Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

«Мы продали Кремль за десять дней!»

От них ждали стеба, пародий и еврейских песен того, что отличает Хор Турецкого « от прочих коллективов, расплодившихся во множестве в музпростанстве. И, конечно же, получили.

Правильное позиционирование, выигрышная игра на том, что другим в голову не приходит делать... Да, Хор Турецкого - это уже бренд, который ценят и которому позволяют экспериментировать без угрозы растерять зрительские очки (завзятые рокеры закрывают глаза на поп-хиты в репертуаре хора, а те, кто ходит в синагогу, охотно мирятся с лагерным шансоном).

Всем сестрам по серьгам, и не абы каким, а филигранно выточенным. И если даже кто-то недовольно бурчал, что турецкие» в качестве еврейского хора сто очков давали турецким «попурристам, он же на концерте отбивал ладони и кричал Браво!».

Хор Турецкого не скупился на провокации. А публика не просто охотно на это «велась», она не щадила батареек своих сотовых, устраивая восторженную иллюминацию. По правде сказать, все ж с подачи Михаила Турецкого, без передышки выдающего остроты, ерничества, рацпредложения. Ну а как иначе связать всю ту эклектику, что исполняют «десять коллекционных голосов»? Не банальным же «следующим номером прозвучит». Тем более что следующее могло состоять из полудюжины отрывков из разных музыкальных произведений: во французский шансон вдруг дерзко вклинивается классика, в советскую песню джаз, в мюзикл романс и так до бесконечности (прибавляйте оперу, духовные молитвы, блатной фольклор). Перехода не почувствуете: жанры виртуозно ассимилируются, эволюционируют процесс этот бесконечен. Теперь хор жаждет попробовать свой репертуар в новой обработке с легким металлом, ко всему остальному.

В Бишкек Хор Турецкого привез уже знакомую (однако видеоизменившуюся) по прошлому году программу. Кстати, выяснилось, оба раза арт-коллектив приезжал сюда по приглашению Максима Бакиева. Что скажешь? Вкус хороший у молодого человека, не стал размениваться на Виа ГРУ», глазу милую, ушам страх.

Были песни про любовь в тепличных условиях» (Шарля Азнавура и Мирей Матье), о настоящих профессионалах» (там, где первым делом самолеты).
- О, девушки улыбаются и хлопают! Никто не обиделся, - констатировал Турецкий. - Они все понимают и ценят профессионалов.

Поскольку не только любовь и голод правят миром», как говаривал цитируемый на концерте Маркс, прозвучала и Money». Вернее, даже не прозвучала, а была сыграна артистично и в ролях. Впрочем, ни на одной композиции солисты не замирали истуканами: в ход шли шляпы, розы, жесты, гримасы и прочий доступный материл. Кое-каким счастливцам удалось прижаться волнующейся грудью к кумирам и даже повальсировать.

- Все, кому меньше семидесяти двух, могут танцевать без страховки, подбадривал руководитель хора (он же конферансье) Турецкий.

Но чтобы разбавить неоправданно романтическую атмосферу», исполнили что-то из советской поп-культуры на тему измены и неразделенной любви.

Были почти все знаковые песни теперь уже нашего времени, включая «Наш Кыргызстан, вперед лети» (далее по тексту вплоть до винтовки в руках).

- Хор Турецкого без спонсоров и вне политики, иронично добавил Михаил.
И отправил слушателей в СССР ровно на 3 минуты 47 секунд (столько длилась битловская Back in USSR»). Ибо все хотят хоть на чуть-чуть назад в безвизовый режим и рублевую зону. И пока эти минуты с секундами шли, на сцене буйствовал десятиметровый шелковый стяг с серпом и молотом (разборный, оказалось впоследствии дабы проход в самолете не заграждать).

Второе отделение получилось посерьезнее: оно включало литургии, армстронговскую Let my people go» и русские народные вроде Окрасился месяц багрянцем». Тут женские сердца не выдержали, выплеснув эмоции, а заодно и таланты: какая-то зрительница неплохим голосом затянула «Поедем, красо-о-отка, кататься». Турецкий удивленно сказал: - Соскучился я по женскому вокалу». И на реплику «Возьмите к себе», отшутился: - «А инвестор есть?».

Но не думайте, что под конец всем взгрустнулось: народ выплясывал под Хаву нагилу», Крутится-вертится шар голубой» (посвященный лучшим представителям шоу-бизнеса) и проч. Поначалу просто ерзая на сиденьях, а потом и вовсе заполонив пространство перед сценой.

Напоследок золотые голоса» благословили Кыргызстан а капелла Многая лета». И только когда последний поклонник покинул концертный зал, удалось поговорить с музыкантами. Сначала вышел только Турецкий: мол, ни к чему участие всех, все равно мнение едино, а артистам отдых положен. Потом подошел Евгений Кульмис, обладатель волшебного баса-профундо, от которого экстаз сразу и надолго.

- У нас продолжается мировое турне: 75 городов России. Следом Америка, ЮАР, Китай, Израиль, Германия, - делится Турецкий. - Ездили по России, старались сделать шоу уровня Лас-Вегаса: свой самолет, свой поезд, тонны оборудования. Конечно, все было распиарено. Но мы и без этого можем дать концерт, собрать публику и при этом не разориться (коллектив живо выведывал, есть ли у него надежда увидеть в этой жизни не полупустой бишкекский зал. И обещал сказать «ай-я-яй» устроителям за высокие цены. - авт.). Двести выходов на сцену за год да, опасно. Поэтому ждем июльские отпуска.
Чревато, естественно, для самих голосов; высокая нагрузка не только от семей отлучает. Хотя…  Крепкие семьи разрушиться не могут. Даже моряка полгода ждут. А наши артисты домой чаще возвращаются.

И умудряются обзавестись наследниками: минувший год папами сделал троих солистов.
- У вас была возможность эмигрировать, скажем, в Израиль, где вас любят?

- Ну, у нас в коллективе всего-то евреев я и пара полукровок. Ни я, ни мои близкие не желают уезжать. У меня отец войну прошел, он любит Москву. И я. Почему я должен хотеть в Израиль?

- У вас не гастроли, а галоп?

- Иноходь, я бы сказал.

- Вам некогда оглянуться по сторонам. Значит ли это, что вы гастролируете ради денег исключительно, а не ради того, чтобы получить какие-то впечатления, поймать вдохновение?

- Ах! Мы успеваем получить впечатления и вдохновение. Это первое. Второе: мы никогда не гонялись за деньгами. Мы не развалились за пятнадцать лет, тринадцать из которых были без денег. Да, люди уходили в бизнес, зарабатывали деньги на другом, но пение их жизнь. Так что это не побег за деньгами. Да, где-то можем силы не рассчитать: приезжаешь и не можешь отказать. «Ну когда вы еще к нам приедете!» Вот и добавляются в график тридцать второй, тридцать пятый концерт. Все с аншлагами. Мы так умудрились «продать Кремль» - за десять дней три дополнительных битковых (!) концерта (имеются в виду билеты на концерты в Кремле. - авт.).

- Как вы отнесетесь к тому, что кто-то захочет уйти из коллектива, поменять профиль? Это я к тому, что вы коллекционные голоса. А коллекцию холят, лелеют и пополняют новыми экземплярами.

- Можно без кокетства? Свято место… Чтобы найти кого-то, надо потерять. Когда от меня кто-то уходит, я думаю: это точно освобождается место для кого-то лучшего, талантливого.

- Вы диктатор?

- Чтобы руководить, надо держать дистанцию. Стараюсь с артистами по девочкам не ходить и водку не пить. Я диктатор. Но со вкусом.

- Зачем репертуар попсовым так сильно разбавляете? Опускаетесь до уровня публики?

- А что такого попсового мы исполнили? - встрепенулся со смехом Кульмис. Синий туман»?

- Слава (Добрынин. - авт.), кстати, в восторге, - тут же пояснил Турецкий.

- Ну мы же из «Рефлекса» или «Хай-фай» не поем, - продолжил Кульмис.

- А публика! - рассуждал Турецкий. - Даже тот, кому слон на ухо наступил, уйдет с концерта довольным... Потому что спето будет так…

- А глядишь, и что-нибудь для себя вынесет, - пожал плечами Кульмис. - Хотя воспитание вкуса это не самоцель. Просто школа: мы так много учились, что по-другому не умеем (у каждого за плечами Гнесинка, или Свешникова, или Глинки, или Московская консерватория. - авт.).


P.S. Выражаю благодарность казахам за то, что задержали музыкантов в Алматы и хор не успел добраться до информагентства, из-за чего Михаил Турецкий компенсировал опоздание билетами на концерт. Еще большое спасибо артистам за то удовольствие, что они подарили слушателям, несмотря на жуткую усталость и плотный график.

P.P.S. Дабы облегчить жизнь кыргызского журналиста, арт-группа выдала на руки внушительную пресс-подборку, в которой не только перечень самых распространенных вопросов (а не доставайте звезд банальностями!). Там обнаружились и биографии певцов, и перечень композиций (внушительный!), и вкусные подробности из жизни», и отзывы солидных СМИ и коллег Иосифа Кобзона, например. Так вот, делюсь с читателем этими историями.

Хор Турецкого обязан своим рождением старикам, певшим по праздникам в синагоге скрипучими, непоставленными голосами. И вот эта простота без фальши (душевной) сподвигла Турецкого на то, чтобы возрождать традиции еврейской духовой музыки. Ну а поскольку для коллектива нет запретов в музыке (делай то, что умеешь, а умеешь многое) здравствуй, вольное обращение с классикой и молитвами. В итоге попытка сделать классическое эстрадное шоу. И правила здесь жесткие: утром репетиция, вечером концерт, ночью самолет. Помятый вид - штраф, спиртное «до» - опять же штраф. Никто не спорит, как и с утверждением, что в палитре голосов с диапазоном в 4 с половиной октавы без труда определяешь, кто здесь главный. Хотя в хоре все голоса от кутюр», единственные и неповторимые, как и их обладатели. Олег Бляхорчук, к примеру, чисто романтичный герой с лирическим тенором, которому доверяют нежные песни. Артур Кейш может заменить 11 предметов ударной установки, а голос одновременно и эстрадный, и джазовый, и классический. Кстати, Артур чрезвычайно артистичен - любую композицию «иллюстирует» так, что глаз не отвести. Алекс Александров блистательно может спародировать известных людей, да еще не только поет, но и ставит хореографию. Упомянутый Евгений Кульмис вообще-то и не думал петь на сцене: получил образование музыковеда. А потом от теории решил отойти, попробовав музицировать самостоятельно. Так обнаружилось, что его бас может брать на октаву ниже, чем обычно такое в природе встречается чрезвычайно редко. У Михаила Кузнецова уникальный тенор-альтино, позволяющий исполнять женские оперные партии, написанные для колоратурного сопрано. Таким уж уродился», скромно замечает.

Перечислить достоинства каждого из десятерых артистов невозможно, ибо газетной площади мало, а хочется рассказать парочку интересных случаев. Итак, через два дня после терактов в Америке хор должен был выступать в Торонто. Шесть утра, несусветная рань, толпа ящиков с аппаратурой, суровые и уже бдительные таможенники, которые, конечно же, заявили, что не пропустят не успевают проверить. И что же? Артисты сами понимаете, отнюдь не в смокингах затягивают гимн США. Овации и ни один ящик не вскрыт. А десятью годами раньше, в первый их приезд в Америку, решили исторический момент заснять на камеру естественно, с пением в аэропорту. Так познакомились с импрессарио, организовавшей им гастроли по Штатам. Совсем не в ванной, как в расхожей шутке про шоу-бизнес.

Татьяна Орлова
Газета «Моя столица-новости»,
25 апреля 2006
Бишкек

Hosted by uCoz