Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ
На съемках одной телепрограммы, в которой ведущими были  известные пересмешники - «ОСП-ешники», Михаил Шац спросил Михаила  Турецкого, заслуженного артиста России, создателя и художественного руководителя Арт-группы «Хор Турецкого»: «А правда ли, что ваш хор поет «все, что движется?» Телефонную книгу, например, можете?». И, минуту посовещавшись, десять музыкантов с листа, на насколько голосов, спели объявления о  клиниках стоматологии в Москве. Со зрителями  от смеха случилась истерика. Да и сами артисты тоже веселились вовсю.

Сегодня Михаил Турецкий  рассказывает о самых запоминающихся эпизодах из жизни коллектива.

«God bless America!»

Через три дня после крушения домов в Нью-Йорке у нас начинались гастроли в США. Время – сложное, но гастроли  мы не отменили. Потому что должны быть там, где мы нужны, где бывает трудно – на то мы и артисты. И  вот 6 утра, аэропорт Майами, откуда мы летим в Торонто. У нас такое количество аппаратуры, что нам сказали: «Мы не можем пустить  вас на рейс, так как не успеем проверить все ваши ящики». А у нас вечером концерт в Торонто! Нас ждут 2 400 человек. Ну просто беда! Что делать? Мы видим, что работники аэропорта нам явно не доверяют: хор в 6 утра не выглядит хором!  Особенно в Майами, когда  половина мужчин в шортах. И мы начинам искать выход из положения. И происходит чудо - рождается спасительная идея: споем сейчас гимн США! В 6 утра , в аэропорту Майами! И мы начинаем петь «God bless America!». В несусветную рань! Оперными голосами!  И так нам важно улететь, что звук настолько энергетичный и мощный, что он перебивает весь шум аэропорта - и рычащие ленты, которые перевозят чемоданы, и голос диктора, и гомон людских голосов. И через мгновения буквально изо всех щелей аэропорта  к нам начинают подтягиваться  его работники и пассажиры – как на звук волшебной дудочки. И видят: 10 мужчин непонятного вида с небывалым воодушевлением и качеством поют гимн.  И когда мы заканчиваем, разражается буря аплодисментов, перерастающих в овацию! Как на XXVII съезде КПСС.

И после этого нам везде уже была  зеленая улица. Мы спокойно улетаем своим рейсом. И с тех пор  знаем свою палочку-выручалочку  в Америке.  Чуть что -  «God bless America!».

Импресарио из аэропорта

Шел 1991  год. Мы первый раз едем в США . У всех - состояние эйфории: еще бы -  всего полтора года хору, а нас уже зовут в Америку на гастроли! Тогда выезд заграницу, а тем более в США,  был событием незаурядным. Нам хотелось запечатлеть этот  исторический момент на память и мы решили спеть в аэропорту, чтоб снять это на камеру. В результате все переросло в часовой  импровизированный концерт, который нежданно-негаданно помог нам найти себе импресарио! Она летела из Москвы в Нью-Йорк и, услышав нас, предложила  заняться организацией  гастролей хора в Америке. Есть такая шутка про сегодняшний шоу-бизнес: «Со своим продюсером я познакомился в душе…». А мы вот во время своей творческой работы! Причем произошло это в те годы, когда мы начинали как сугубо  религиозный коллектив – еврейский хор Московской синагоги, но уже тогда мы задумывались о светской карьере. Потому что музыкальное образование, полученное нами в Институте Гнесиных и в Московской консерватории, в узкие рамки одной культуры, даже такой уникальной, замечательной, интернациональной, как еврейская, не упаковывается! В этих рамках такому коллективу ( а нам тогда было от 18 до 28 лет), с таким-то темпераментом и такими пожаром  в душе – в рамках одной культуры было тесно. И мы экспериментировали постоянно. Что  делаем и до сих пор!

Красивого звука недостаточно для счастья

У нас  в коллективе, в основном, - дирижеры-хоровики. Но, как известно,  у любого дирижера-хоровика должен быть голос, а значит он получает и второе образование – вокальное. В результате у нас в хоре тот редкий синтез, когда высочайшая музыкальная эрудиция, культура и профессионализм сочетаются с хорошими певческими голосами. Не в упрек вокалистам будь сказано, но редкий вокалист имеет такой широкий кругозор и музыкальную подготовку, как теоретик, пианист или дирижер – в силу того, что первые учатся музыке с детства, а голос нередко обнаруживается у взрослых людей, которые никогда не занимались музыкой. Отсюда и шутки музыкантов, что  у вокалиста вместо мозга - резонаторы для красивого звука. А просто красивый звук – этого недостаточно для счастья! У быка тоже красивый звук, но в нем нет  интеллекта. В человеческом же голосе он обязателен, как и  эмоции. Без них даже при необыкновенной красоте голоса трудно быть по-настоящему интересным публике. Без них певец – лишь инструмент. А надо еще, чтобы был хорошо, профессионально играющий на нем! В нашем случае  - все умелые мастера. Все – с высшим дирижерско-хоровым образованием. И в этом наша сила.  Если б были  просто вокалисты – не было б такого коллектива. У нас - такой полет фантазии, многообразие жанров, стилей и направлений, что нам никогда  не бывает скучно. И тупика нет в природе – как нет тупика в музыке. Музыка беспредельна, бесконечна.

То, что мы вместе в таком составе - это судьба.  Это как брак, который совершился на небесах, хотя  инициаторами выступили инвесторы из Северной Америки, а фактическим создателем коллектива явился  я. Нашей задачей  как хора московской синагоги было возродить историческую традицию иудейского храмового пения, которая до Октябрьской революции существовала на высоком уровне. И вот в конце 80-х я собрал свое окружение – с кем учился в Гнесинке, работал и заразил их этой идеей, которая со временем переросла  из еврейского хора в сегодняшнюю арт-группу.  Так что наши корни - там,  в юности.  Мы учились вместе с  Михаилом Кузнецовым,  обладателем редчайшего голоса - тенора-альтино. Поклонники восторгаются сочетанием его, по их выражению,  бесовской внешности и ангельского голоса.  Это действительно завораживает  - такое сочетание несочетaeмого. Евгений  Тулинов -  тоже из Гнесинки, и у нас он так распелся,  что сейчас у него  просто сумасшедшей красоты тенор. С первых дней в коллективе еще один гнесинец –  Алекс Александров. Валентин Суходолец – консерваторский выпускник. У него есть опыт работы в европейских оперных театрах. Он прекрасно владеет итальянским, английским.  Это нам помогает, когда мы исполняем «международный» репертуар – мировые хиты, арии из мюзиклов, джазовые композиции, которые вызывают живой отклик у наших слушателей. К слову, у каждого в коллективе есть своя роль. Для явно эстрадного уклона я нашел  в Минске Олега Бляхорчука, который в этом – профи. Но все мы - одной породы, одной школы и разговариваем на одном  музыкальном языке. Поэтому мне не надо долго объяснять, что и как делать -  они все  прекрасно понимают меня с полуслова.

Что почем?

Не надо думать, что у коллектива всегда все было так гладко, как у ракеты, которая летит к цели. Наша ракета не всегда летела, и были сложные периоды непонимания, когда название «еврейский хор» не находило живого отклика, потому что в этом имени  была заложена этническая ограниченность, и для пиара это было неправильно. Любой национальный коллектив обрекает себя на узкий круг слушателей – представителей этой национальности и истинных ценителей, любители музыки, эстетов.  Правда, чтобы выйти на широкую аудиторию, ограничивать себя  лишь национальным репертуаром нельзя. Но мы благодарны тому периоду жизни коллектива - это наша история, это время, когда мы были захвачены  незнакомой красотой и сумасшедшим потенциалом этой музыки. А потом наступили сложные времена, когда политические силы, которые нас образовали, потеряли к нам интерес, потому что мы не хотели быть политическими фигурами.  Просто у нас другое горючее, мы едем только вперед, а назад и в сторону – не хотим!  Мы хотели быть творческим коллективом и только творчество нас увлекало. И тогда от нас отказались, понимая нашу несговорчивость, которая проявилась уже в 1991 году,  на третьем году нашего существования. Драматический момент был, когда мы приехали в Америку, и там нас не приняли, поотменяли все концерты. А у нас  даже не было обратного билета. Так нас решили проучить за нашу несговорчивость. Помню, сижу я на деревянном настиле под Нью-Йорком, рядом - восьмилетняя дочка, коллектив - в состоянии подавленности и я должен принимать какое-то решение -  что делать дальше, где взять денег,  как  улететь обратно? Грешен - я  даже всплакнул при ребенке. Она спрашивает: «Папа, что происходит? Почему ты плачешь?». Да вот, отвечаю, понимаешь, у меня нет ларька, нет рынка,  нет нефтяной вышки. У меня есть звуки, которые я никак не могу продать. Не хочу выглядеть коммерсантом, но надо  на что-то есть и как-то улететь отсюда… На что она мне говорит: «Я не понимаю, что ты так расстраиваешься? - Ты же приносишь радость людям, а это стоит намного больше, чем  магазин или вышка!». И это стало переломным моментом. Я встал, собрался и принял решение. Мы благополучно улетели в Москву, но и там нас не ждали. Ни кола, ни двора у хора не было. И что толку, что у нас такой уникальный коллектив, который  здорово поет?! Мы оказались никому не нужны. И тогда мы  позвонили Борису Абрамовичу Березовскому. Он поддержал нас, за что мы ему очень благодарны,  но потом начались  выборы – и ему стало не до нас. Спасибо, Иосиф Давидович Кобзон взял нас в свой прощальный тур и таким образом открыл хор бывшему Союзу и Израилю. А потом  Кобзон обратил на нас внимание Юрия Михайловича Лужкова, благодаря чему мы получили статус государственного коллектива, что для нас очень важно. Такова вкратце наша история.

…С ними пели Пласидо Доминго и Хулио Иглесиас, Лайма Вайкуле и Олег Газманов, Филипп Киркоров и Николай Басков, Надежда Кадышева и Борис Моисеев. В совместных выступлениях со звездами Арт-группа «Хор Турецкого» ищет равноправного партнерства. Это не бэк-вокалисты. Это две  модели, которые сочетаются и выдают новый, оригинальный продукт. «У меня не было проблем «затащить» звезду, то есть уговорить ее спеть с нами, - шутит Михаил. - Мы находим свободную нишу, где звезда могла бы работать, но для этого ей нужен партнер. Эдакое «парное катание», чтобы получить новые ощущения. И я угадываю в артистах это желание, «втаскиваю» их в свое поле, что и нам, и им, и зрителям приносит радость. Мы и Аллу Борисовну Пугачеву хотим привлечь сделать что-нибудь совместно. Это могучее человеческое и музыкантское нутро. И моя давняя мечта –  это  Шарль Азнавур и Барбара Стрейзанд! А что? Мне кажется, это дело времени.

Елена Цыганкова
Журнал «Лица», март 2004 г.

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz