаю такой уровень искусства, который что-то сеет в их душах.  

- Вы против дибилизации общества, личности. Могли бы Вы сказать, за что вы?

- Мы - за философию позитивную и дружественную. То есть, жизнь во всех своих проявлениях  -  прекрасна. Я говорю все это к тому, чтобы все посмотрели, как все вокруг здорово и научились ценить жизнь! И кстати об этом говорится в еврейских песнях.

- Есть такая песня: некоторые ищут славу, некоторые ищут богатство, некоторые хотят быть властелинами мира, некоторые думают, что мир держится на деньгах… На самом деле человеку надо: чуть-чуть дождя, немного солнца, три-четыре злотых в кармане, чтобы было куда положить голову, платье без заплат, ботинки без дыр.. чуть-чуть здоровья и ты счастлив!  На самом деле физическое и нравственное здоровье – это первооснова.  А те, кто считают, что мир держится на деньгах – они ошибаются. Любые деньги, которые ты заработаешь, они не будут первоосновой счастья. Деньги – это сопутствующий товар. А счастье, говорится в этой песне, возле твоей двери!  Только нужно его увидеть.

- Люди ищут то, что в природе не существует. Постоянный побег за большими деньгами все равно ни к чему не приведет. За большие деньги человек расплачивается колоссальной нагрузкой, большой психической ответственностью. Многие люди, которые закрутились в историю больших денег, все мечтают о тех годах и тех временах, когда они были простыми физиками, служащими… Я дружу с многими богатыми людьми, я то знаю их исповеди… Когда колесо ответственности крутится уже не выскочишь никуда, потому что ты завязал на себе много людей. Большая игра – большая ответственность, большое напряжение, и иногда нет права на ошибку. И приходит момент, когда не можешь жить спокойно…

- Деньги, погоня за ними, - это азарт, это образ жизни, но это не первооснова счастья.

- Я не раввин и не священник православный, чтобы учить людей и проповедовать, я просто  говорю словами песни: оглянитесь вокруг – вы счастливы. Надо почувствовать себя счастливым, увидеть счастье. Счастье – это ваши любимые, это дело, которым Вы занимаетесь… И даже если Вам 90 лет, а Вы живы – это тоже счастье. А если Вам 40 – жизнь вся впереди, 50 – зрелость… Надо искать позитивные моменты рядом с собой всегда. И они есть.

- Как Вам удалось добиться успеха, как удалось проявить и показать свой талант?

- Просто! Мы про деньги не думали! Мы, учась в советском музыкальном Вузе, никогда не думали чем это все кончиться, потому что были не такие рациональные как сегодня. Просто учились по-сумасшедшему, понимая, что в музыке пробиться невозможно. Вы знаете, энтузиазм присущ советскому человеку. Самое хорошее, что у нас есть из той эпохи – это сумасшедший энтузиазм. Мы понимали, что мы никогда не пробьемся музыкой, но все равно учились и получали от этого удовольствие. Советская школа воспитывала: надо работать, стараться, все равны, ничего не будет, но все равно надо. Нам солнца не надо, нам партия светит, нам хлеба не надо – работу давай! Мы просто всем этим пропитаны. А дальше? А дальше вдруг это стало востребовано. Нам надо было выжить. Мы хотели заниматься музыкой, никто из нас не хотел заниматься коммерцией. Вначале нашего пути, в 1991 году, правда, была дана одна дотация, чтобы восстанавливать еврейскую храмовую музыку в России. Деньги быстро кончились, но мы за полтора года уже успели сделать программу, которую мы могли за небольшие для Америки деньги давать там концерты. И этого нам хватало, чтобы здесь выжить. То есть, мы уже себя стали окупать с 1992 года.   

- Я помню, что на $50 можно было жить месяц. Потом наступили самые тяжелые времена. Это был 94-95 годы. Вначале нам помог Борис Березовский, нас тогда было 16 человек. А потом, когда закончились деньги, мы разделились, и часть коллектива зарабатывала в Америке и помогала тем, кто остался здесь.

Таким образом, мы сохранили коллектив. И так мы выжили до начала 1998 года, когда Ю. Лужков, по рекомендации И. Кобзона, нам дал статус государственного коллектива. Тогда у нас появилась какая-то зарплата и какая-то перспектива, и какая-то возможность легально жить и существовать, претендовать на какую-то поддержку, помещение. А дальше, мы придумывали что-то такое, чтобы независимо от спонсоров достойно выжить. Но никто здесь не сидел и не думал, как математики… Вы знаете, у нас в шоу-бизнесе работают математики: они сидят и высчитывают количество ударов, как они совпадают с сердцем подростка, чтобы его под это «колбасило» и он тряс своих родителей и просил: папа дай денег я пойду на группу такую-то, где поют: я иду по лужам, мне никто не нужен, мне никто не нужен, я иду по лужам, мне никто не нужен, я иду по лужам…

- Понимаете, мы никогда ничего не высчитывали. Мы просто знали, что у нас есть главное – сумасшедшее творчество, и это такое дает настроение, такую дает востребованность и осмысленность.

- Ваши творческие идеи и цели?

Творческие идеи у нас достаточно серьезные, они связаны с тем, чтобы начался диалог между людьми, которые не понимают друг друга.  Например, между религиозными конфессиями, между разными нациями, между бедными и богатыми, между интеллигенцией и крестьянами, колхозниками. То есть, идея нашего творчества в том, чтобы растопить лед непонимания и построить мосты дружбы и заразить всех одной общей идеей.

- Любой человек, побывав на наших концертах, удивляется разнородности людей, которые приходят на «Хор Турецкого». Среди нашей публики вообще нет никаких различий: ни классовых, ни кастовых.

- Что бы Вам хотелось сделать в этой жизни?

- Во-первых, собираюсь сделать проект 10 сопрано. Это будет женский хор из 10 человек. Я соберу лучших из лучших 10 женских сопрано.  Во-вторых, в нашей стране нет сильного эстрадно- симфонического оркестра, оркестра всех инструментов. Когда у меня освободится время, тогда я займусь оркестром…    

Российские биржевые вести, 2005 г.

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz